Проблема формирования мировоззрения личности
Публикация №1108306068 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.
Традиции и новации в современных философских дискурсах
Публикация №1108306049 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Как говорил кто-то из тех, кого легко сейчас назвать новаторами, будучи обременен необходимостью комментировать себя самого: «Вы же написали только что предисловие, ну, по крайней мере, короткое». И в этом смысле мой доклад это две короткие ремарки к тому, что уже говорилось, к выступлению Александра Куприяновича. Вообще, новое, оно возникает как насилие и распространяется по телу социума подобно заразе. Как чумная атака, о которой грезил Арто, разрушающая организмические иерархии, так и новое разрушает как благоглупости публичных дискурсов, так и благодушие мистерии министерств. Трудно избавиться от того чувства, что как генералы всегда готовятся к прошедшей войне, так и социализированные дискурсы отсылают к позавчерашнему миру. Новое возникает как насилие, и история концептуальных движений хотя бы XX века, в общем-то, и воспринимается как ряд насильственных действий. Феноменология, критическая теория, структурализм, постструктурализм, поэтому, наверное, так бледно выглядят на их фоне какие-то примиренческие контр-движения, в духе ли академической истории философии, в духе ли гадамеровской герменевтики, в духе ли теории коммуникативного действия Хабермаса.
Тела революции и концептуальные персонажи
Публикация №1108306022 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Французская революция и террор «века просвещения…: видеть тело.
Почему де Сад?
Научные практики и нормативные дискурсы предполагают (и одновременно воспроизводят) определенную «морфологию ума»: предмет повышенного интереса любителей эпистемологических эксгумаций (гробокопателей смысла и патологоанатомов духа.
Эрос/эстезис и мета–физика письма
Публикация №1108305986 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Формулировки большинства современных философских проблем и соответствующая аргументация — а в особенности тон и манера философствования — эстетически окрашены.
Эстетическое оказывается так переплетено со множеством тем и сюжетов, что одновременно с необязательностью его всеприсутствия во многом утрачивается его определенность, что приводит в свою очередь к своеобразной мифологизации логоса. [1] Эстетика в ее постмодернистском варианте способна представать как «первая философия». [2] Вместе с тем актуализация эстетического в конце ХХ века — в классической традиции связываемая со временем Романтизма, а в неклассической традиции представленная течениями философии жизни [3] — говорит о чрезвычайной значимости эстетического в сфере современной рефлексии и понимания жизненных ориентаций.
Публикация №1108305962 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
1. Классическая философия включала эстетику как необходимую рефлексивную позицию. Без эстетического опыта и без соответствующей рефлексии на могло выстроиться ни единство универсума, ни целостность философской системы.
Современность же как бы вовсе не нуждается в особой разновидности эстетического философствования, хотя эстетическая окрашенность философии стала значимой ее характеристикой: эстетика рассеивается по всей сфере философской проблематики — эстетическое становится ключевой характеристикой современности.
Публикация №1108305914 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В актуализированном современностью любовном дискурсе формируется особого рода этос. Безличное (псевдо)божество эроса проникает всюду — человеческому состоянию задаются предельные параметры интенсивности проживания. Не в силах удержать собственную целостность ослепленный и завороженный человек оказывается подверженным магии чрезмерности и порождает магически чрезмерные представления о реальности.
Публикация №1108305894 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Идея акции "Квасной патриотизм" рождается тогда, когда ты видишь как они, закусывая ветчинкой и икорочкой, потягивают мартини, и понимаешь, что это очень просто, но ты и этого не можешь. Ты мог бы сесть рядом, но что ты будешь здесь делать? Ты мог бы что-нибудь съесть, но в какой валюте ты предпочитаешь расплачиваться? Ты мог бы принести что-нибудь с собой, но кто же позволит тебе это поставить на стол? Ни одно приличное заведение не пойдет на это. Ни одно. Если ты не назовешь это акцией. Но разве это акция? Это пакция какая-то.
XXI век. Еще раз о русском воззрении
Публикация №1108305865 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Одной из характерных черт современной эпохи стала борьба за общечеловеческое. Выступления в защиту общечеловеческих ценностей, общечеловеческих идеалов, общечеловеческих интересов представляются не только оправданными, но единственно верными и даже выгодными в современных условиях. Используя их, можно приобрести определенный кредит доверия у демократической публики. Любая власть стремится превратить "общечеловеческие ценности", "общечеловеческие интересы", "общечеловеческие идеалы" в значимые символы своей борьбы. И мы с пониманием относимся к подобной политической манипуляции. В свою очередь, подобная манипуляция с "общечеловеческим", проникая в наше сознание, заставляет нас соответствовать ее декларациям и в интеллектуальной деятельности. Начинает казаться, что лишь тот, кто овладеет темой "общечеловеческого", свяжет с ней свою философскую позицию, сможет найти понимание в демократически ориентированном обществе. И наоборот, те, кто защищают "русские ценности", "русские интересы", "русские идеалы" и связывают с ними свою философскую позицию, вызывают не только непонимание, но даже недоверие и настороженность. Возникают вопросы: " А не ведет ли такая риторика к каким-либо опасным рецидивам национализма?" И эти опасения кажутся естественными и обоснованными.
Источники для изучения «Самадхираджа-сутры»
Публикация №1108305842 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
«Самадхираджа-сутра» — каноническое сочинение буддизма Махаяны, входящее в состав буддийского канона на китайском, тибетском, монгольском языке, а также существующее в виде отдельных рукописей на санскрите. «Самадхираджа-сутра» также входит в число Девяти Дхарм, или Девяти Провозглашений Дхармы (санскр. Нава Дхарма, Нава Дхармапарьяя) — особого объединения сочинений, характерного для неварского буддизма в Непале. Большинство из этих девяти сочинений являются «весьма пространными сутрами» (санскр. махавайпульясутра), относясь к одному из наиболее характерных жанров махаянской литературы. От более ранних, хинаянских сутр их отличает значительно больший объем, чередование стихов и прозы, использование так называемого «буддийского гибридного санскрита» (термин Ф. Эджертона) и, конечно же, распространенность в большем географическом регионе (от Индии до Дальнего Востока), обусловившая существование редакций этих текстов на целом ряде языков.
Гроссетест — О свете, или О начале форм
Публикация №1108305817 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Предисловие к публикации
Роберт Гроссетест (Большеголовый, 1175—1253), магистр, а затем и канцлер Оксфордского университета, основатель оксфордской философской и естественнонаучной школы, теоретик и практик экспериментального естествознания, занимавшийся оптикой, геометрией, астрономией, ставивший опыты над преломлением света, был старшим современником Фомы Аквинского и Бонавентуры, учителем Роджера Бэкона. Кроме ученой степени Гроссетест имел и церковный сан, был епископом города Линкольна. Зная еврейский, арабский и греческий языки, он переводил на латынь как Псевдо-Дионисия Ареопагита и Авицеброна, так и Аристотеля, а потому «взирая на небесное, стремился не умалить и значение земного», что хорошо заметно по его трудам, посвященным так называемой метафизике света.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK