Рейтинг
Порталус

“...Чтобы было с кем "душу отвести"” На фото: “...Чтобы было с кем

Публикация №1108111907 11 февраля 2005

В круг людей, с которыми В.И. Ламанский был связан тесными научными и непосредственными человеческими отношениями, входили Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, Ап.Н. Майков, Ф.И. Успенский , К.Н. Бестужев-Рюмин. Названные имена принадлежат не только крупным, выдающимся деятелям отечественной культуры, но прежде всего личностям, чьё творческое наследие говорит о них как о столпах русской духовности и культуры. Это были люди, остававшиеся "верными заветам, смыслу и духу земли русской" [2] и в то же время являвшиеся представителями вершин не только русской, но и мировой культуры.

Полная версия публикации

"Телесная практика выражения" в концепции Gesamtkunstwerk Р.Вагнера На фото:

Публикация №1108111820 11 февраля 2005

Филологи, семиотики относят жест, эмоциональное интонирова-ние к "паралингвистическим" компонентам речи. Это оправдано при ана-лизе вербального языка. Но мышление осуществляется и в невербальных формах, поэтому и говорят о визуальном, музыкальном мышлении. Инте-ресно рассмотреть в связи с этим телесную практику выражения примени-тельно к языку музыки, и здесь обращение к нашим предшественникам даст нам немало поводов для интересных размышлений.

Полная версия публикации

Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе На фото: Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе, автор: admin

Публикация №1108111782 11 февраля 2005

Иммануил Кант предпринял попытку разрешить споры, возникшие в связи с проблемой времени между Ньютоном и Лейбницем, с одной стороны, между рационалистами и эмпириками, с другой, и, наконец, между математиками и метафизиками. Кантовский анализ природы времени и его способ разрешения связанных с временем антиномий оказал сильное влияние на трактовку этого понятия не только философами, но и естествоиспытателями ХVШ - ХХ вв.

Первый набросок трансцендентальной теории времени Кант дал в своей диссертации на должность ординарного профессора "О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира" (1770). Здесь уже содержатся основные положения учения о времени как априорной форме чувственности, как оно было развернуто Кантом более 10 лет спустя в "Критике чистого разума" (1781). Как и большинство философов ХУП-ХУШ вв., Кант в своем анализе времени опирается на предпосылки математической физики, со времен Галилея связывавшей между собой пространство, время и движение. Он рассматривает время и пространство с точки зрения "чистой математики", которая, по его словам, "дает в высшей степени истинное знание и вместе с тем образец высшей очевидности для других [наук]" [1] . К чистой математике Кант относит геометрию, механику и арифметику - самые достоверные, по его убеждению, науки.

Полная версия публикации

Проблема определения предмета философской компаративистики в его связи с историей философии На фото: Проблема определения предмета философской компаративистики в его связи с историей философии, автор: admin

Публикация №1108111755 11 февраля 2005

Термин «компаративистика» в историко-философских исследованиях употребляется в двух различных значениях: как сравнительно-исторический метод и как самостоятельная дисциплина. «Компаративистский подход в контексте историко-философского познания является частью (стороной, аспектом) общенаучного сравнительно-исторического метода… компаративистский подход в структуре историко-философского познания не тождествен компаративистской философии как самостоятельному разделу…» [1]. И если употребление сравнительно-исторического метода исходит из посылки об изначальном единстве и тотальности мировой философии, то для компаративистики эти единство и тотальность оказываются весьма проблематичными. Ее почва, напротив — принципиально различное мировидение, присущее Западу и Востоку, Древности и Новейшему времени, а подчас и концепциям одной и той же эпохи и культуры (наиболее ярко это проявилось в европейской философии ХХ в.). Этот факт приводил И. Канта к мысли о невозможности истории философии вообще: «Всякий философский мыслитель строит свое собственное здание, так сказать, на развалинах предыдущего, но и оно никогда не достигает такого состояния, чтобы стать прочным во всех своих частях. Поэтому философию нельзя изучать уже по той причине, что таковой еще не существует» [2].

Полная версия публикации

Страх и ответственность: этика технологической цивилизации Ганса Йонаса На фото: Страх и ответственность: этика технологической цивилизации Ганса Йонаса, автор: admin

Публикация №1108111731 11 февраля 2005

В современном мире глобальные катастрофы, переживаемые человечеством, из абстрактной проблемы превращаются в экзистенциальную реальность каждого человека. Кризис экологический и энергетический, технологическая и экономическая экспансия, ошеломляющие достижения в биологии и медицине - обсуждение этих тем можно встретить как на страницах академических изданий, так и в средствах массовой информации. Уже давно стали общим местом апокалиптические формулы вроде "сегодня само существование человечества поставлено на карту" и многочисленные призывы к поиску "новых духовных ориентиров". Можно сколько угодно иронизировать по поводу подобной риторики, однако избитость фраз вовсе не означает малозначительности и тем более исчерпанности стоящей за ними проблемы. Скорее это свидетельствует о том, что понимание причин, смысла и возможных последствий глобальных кризисов требует выработки новых адекватных инструментариев.

Полная версия публикации

Идея самопревосхождения в доктрине Плотина На фото: Идея самопревосхождения в доктрине Плотина, автор: admin

Публикация №1108111700 11 февраля 2005

Ученик Плотина Порфирий в написанной им биографии своего учителя нашел проникновенные и сочувственные слова для определения жизненной задачи великого мыслителя: "все силы свои он напрягал, чтобы преодолеть горькие волны этой кровавой жизни". Действительно, драматический, агональный дух пронизывает творчество римского платоника. Не случайны и не просто метафоричны в произведениях Плотина символические образы бегства из отчего дома, плавания вдали от родины и возвращения под родной кров. Человеческий удел для него - вечный уход, заброшенность на чужбине, блуждание во тьме и поиск света истинного бытия. Метафора пути, идущая от Гераклита, - путь вверх и путь вниз - задает схематику его онтологии и космологии, становясь также и императивом нравственной жизни человека: пасть, чтобы подняться; странствовать в мире, не забывая "милую родину" ("Одиссея"). Человеческое существование представляется ему постоянно воспроизводящейся одиссеей души, но, в отличие от бодлеровских пловцов, упоенных ветром странствий, "плывущих, чтобы плыть", плотиновские "пловцы" всегда сохраняют память о цели своего плавания, и те немногие из них, что способны преодолеть "путь вверх", находят предел своих стремлений в вечном покое сверхсущего, запредельного всякому движению. Ностальгия по безмятежности лежит в глубине их беспокойства. Этот специфически античный мотив отличает образ мудреца у Плотина от типологически сродных с ним - "фаустовских" - персонажей позднейшей европейской культурной традиции. Его герой (spoudaioj) преодолевает и свой путь, и свое земное существование. Но Плотин не дает ему успокоится даже на пределе такого преодоления, требуя от него большего, чем это допускала античная философская дисциплина - он выходит за пределы и бытия как такового. Атлет восхождения захвачен таким упоением, которому нет названия на человеческом языке, но которое пережито им самим как высшая радость и восторг души.

Полная версия публикации

КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА На фото: КОРОТКАЯ ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА, автор: admin

Публикация №1108111672 11 февраля 2005

Характеризуя свою умственную деятельность, человек, пользуется в основном двумя понятиями: память и мысль, которые соответственно обозначают способность мозга хранить и обрабатывать информацию. Умственная деятельность, в таком определении, является отличительной особенностью человека и выделяет его над всеми другими живыми существами. Человеку свойственно преувеличивать свою значимость и отмечать свое превосходство над остальным животным миром. Хотя очевидно, что именно природа сотворила человека со всеми его достоинствами и недостатками, в том числе: способностью к умственной деятельности и чувством собственного достоинства. Несмотря на то, что нет более совершенного творения, чем человек, законы, по которым творит природа, отличаются от тех, которыми руководствуется в своем творчестве человек. Когда человек создает необходимый ему предмет: дом, машину, т.д. он явно или неявно занимается оптимизацией конструкции. Минимизирует трудоемкость, расход материала, потребление энергии, габариты и т.д., и максимизирует долговечность, коэффициент полезного действия, мощность и т.д. Человек стремится создать оптимальную конструкцию, которая бы наиболее соответствовала его потребностям. Конечно, результат не всегда оправдывает ожидания, т.к. задача оптимизации сама по себе сложна и не всякий оптимальный проект может быть реализован. Но если получается что-нибудь, действительно стоящее, то этим творением гордятся авторы и любуются поклонники.

Полная версия публикации

Как устроен этот мир? На фото: Как устроен этот мир?, автор: admin

Публикация №1108111631 11 февраля 2005

Как устроен этот мир? Физическая наука полагает, что ответ на этот вопрос в целом уже известен, но есть частности, которые требуют более совершенных, чем в настоящее время, приборов и аппаратов, способных заглянуть в глубь материи и в даль Вселенной. Но при перечислении этих частностей создается впечатление, что мы находимся в самом начале процесса познания мира. К дискутируемым или не до конца исследованным проблемам сейчас можно отнести: устройство ядра, электрона, электрического заряда, природу гравитационных и электромагнитных сил ,происхождение и количество материи, возраст и размеры Вселенной, источники энергии звезд и т.д. При этом нельзя утверждать, что природа тщательно скрывает от нас тайны, но сегодня физическая наука отдает предпочтение оригинальности гипотез и теорий, что уводит исследователей в сторону от познания оптимальных (или простейших) законов природы. Подтверждением этого является современное научное представление о пространстве. Геометрическими свойствами пространства объясняют гравитацию, ограниченность скорости света, изменение направления распространения света и т.д. Вместе с тем, самая простая модель геометрического пространства - это трехмерная неограниченная область с евклидовой геометрией. Для того, чтобы превратить геометрическое пространство во Вселенную, т.е. физическое пространство, необходимо ввести в нее материю, используя при этом все знания о ней, которые накоплены к настоящему времени, а также исторический опыт создания различных теорий эфира, поля, вакуума.

Полная версия публикации

Точно ли, что можно мыслить, рассуждая и говоря о действии? На фото: Точно ли, что можно мыслить, рассуждая и говоря о действии?, автор: admin

Публикация №1108111611 11 февраля 2005

Что может быть замечательней нашего знания о сущем и должном? Ведь мы можем знать не только о возможном знании, но и о должном действии. Не странно ли знать и о знании, и зная о знании, знать о действии? Мыслим ли мы, когда спрашиваем подобно Канту: что я могу знать? и что я должен делать? При попадании в Кантом артикулированный круг вопросов обнаруживается, что само мышление двояко: оно чувственно и дискурсивно. Первое из двух начал характеризуется как пассивное, второе как самопроизвольное. Аффицированность чувственности свидетельствует о действительности аффицирующего, спонтанная действенность рассудка — о себе самой как о действительности вращения в круге собственного. В связи с этим и ставится Кантовский вопрос: как возможны синтетические суждения a priori? Это вопрос критики разума как чистого спекулятивного.

Полная версия публикации

Формирование региональной идентичности политии в Китае III-II вв. до н.э. На фото: Формирование региональной идентичности политии в Китае III-II вв. до н.э., автор: admin

Публикация №1108111592 11 февраля 2005

1. Данные тезисы представляют обобщенные результаты исследования истории властного пространства на территории современного Китая. Хронологические рамки исследования охватывают период с момента установления власти дома Цинь (221 г. до н.э.) и до смерти Лю Бана, основателя политии Хань (195 г. до н.э.). Основным источником исследования являлись «Исторические записки» («Ши цзи») ханьского историка Сыма Цяня (145?-86?). Объектом детального изучения стали главы 6, 7, 8 из раздела «Основные записи» («Бэн цзи») и главы 53-57, 89-99 из раздела «Биографии» («Ле чжуань»). В качестве дополнительного источника привлекались материалы 16 главы из раздела «Таблицы» («Бяо»).

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама