Публикация №1108668079 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Настоящее "Предостережение" составлено около полутора столетий тому назад преподобным оптинским Старцем Макарием (Ивановым). Обращено оно к желающим проходить умную Иисусову молитву, но не имеющим к тому искусных наставников-руководителей. Однако в равной степени творение Старца Макария может быть адресовано и всем христианам – как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, Старец убеждает: несвоевременное стремление к "высокой","созерцательной" жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью.
Преодоление метафизики логическим анализом языка. (Карнап Р.)
Публикация №1108668058 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Начиная с греческих скептиков вплоть до эмпиристов XIX столетия имелось много противников метафизики. Вид выдвигаемых сомнений был очень различным. Некоторые объявляли учение метафизики ложным, так как оно противоречит опытному познанию. Другие рассматривали ее как нечто сомнительное, так как ее постановка вопросов перешагивает границы человеческого познания. Многие антиметафизики подчеркивали бесплодность занятий метафизическими вопросами; можно ли на них ответить или нет, во всяком случае не следует о них печалиться; следует целиком посвятить себя практическим задачам, которые предъявляются каждый день действующим людям.
Спор о Софии. Его истоки и следствия
Публикация №1108668031 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Для России, национальный характер которой тесно связан с православием, необходимость осмысления истин веры всегда определяла пути сознания. Славянофилы, находившие в европейском типе мышления несомненные недостатки (такие, как господство рационализма и недооценка истин веры и откровения) считали возможным соединение Предания, которое в России осталось незамутненным, с лучшими плодами европейской образованности, т.е. с рациональным способом восприятия истины.
Виртуальный другой и проблема идентификации в массовой культуре
Публикация №1108667989 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Наиболее легкий способ для субъекта овладеть бытием-для-себя — найти Другого, который мог бы подтвердить ему его же собственную ценность, создать разметку его жизненного мира.
Предмет биофилософии. (Шаталов А.Т.)
Публикация №1108667968 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Предлагаемая статья преследует прежде всего поисковую цель: выявить естественнонаучные, теоретико-познавательные и гуманистические истоки становления биофилософии, определить ее предмет и место в целостном представлении о мире, выделить и сформулировать основные проблемы исследовательской деятельности.
Предисловие и Введение ко второму изданию книги «Герои, злодеи и конформисты российской науки»
Публикация №1108667940 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В наше время место государства в мировом сообществе определяется его отношением к науке. Россия – великая страна. У нас должна быть великая наука. И раньше, на протяжении столетий, российским ученым было трудно. Многие из них были самобытны и талантливы. Однако редко кому удавалось довести свои исследования до признания научным сообществом. Тем труднее это сейчас, когда наша наука находится на грани гибели. И все же, в научных обзорах в журналах и книгах, в сообщениях об очередных присуждениях Нобелевских премий, я прежде всего ищу имена моих соотечественников.
Правила как формы мышления (Позер Х.)
Публикация №1108667914 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Науки всегда царствовали в сфере наиболее надежного знания своего времени. Как бы ни расxодились они в предметаx и методаx, они всегда имели своей целью достижение методологически обоснованного знания и приведение его - с помощью методически направленныx вопросов - в некоторый систематический, по возможности дедуктивный, но в любом случае аргументированный и отнюдь не только нарративный порядок. В развитии упорядоченныx структур науки были при этом более чем просто систематическим пониманием чего-либо, познанного методически в качестве истины, более чем просто удовлетворение теоретической любознательности: они имели обратное воздействие на возможности деятельности, с одной стороны, и на миросозерцание - с другой. И наоборот, эти последние сами воздействовали на науку, то через практические задачи, то через преобразование парадигматического видения мира, что оказывало воздействие и на понимание проблем, и на критерии иx решения.
Почему мы себя убиваем, или Почему мы себя не убиваем.
Публикация №1108667891 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Для серьезных, трезвых умов такие высокопарности, как Дух, Культура, — это в лучшем случае глазировка на булочке. А потому особенно приятно, когда практические деятели признают жизненно важными невещественные ценности. На четвертом съезде народных депутатов СССР профессиональный знаток человеческой души — директор госплемсовхоза А. Долганов объявил, что в нашей стране ежегодно кончают с собой около шестидесяти тысяч человек — из-за тяжелого материального положения и поругания таких святынь, как Ильич и революция.
Почему жизнь концентрируется при 37°С?
Публикация №1108667846 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В химическом мире можно выделить два противоположных процесса. При сравнительно низких температурах происходит синтез веществ с выделением энергии и повышением температуры. При высоких температурах имеет место распад веществ с поглощением энергии и понижением температуры. Оба процесса не имеют четких температурных границ и перекрываются при средних температурах. Таким образом должна существовать некая глобальная средняя температура, при которой процессы синтеза и распада в открытой химической системе со случайным, произвольным составом равновероятны. При этой температуре должна быть максимальна вероятность превращений веществ, а значит, должен наиболее легко протекать обмен веществ живых организмов, сочетающий, как известно, распад и синтез. Какова же эта температура?
Этика и герменевтика у Шлейермахера
Публикация №1108667816 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Подразделение философии на физику и этику, которое после 1811 г. было дополнено третьей областью — диалектикой, продолжало привычную схему античной философии и находило многочисленное повторение у современников Шлейермахера: «Это старинная научная форма — противопоставлять и координировать друг другом науку о природе и учение о нравственности; оно такое же древнее, как подразделение всех наук на логику или (если следовать традиционному словоупотреблению) на диалектику, физику и этику» [1]. Это греческое различие лежит в основе собственной систематики Шлейермахера. Главная цель его систематики наук состоит в доказательстве единства физики и этики, «в двухстороннем взаимодействии этического и физического». Этика, целью которой является привнесение в природу разума, — это, иначе говоря, «снятие иррациональности природы на основе разума».
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK