СУТЕР Р. ИНТЕРПРЕТИРУЯ ВИТГЕНШТЕЙНА: ОБЛАКО ФИЛОСОФИИ И КАПЛЯ ГРАММАТИКИ.
Публикация №1109149092 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Рональд Сутер, профессор философии Университета штата Мичиган (США), отмечает, что, согласно традиционному представлению, философия дает истинное рассмотрение вещей и основание всего познания. Подобного представления придерживались Г. Фреге, Дж. Э. Мур, Б. Рассел, ранний Л. Витгенштейн. Так, по разъяснению Мура, первой и самой важной задачей философии является общее описание универсума как целого. Поздний Витгенштейн радикально разрывает с этой традицией, ставя перед философией чисто деструктивную задачу: не решать, но снимать философские проблемы, показывая их бессмысленность. В связи с этим автор возражает против утверждения Э. Кении о наличии у Витгенштейна позитивной концепции философии: Витгенштейн не признавал подлинных философских проблем, рассматривая юс как языковые затруднения.
Вечно женственное: образ «второго» пола в истории философии
Публикация №1109149068 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В современной России, где произошел отказ от официальной и единственной философии, ведутся поиски основ для нового мировоззрения. Они занимают представителей самых различных слоев общества, особенно тех, кто был ранее обделен или считал себя таковым. Активно развиваются и гендерные исследования. Очевидно, что положение женщин в современном мире изменилось и требует своего осознания. Они борются за равноправие в различных областях, одна из которых – сфера интеллектуальной жизни. Феминистками осмысливается природа «женского», а соответственно, и «мужского» начал в обществе и культуре. Однако при подходе к данной проблеме возникает необходимость анализа общего понимания «человеческой природы».
Мировоззренческий смысл русской философии права
Публикация №1109149045 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Рассматривая русскую философию права, вряд ли можно прояснить вопрос, принимая во внимание десяток другой разрозненных работ по философии права этике, принадлежащих перу русских философов и проникнутых русским национальным духом. Было необходимо рассмотрение того самого русского духа, творящего право и государство. Этот процесс шел двумя путями: с одной стороны через углубление и одухотворение славянофильского идеала, а с другой - через позитивное усвоение западных идей правового государства.
Классика и современность в современной эстетической теории
Публикация №1109149026 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Существенные изменения на данный момент претерпевает понятийный аппарат эстетики, происходит содержательная переоценка основных категорий эстетики: возвышенное заменяется удивительным, эстетика безобразного исследуется наряду с прекрасным и давно получила свой статус как эстетическая категория… Многим это представляется как посягательство на святая святых классической эстетики, другие видят в этом приближение теории эстетики к сущности искусства, которое сегодня представляется скорее не как отражение реальности, а как внутренняя саморефлексия художника. Всесторонняя эстетизация современной культуры, на наш взгляд, должна рассматриваться как свершившийся факт деятельности.
Публикация №1109149005 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Ощущение «потери», «конца», «смерти» («потери смысла», «конца истории», «смерти искусства, Бога, субъекта») оформилось… и стало жить естественной, плодотворной — в противоположность эсхатологическим номинациям — жизнью. Оно стало настолько очевидным, осязаемым, что возмутив гладкость поверхности взгляда, отстоялось, став привычным и таким своим. Отчуждающий себя и реальность, саморефлексирующий взгляд неминуемо приобрел некоторую о-смысленность, достаточную для того, чтобы «навсегда потерять охоту жить дольше и участвовать и исторической работе, постигнув с полной ясностью важнейшее условие всякой деятельности, именно ту слепоту и ту несправедливость, которые царствуют в душе каждого деятеля» (Ф. Ницше).
Поэтические игры с пустотой московского концептуализма
Публикация №1109148984 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Для концептуальной эстетики огромное значение имеют категории «неизвестного», «неопределенного», «ничто», «пустоты».
Вся современная русская поэзия пишет о пустоте. Поэты же московского концептуализма пишут пустотой языка, что метафорически обозначается как «драматургия предмета и языка его описания» (Пригов Д.А.).
Публикация №1109148965 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Человеческая жизнь, безусловно, предстает перед нами как некоторая целостность. В то же время она различена для каждого из нас в нашем восприятии на периоды, события, воспоминания, допущения, прогнозы. Вслед за Августином, нам приходится признать, что мы начинаем умирать с момента рождения, но шаг от рождения до смерти предстает чередой воспринимаемых образов, окрашенных положительно или отрицательно. Жизнь наполнена событиями, производимыми нашей же деятельностью.
Упорядочивание хаоса: образы и иероглифы
Публикация №1109148941 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Не так уж много в современном мире существует закрытых тем, поэтому они носят специфический характер. Так можно бы было сказать, что большая часть вопросов, связанных с заведениями под названием «туалет» затушевывается в нашем повседневном дискурсе, а в научной или художественной литературе имеют гриф «секретно». Это одна из маргинальных зон, то, что избегает рефлексии, но при этом вызывает повышенное внимание у всех без исключения лиц, вовлекаемых в разговор. О таких вещах «не принято» говорить в обществе, и тем не менее часто подобные разговоры случаются.
Предзаданная виртуальность чуждого
Публикация №1109148919 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Человек отличается от животного способностью к целеполаганию, — так запечатлелся в моей памяти первый антропологический постулат марксизма. Не стану возражать. Но, как только целеполагание стало рассматриваться таким образом, философский и культурный контекст нашего бытия преподнес нам ключевое понятие «кризис». Цель, где и как бы ее не ставили, неизменно исчезала. Так оформился ряд философских «смертей». Причем независимо от того, была ли выполнена поставленная задача или нет, впереди нас неизменно встречает тупик. Безысходности нет. Мы поворачиваем и вновь движемся вперед, т.е. к новой цели, но снова оказываемся в тупике.
Публикация №1109148898 23 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Есть ли ситуация, в которой чувствуешь себя более комфортно, получаешь однозначный опыт признания, настолько более простая, нежели та, где ты выступаешь рассказчиком анекдота, над которым смеются? Анекдот является неким оживляющим фактором. Он заполняет паузу, снимает напряжение и усталость, «разряжает» обстановку. Можем ли мы при этом однозначно определить, что же он представляет сам по себе?
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK