Религиозная антропология в ситуации постмодерна
Публикация №1109310155 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В современной культуре вопросы, связанные с верой, стали предметом спекуляций. Речь идет не о том обыденном смысле спекулятивных действий, которые мы привыкли отождествлять с недобросовестным манипулированием чужими мнением и добросовестностью. Спекуляция имеет смысл в самом что ни на есть «естественном» интеллектуальном смысле, по логике которого вся атрибутика человеческого существования измеряется нарративами формально-научного подхода. Иными словами, вера понимается как такое человеческое качество, которое не плохо бы поверить алгеброй рационалистического дискурса. Тертуллианово «верую, ибо абсурдно» подвергается не просто сомнению, но и комплексному отрицанию.
«Реквием» А.А. Ахматовой в пространстве и времени Петербурга
Публикация №1109310134 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Образный строй ахматовского «Реквиема» неотделим от историко-культурного ландшафта Петербурга XX века. Собственно, не только ахматовский гений, но и сам феномен петербургской поэзии формируется и обустраивается в этом пространстве. Явление поэтического слова — словно метафорический архитектурный ряд, без которого не могут быть поняты другие события петербургской культуры и который формирует архитектонику культурного времени-пространства.
Публикация №1109310113 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Наш незабвенный учитель литературы Дмитрий Николаевич Мурин, хитро усмехаясь в несуществующие усы, задал как-то нам, нахальным девятиклассникам, — ученикам специального литературного класса — тему домашнего сочинения: «Пушкин о Некрасове». Была мертвая тишина и напряженная работа мысли. Не через секунду и не через пять раздался первый смешок в классе, что-то понявшем пока еще не коллективным умом, но по общей атмосфере скорбного недоумения.
Пространства священного. Христианская антропология на рубеже веков
Публикация №1109310089 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Рубежи столетий (и тысячелетий) часто обозначают существенные культурно-исторические вехи в эволюции религиозного сознания. Разделение христианства на Западную и Восточную ветви в XI веке, на рубеже тысячелетий, — событие более чем очевидное. Время возникновения классического протестантизма (начало XVI века) тоже весьма знаменательно. Для русской культуры знаковым событием стало принятие христианства в X веке, то есть незадолго до разделения церквей. Постепенное внедрение в официальную идеологию концепции «Москва — Третий Рим» на рубеже XVI и XVII веков или же возникновение идеи «Четвертого Рима» на границе XVII и XVIII веков русской истории («петербургский переворот» Петра Первого) — вехи тоже, несомненно, значимые.
Постальгия (постпозитивизм как тоска и как укор)
Публикация №1109310067 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Не секрет, что культурно-историческая ситуация конца ХХ в. вносит в атмосферу интеллектуальной жизни особые смыслы, связанные с рождением разнохарактерных философских парадигм. Общей чертой таких новообразований можно назвать их «пост-маргинальный» характер, где под понятием «пост» имеется в виду наличие (видимое или реальное) некоторой конечной модели философского дискурса, а под «маргинальностью» — явная неустойчивость, подвижность такого рода моделей, их устремленность к границам философского знания, «номадическая» труднопредсказуемость.
Последняя философская публикация Александра Александровича Богданова
Публикация №1109310024 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Творчество Александра Александровича Богданова (1873-1928) в последние годы привлекает глубокий интерес исследователей русской философии. Не редкостью стали работы, в которых идеи Богданова рассматриваются в самой широкой социокультурной перспективе [1]. Безвременная смерть философа, которого иногда называют даже «Красным Гамлетом», бессознательно воспринимается и как очистительная жертва во имя русской революции, и как трагедия ученого, до конца остававшегося честным — прежде всего, перед самим собой. Однако в восприятии неординарной личности Богданова и сейчас существует много затверженных стереотипов.
Петербургское время русской ментальности
Публикация №1109310011 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
И зачала и понесла во чреве
Русь — Третий Рим —
слепой и страстный плод, —
Да зачатое в пламени и гневе
Собой восток и запад сопряжет!
Публикация №1109309985 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В сентябре 1993 г. скончался Семен Захарович Бержанер (1919 — 1993). Он не был профессиональным поэтом и почти никогда (кроме как в ранней молодости) не публиковал своих стихов. После его смерти сохранилась большая старая папка, которую он собирал всю жизнь. В ней — законченные в разные годы стихотворения, черновики, первоначальные варианты. Всю жизнь отец проработал на оборонном предприятии. И всю жизнь писал стихи — в молодости больше, в конце жизни гораздо меньше. Часть стихотворений пришлась на военные годы (в самые страшные месяцы обороны Москвы отец был бойцом дивизии народного ополчения).
Публикация №1109309964 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Философия проделала свой путь вместе с цивилизацией — путь, который можно обозначить эпиграфом (или эпиграммой?) «От учителя Сократа до игрового автомата». Путь, не всегда связанный со словом, но всегда со звучащей философией.
Оппозиции языка и текста в культуре XX века
Публикация №1109309938 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Европейская метафизическая традиция ассимилирует в себе два основных варианта осмысления проблемы культурного текста. Один из них корнями уходит в античную традицию и связан с учительской культурой греческой мысли, которая представляет собой образец «фонетической», языковой передачи знания. Наиболее очевидной здесь является фигура Сократа, его перипатетическая форма общения с учениками, дополненной легендой о якобы записанных ранних произведениях.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK