Публикация №1108466456 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Известны многочисленные попытки представить анекдот как миф и даже более того — все анекдототворчество как новую мифологию. Трудно, однако, согласиться с рассмотрением анекдота как варианта или разновидности мифа, ибо миф — это не просто сказка, предполагающая доверие к рассказанному.
Понятия апперцепции и рефлексии у Канта и понятие рефлексии у Гуссерля
Публикация №1108466419 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В своей преподавательской деятельности Кант работал с тем истолкованием понятия рефлексии, с которым имела дело современная ему философия [1]. Именно этому школьному истолкованию отводит он значительное место в лекциях по логике, в антропологии и своих черновых заметках, которые, с точки зрения М. Лидтке, издатели весьма неудачно озаглавили «Рефлексиями» [2].
Понятие воображения в феноменологии Гуссерля
Публикация №1108466397 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Роль фантазии в феноменологическом познании часто понимается как ведущая. Такое понимание опирается на неоднократно рассматриваемый Гуссерлем метод чистых эйдетических наук — для этого метода безразлично, в какого рода опыте теоретик достигает эйдетического созерцания идеальных всеобщностей. Опыт как таковой в чистых науках о сущностях «если и функционирует, то функционирует все же не как опыт» [1]. Эти науки, «исключительно свободны от каких-либо полаганий фактического, или же, равнозначно, в них никакой опыт не может принимать на себя функцию обоснования именно как опыт, т.е. как сознание, схватывающее или полагающее реальное существование» [2].
Публикация №1108466374 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
I. Феноменологический метод считается вписанным в философское направление, известное под общим именем: трансцендентальная философия. Сам Гуссерль рассматривал универсальную дескриптивную науку о чистых данностях как проясняющее завершение и, одновременно, начало того стремления к чистой универсальной философии, которое устанавливается, начиная с открытия cogito. К сожалению, в отличие от явного обращения к картезианству, постулируемого в основных трудах Гуссерля, феноменологический диалог с кантовской философией еще только предстоит будущему изучению и интерпретации. [1]
Исповедальное слово в кабинете психолога
Публикация №1108466353 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Конец ХХ века. Мы вступаем в следующее столетие в специфической ситуации: изуродованная планета, социально-психологическая перестройка общества, экономическая неустроенность, секуляризованный человек. Меняются привычки, традиции. «Моральный кодекс строителя коммунизма» тихо забыт, новые моральные принципы жизни в миру никем не формулируются. Жизнь для подавляющего большинства россиян становится все труднее. Не удовлетворяются основные базисные (Маслоу) потребности человека. Сегодня многие жалуются на чувство одиночества, покинутости, ненужности, неверия в себя, в будущее. Человек давно уже утратил свой ореол образа и подобия Божия и стал просто объектом, обреченным на муки быть наедине со своими страстями, печалями, ограниченными возможностями.
Гуманизация воспитания и обучение на основе гендерного подхода
Публикация №1108466331 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В 80-е годы 20 века в феминистской теории ключевой категорией анализа в определении понятий «мужественность» и «женственность» становится гендер (от латинского «иметь женские качества»). Молодые историки стран Западной Европы и Америки стали заниматься историей женщин, полагая, что изучение прошлого и анализ современности должны опираться на информацию, касающуюся обоих полов, а не только мужского.
Публикация №1108466311 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Любой знак, согласно знаменитой концепции Ф. де Соссюра, есть соответствие означающего и означаемого. Однако на уровне бытия знака подобное соответствие остается формальным признаком, практически недостижимым в том случае, когда речь заходит о циркуляции знаков по телу социума. Что значит для некоторого означающего полностью совпасть со своим означаемым? Можно говорить, к примеру, о всеобщем благе или справедливости, но их означаемые, обеспечиваемые и поддерживаемые социальными практиками и институтами, предусматривают некий радикальный прерыв, зазор, — прибавочное означающее, которое уводит нас от прямой имплантации блага или справедливости в тело социума.
Судьба вещей в эпоху глобализма
Публикация №1108466289 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В лице глобализации мир сталкивается с необратимым изменением господствовавшей со времен возникновения новоевропейской учености картины мира. Одна из наиболее существенных и радикальных метаморфоз затрагивает сферу производства вещей, область бытования которых стремительно сужается и практически полностью исчезает. Можно описать произошедшее здесь изменение следующим образом, — то, что захватывает и привлекает наше внимание, переместилось с вещи на ее упаковку. Более того, сама вещь стремительно превращается в упаковку, в набор некоторых внешних функций и свойств.
Публикация №1108466269 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Энди Уорхол считал, что если публика восхищается картиной, созданной в единственном числе, то она с тем же пылом станет восхищаться этой картиной, предъявленной в десяти, ста или тысяче экземплярах. Платон бы, без сомнения, понял, о чём говорит гений поп-арта: речь идёт о фундаментальной не оригинальности проживаемого нами мира, (мира, в котором любая вещь является лишь распечаткой с оригинала, имеемого в виду либо как мир идей, либо как чистое (идеальное) условие творческого акта.
Эволюция жанра древнерусского хождения и проблема интертекста в паломнической литературе XVI–XVII вв.
Публикация №1108466215 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В путевой литературе русского средневековья паломническим хождениям XVI-XVII вв. принадлежит особое место. Именно эта эпоха для древнерусского хождения стала пиком жанровой динамики: с одной стороны, отмечается его интенсивное развитие, с другой — существование на основе сочетания канона и процесса деканонизации, понимаемого не как отмирание жанра, а как его рождение в новом качестве, благодаря изменениям сложившихся родо-видовых традиций.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK