Идея коллективной нравственной ответственности
Публикация №1108669041 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Общетеоретическое и историко-культурное исследование проблемы коллективной ответственности позволяет прояснить механизмы моральной оценки в той сфере, где основными акторами являются большие группы людей, а также выявить некоторые нормативно-этические основания коллективного покаяния, справедливой войны, наказания корпораций, позитивной (или компенсаторной) дискриминации.
Анализ культурно-исторических факторов, которые обусловили негативное отношение к феномену коллективной ответственности в западной моральной традиции. Оценка их нормативной значимости и установление пределов функционирования разных типов коллективной ответственности, которая в целом представляет собой морально оправданное и абсолютно необходимое явление.
Происхождение зла и человеческая свобода (о Шеллинге). 1992. (Якобс В.)
Публикация №1108669017 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Вильгельм Якобс — президент Международного общества Шеллинга, автор многочисленных исследований, посвященных немецкой классической философии, один из издателей и ответственных редакторов первого полного собрания сочинений Шеллинга, издаваемого Баварской академией наук. Публикуемым докладом открывалось первое пленарное заседание симпозиума, проведенного Международным обществом Шеллинга с 13 по 17 октября 1992 г. в Леонберге (ФРГ). Доклад печатается с незначительными сокращениями.
Феномен русского средневекового города как культурно-философская проблема
Публикация №1108668996 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Рассмотрение феномена русского средневекового города как культурно-философской проблемы предполагает обращение к зародившейся относительно недавно области научного познания — философии города. Она имеет возможность развить новые направления в области истории и культурологии, представив город как «конкретную метафизику» [1] — сознательную или интуитивную конкретизацию метафизических начал социально значимое коллективное творчество. С точки зрения семиотики город может быть рассмотрен как текст, требующий «соответствующего герменевтического способа его прочтения»
Эстетический феномен в контексте античной и новоевропейской цивилизации
Публикация №1108668973 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Как отмечают исследователи, в античности сложились условия для автономизации эстетического отношения. В этом плане мировоззрение граждан античного полиса и жителей городов древних цивилизаций Востока сильно различалось. Для грека характерно было восприятие тела не изнутри, а извне как пластически организованной структуры. А.Ф. Лосев называет такое мировоззрение не просто телесным, а пластическим, даже скульптурным.
Публикация №1108668952 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Первоначальной формой сознания, господствовавшей на доцивилизационной и раннецивилизационных стадиях развития человечества, была мифология. Ей присущи помимо всего прочего такие признаки, как ориентация на космическую целостность в любой деятельности, партиципационность мышления (сопричастность целого и части, присутствие во всех частях мира, сродство каждой части с другими и т.д.), циклическая трактовка времени, ценностная наполненность пространства и др. По мере развития общественной жизни происходит дифференциация деятельности на труд, науку, виды экономической и политической жизни и т.п.
Эстетика В.С. Соловьева на пороге XXI века
Публикация №1108668931 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В.С. Соловьев был адептом и самым ярким выразителем принципов классической парадигмы в эстетике. Жизнь Соловьева оборвалась на рубеже XIX — XX столетий — времени смены классической парадигмы на неклассическую и постклассическую. Следует ли из этого, что Соловьев остался в прошлом, в том веке, в котором протекала его жизнь, или его идеи выходят за рамки биографических координат и вступают в диалог с нами, стоящими у порога XXI века? Несомненно, в размышлениях русского философа на эстетические темы есть моменты, которые отходят от норм классической парадигмы и звучат в унисон с неклассическим и особенно постклассическим образом мысли. К классической парадигме в философии и эстетике принадлежит учение о всеединстве.
Эволюция концепций дизайна в российской массовой культуре ХХ века
Публикация №1108668901 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Биография российского дизайна сложна и неординарна, его возникновение и развитие во многом отличается от западного. Если в Западной Европе и Америке главной причиной, вызвавшей внимание к оформлению вещей, к приданию им эстетического вида, была конкуренция фирм на рынке, то в России этот процесс протекал по-другому. Время расцвета российской теории и практики дизайна — третье десятилетие ХХ в., когда основной заказ на дизайнерскую продукцию шел от государства и носил скорее идеологический, нежели чисто экономический характер. Это определило высокую степень семиотизации дизайнерских разработок и их направленность в сторону создания агитационно-массовой видеосферы общества.
Парадигмы эстетики: прошлое — настоящее
Публикация №1108668878 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В тезисах доклада дается характеристика трех парадигм эстетики: классической, неклассической и постнеклассической, соответствующих трем эпохам в развитии художественной культуры: классической, модернистской и постмодернистской. Классическая парадигма возникла на достаточно высоком уровне развития философии (сер. XVIII в.), когда во весь рост стоял вопрос о соотношении идеального (всеобщего, бесконечного), умопостигаемого и реального (конечного, единичного), чувственно воспринимаемого.
Публикация №1108668800 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Что такое старость цивилизации? Что наступает после нее? На этот вопрос можно ответить однозначно: цивилизация подходит к своему концу, она изжила свои силы, и ей предстоит переход в новое качество. Как произойдет этот переход — в форме ли катастрофы, когда на руинах одной цивилизации вырастает совершенно другая, с иным этническим составом, другим языком и культурой, или этот переход произойдет плавно, за счет впитывания в себя новых сил, воздействующих извне и ассимилируемых в теле «старческой» цивилизации, — вопрос особый, для хотя бы приблизительного ответа на который требуется проведение исторических параллелей. Подобную параллель можно провести между «поздними годами» новоевропейской и античной цивилизации, преподавщей исторические уроки образа жизни целой формации и ее кончины.
О границах культурологии и эстетики
Публикация №1108668775 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Прежде чем определять границы между культурологией и эстетикой, следует выяснить границы культурологии как науки. Что находится за пределами ведения культурологии? Видимо, то, что существует само по себе, а не как поле человеческих ценностных смыслов и их носителей — артефактов. Запредельными по отношению к культуре являются природа и трансцендентный мир. Можно сказать, что поле культуры располагается между природой и сферой ноуменального так же, как человек живет между природой и Богом.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK