В.С. Соловьёв и историко-философская мысль его времени
Публикация №1109194593 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В эпоху, когда жил Владимир Соловьёв, в русской философии происходило интенсивное развитие новых идей. Соловьёв во многом опередил свое время и сформулировал проблемы, которые решали уже после его смерти. По сути, он являлся новатором, обобщившим уже пройденное в русской философии и давшим начало новому философскому периоду. С этой точки зрения характерно также место Соловьёва в развитии историко-философской мысли.
Суждения Н.А. Бердяева о «русском культурном ренессансе» и настоящее значение этого термина
Публикация №1109194575 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Словосочетание «русский духовный («культурный», как вариант. – А.Е.) ренессанс» стало известным нашему читателю после 1990-1991 гг., когда вышли в свет четыре различных издания книги Н.А. Бердяева «Самопознание» [1]. Но в научном обороте оно было и ранее; редко, но встречалось [2]. Сейчас, в постсоветской России им пользуются довольно широко; но всегда ли оно понятно?
О том, как поссорились два ученых мужа
Публикация №1109194556 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
публикуется впервые
История, о которой хочет рассказать автор, началась в стенах нашей alma mater в 1901 г., а закончилась через пять лет, в 1906 г. Зачем автор напоминает о ней, будет ясно в конце рассказа, а пока он представит вам главных ее участников.
В.С. Соловьёв и русская философия
Публикация №1109194530 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Глубина и обширность заявленной темы со множеством уровней и аспектов ее содержания очевидны. Но на ее полное рассмотрение автор и не претендует, надеясь лишь подсказать главное направление такового.
Культурное пространство России в соотношении виртуального и действительного
Публикация №1109194511 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Перед каждым человеком, осознает он это или нет, но стоит вопрос: В каком мире он живет? — реальном, действительном или воображаемом, придуманном, иллюзорном. В связи с ответом на этот вопрос индивид так или иначе определяет свое поведение, свои поступки (как поступать), свои социальные роли или роль. Тем более, что велика дистанцированность между его идеалом, ориентациями, намерениями и жизненным устройством. Что в свою очередь влечет постановку другого вопроса: идеал или жизненное устройство является иллюзорным или фактическим, или оба они (идеал и жизнеустройство) находятся в придуманном или в действительном мире? А в каком из двух миров: иллюзорном или реальном каждый человек предпочел бы находиться, существовать, да и само существование — реально или иллюзорно?
Вызовы глобализации: Этнический и религиозный экстремизм в современном мире
Публикация №1109194492 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В процессе глобализации – расширения и увеличения протяженности и интенсивности экономических, культурных и финансовых связей во всем мире – мы живем, все больше, не в «пространстве мест», а в «пространстве потоков», пространство «сокращается», время «исчезает», мир становится все более единым. Однако человечество вступило в крайне сложную эпоху своего существования, когда мир одновременно организуется и хаотизируется, глобализируется и локализуется, объединяется и разделяется. Существует мнение, что национальные границы начинают «исчезать» под натиском транснациональных компаний, и местные культуры все в большей степени подвергаются воздействию унифицирующей моды и инновационных тенденций, источником которых преимущественно является Запад. Действительно некоторые барьеры разрушаются.
Публикация №1109194474 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Что такое – человек? На этот вопрос отвечает человекам Апостол: Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6, 16). Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны. Егда нечистый дух, – сказал Спаситель, – изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмъ иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых [3].
Исповедь как ступень самопознания человека
Публикация №1109194455 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Исповедь — определенный вид творчества на границе между философией и искусством, когда объектом рефлексии становится не человек вообще, а личность самого пишущего. Жанры исповедальной словесности широки: от исповеди в собственном смысле слова до автобиографической прозы и философской литературы, в которой вселенское выражается через личное: беседы, размышления, письма. Можно без большой ошибки сказать, что в творчестве почти каждого писателя, поэта или мыслителя можно найти произведения, относящиеся к исповедальному жанру. Мы остановимся здесь на исповеди, в которой показаны не столько значительные вехи во внешней жизни человека, сколько коренные переломы в его внутреннем мире, которые можно назвать рождением души или, вернее, её пробуждением от духовного забвения. Классическим примером такого текста является, как известно, «Исповедь» бл. Августина.
Некоторые особенности ценностной системы космоцентризма (середина IV — начало II тыс. до н.э.)
Публикация №1109194434 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В своей «Философии культуры» М.С. Каган выделяет несколько ценностных систем, вокруг которых разворачивался культурный процесс. И первой в ряду этих систем он называет теоцентризм, господствовавший, по его мнению, со времен первобытности до эпохи Возрождения (С. 389). В этих коротких заметках мы попытаемся робко возразить уважаемому юбиляру, заслуги которого перед эстетикой и культурологией столь велики и многообразны. Причем возражения наши будут касаться только ценностной системы, присущей культурам Ближнего Востока и Северной Африки в эпоху ранней древности.
Культура и культурность в шумерском царском гимне (Shulgi B)
Публикация №1109194415 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Задача этих заметок в том, чтобы через самовосхваление шумерского царя описать основные черты культурного человека в шумерском обществе. Иным способом этого сделать не удастся, поскольку, как сказал Гегель, «Восток знал и по настоящее время знает, что только один свободен» [1], и таким единственным существом, находящимся за гранью великого закона Необходимости, здесь оказывается царь. Человека же как такового, вне возрастной, родственной и социальной привязки, древний Восток не знает вообще. Придется поэтому представлять себе человека через царя.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK