Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как форма психотической защиты
Публикация №1108053322 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Шестидесятилетний юбилей написания М.А. Булгаковым романа «Мастер и Маргарита» дает нам лишний повод еще раз задуматься над причинами столь широкой популярности этого произведения, хотя мы отдаем себе отчет в том, что говорить сейчас о «Мастере и Маргарите» означает балансировать на тонкой грани большого риска повторения уже известных истин, описанных авторитетными исследователями творчества мастера. И действительно, за эти годы было сказано о романе столько, что, кажется, тема утратила свою актуальность, так сказать, устала. Однако оправдательным мотивом для желания поделиться своими мыслями о поэтической организации текста «Мастера и Маргариты» как символической форме защиты субъекта от реальности является тот очевидный факт, что вроде бы лежащие на поверхности вещи остаются до сих пор без должного внимания булгаковедов. Таким образом, цель настоящей статьи заключается в том, чтобы, во-первых, рассмотреть поэтику романа как успешно функционирующий механизм защиты, и, во-вторых, вскрыть и описать структуру и действие этого механизма в системе романной реальности и за ее пределами (то, как она воздействует на сознание читателя). Если в ходе анализа нам удастся достичь поставленных целей, то тогда мы сможем объяснить причину невероятной популярности романа, который пользуется всенародной любовью, и не только у нас в стране.
Письмо дойдет до своего адресата, если его вывернуть наизнанку
Публикация №1108053214 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Постановка проблемы
Ответ на вопрос о вкладе структурного психоанализа в развитие эстетических идей связан с пониманием того, что принципиально нового внесло учение Жака Лакана (1901-1981) в философию искусства ХХ века? Существенная трудность освещения данной проблемы обусловлена тем, что сам Лакан никогда не ставил перед собой эстетических проблем, не занимался, в отличие от Фрейда, исследованием бессознательной природы творчества и не пытался, как Юнг, искать в произведениях искусства архетипических символов жизни коллективного бессознательного. Он был прежде всего психоаналитиком, дипломированным врачом-психиатром. Между тем растущий авторитет учения Лакана среди исследователей литературы, кинематографа, живописи, а также обращение теоретиков и методологов искусства к объяснительным схемам и моделям Лакана, заставляет признавать его значительный вклад в развитие гуманитарного знания о природе эстетической реальности как целиком воссоздающей психические процессы формирования субъекта.
О некоторых способах коммуникации, контроля и освоения новых форм современной языковой реальности
Публикация №1108053172 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Говорить о социальных и ментальных процессах, свидетелями и невольными участниками которых мы являемся, в силу ряда причин достаточно сложно. Изменение общества и сознания отдельных его членов происходит столь стремительно, что язык описания этих событий не успевает оформиться и адекватно выразить происходящее. «Любая сегодняшняя газета рассказывает о вчерашних событиях, т.е. о прошлом, хотя читатели воспринимают свежую газетную информацию как рассказ о настоящем» (Савельева И., Полетаев А. История как знание о прошлом // Философско-литературный журнал Логос. 2000. № 2 (23),. С. 68). Между тем попытки объяснить время сейчас, конечно же, предпринимаются. И, как это ни странно, прежде всего самим объектом. Не язык исследователя говорит об объекте изучения, он-то как раз молчит, а сам предмет, подыскивая определения, дает описание самого себя. Однако не столько в рамках научного дискурса, сколько в текстах массовой культуры, в высказываниях политиков, в языке обыденного сознания.
«Ущербность» дисциплинарного пространства культуры
Публикация №1107952707 09 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Дисциплинарное пространство культуры предполагает уже по своему определению некую строгую структуру не только во «внешних» границах, но и внутреннюю логическую, семантическую, феноменальную, методологическую упорядоченности. Если определять дисциплинарное пространство культуры как пространство, в котором происходит формирование различных дисциплин или наук, то культурология как одна из них, занимаясь ценностно-смысловыми аспектами человеческой деятельности, с одной стороны, близка другим гуманитарным наукам, ибо активно привлекает их методы, принципы, достижения и результаты, а с другой стороны, может рассматриваться как общенаучная дисциплина в системе гуманитарного знания, имеющая самое широкое, можно сказать, безграничное исследовательское поле.
Тот же блин, да на другом блюде
Публикация №1107952682 09 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Несколько лет назад или, точнее, в конце последнего десятилетия XX века в газетных ларьках появилась печатная продукция для хорошего настроения (вернее, для «безмятежного» времяпрепровождения), с шутками, анекдотами, смешными случаями и курьезами. Тогда же стали издаваться и первые небольшие брошюры — сборники напечатанных анекдотов. Сегодня такой периодической продукции стало значительно меньше. Смех, явно проявляясь тут и там, тем не менее, ускользает от своего формального существования, быстро и незаметно превращаясь не только в смех, а в пошлость, глупость и банальность.
Публикация №1107952659 09 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Легкой поступью и «не дав себе засохнуть» мы вторгаемся в ритм родного города, переполненного туристами, жителями и случайными заезжими. Город со вскрытыми венами асфальтированных дорог, содранным макияжем стареющих домов, готовый разродится грандиозными проектами/детищами к своему 300-летию, одет сегодня в многочисленные модные рекламные одежды. День рождения города — это и день рождения Российской массовой культуры, которая имеет в отличие от многих других культурных феноменов фиксированную дату появления во времени, а именно начало Петровских реформ, или точнее основание новой столицы государства (1703) и определенное место рождения — сам Петербург — как город нового типа.
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СИМВОЛИЗМА
Публикация №1107952636 09 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Символизм является одним из наиболее значимых явлений в культуре ХХ века. Он проявляется практически во всех областях культуры, особенно ярко в художественном творчестве. Теория символизма во многих отношениях выходит за пределы чисто эстетической доктрины, пытаясь затрагивать и объяснять вопросы метафизического характера. Важнейшим метафизическим вопросом символизма выступает определение соотношения символа, созданного в творческом воображении автора, и реальности. В философии символизма постепенно складываются два диаметрально противоположных подхода. Первый подход можно назвать идеалистическим, и мы рассмотрим его на примере эстетической теории А. Белого. Второй можно назвать реалистическим. Мы рассмотрим его на примере философии А. Н. Уайтхеда.
Публикация №1107952619 09 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Гносеологический статус воображаемого всегда обсуждался в философии, но только в последнее время данная проблема начинает играть ключевую роль. В ходе разрушения классической картины мира и субъекта пространство как культуры вообще, так и философии, в частности, начинает рассматриваться как совокупность созданных в воображении дискурсов. Зарождаясь в умах гениальных одиночек, содержание некоторых дискурсов постепенно внедряется в общественное сознание.
Аналитическая трактовка метафоры
Публикация №1107952602 09 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Проблема логического описания высказываний, содержащих метафоры, возникла в аналитической философии с первых десятилетий ее существования. За почти столетнюю историю аналитической философии в ней сформировалось несколько основных подходов к исследованию метафоры.
Феноменология и аналитическая методология
Публикация №1107952580 09 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Проблемы феноменологии активно и постоянно обсуждаются в англо-американской аналитической философии. Однако феноменология как философское течение так и не смогла прижиться на англоязычной философской «почве». Более того, подавляющее большинство аналитических философов относятся к феноменологии враждебно. Например, Г. Райл пишет: «Мое личное мнение, что качестве Первой Философии феноменология в настоящее время идет к банкротству и катастрофе и найдет конец либо в самоубийственном субъективизме, либо в несерьезном мистицизме» [1]. Другой классик аналитической философии, А. Айер, в историко-философской книге «Философия в 20 веке» отводит феноменологии весьма скромное место. Можно привести много других подобных примеров.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK