Публикация №1109269916 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Исследователь, берущий на себя смелость говорить о музыке, почти всегда обречен на существование в неопределенной культурной ситуации. Считается что о музыке (как и о вере) в принципе «нельзя говорить»: музыкальное слово невыразимо в понятиях обыденности.
Публикация №1109269896 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В XX в. одной из существенных философских интенций стало суждение о «зеркальном» отражении человеческого бытия в нетрадиционных, часто неотрефлексированных формах индивидуального опыта. Древняя мудрость «человек есть мера всему» изначально фиксирует амбивалентную природу такого отражения: бытие смотрится в человека, не находя в нем окончательного ответа, но существует и «иное бытие» (инобытие), в которое всматривается сам человек и также не находит ответа. Такое инобытие вглядывается в нас «с той стороны зеркального стекла» (Арс. Тарковский), и именно из этого взгляда рождаются новые формы метафизики присутствия человека в этом мире.
Публикация №1109269877 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Ироничность и подвижность современной культурной ситуации диктует необходимость новых моделей описания. Существование разноплановых философских парадигм — от виртуального искусства пропаганды до изысков постмодернистического общения — делают очевидными вещи, хорошо апробированные в иных типах дискурса.
Из истории питерского Танатоса
Публикация №1109269858 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В связи с презентацией проекта Ассоциации танатологов Санкт-Петербурга и размещением на сайте кафедры философской антропологии (www.anthropology.ru) вышедших в свет небольшими тиражами альманаха «Фигуры Танатоса» хочется сказать несколько слов об истории этого проекта, о людях, которые этот проект осуществляли, о тех проблемах, которые поставил он перед его участникам, и, как можно предположить, перед возможными последователями.
Гуманизм гуманитарного образования
Публикация №1109269835 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Обращаю внимание уважаемых читателей, что затронутая проблема действительно вызывает живой интерес, поскольку количество публикаций на эту тему только в первых двух выпусках «Вестника» за 2003 год приближается к десятку. Я не думаю, что это какая-то дань моде. Тема, некогда запретная, на самом деле обладает удивительным эвристическим потенциалом, отрицать который сегодня вряд найдет мужество даже самый что ни на есть закоренелый… пессимист.
Богословие и современное гуманитарное образование
Публикация №1109269812 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Тема данной статьи подсказана ходом дискуссий на страницах Вестника РФО по проблемам богословского (теологического) образования, а также теми многочисленными суждениями, которые появляются в печати по данной проблеме. Точка зрения автора статьи сводится к тому, что ни традиционная недооценка («мягкий» вариант), ни агрессивное отрицание («жесткий» вариант) возможности и необходимости введения элементов богословского образования в современный учебный процесс, не выдерживают критики.
Атактический синдром, или Похороны Винни-Пуха
Публикация №1109269793 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Из обыденного человеческого опыта и из практики психологической науки известно, что необходимой характеристикой здорового человеческого мышления является способность осознавать антитетически заостренную ситуацию не как ситуацию разлома, распада, но как нормальную, а следовательно, и преодолимую.
Religious anthropology in the postmodern situation
Публикация №1109269739 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Questions related to religious faith have once again become an object of speculation in contemporary culture. What is meant here is not speculation in the ordinary sense of the word, a way of thinking which we are accustomed to equating with an unconscientious attitude toward someone else's opinion. The speculation of faith exists in the most «natural» intellectual sense, even according to the logic of which the sphere of human existence is measured exclusively by the narratives of a formally scientific approach. In other words, faith is understood as a sort of human quality that it wouldn't be a bad idea to verify by means of the algebra of rational discourse. Tertullian's «I believe, because it is absurd» is subjected not simply to doubt, but to absolute denial. Our contemporaries often don't even suspect that religious faith exists, in a natural, primordial, moral and spiritual sense, and that it cannot be examined, even by the most perfect intellectual apparatus.
Academic Science and Religion in Ethical and Pedagogical Context
Публикация №1109269720 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
The academic sciences in contemporary Russia are still prejudiced against religion and Christianity. The new European (Galileo’s) theory of “the Two Truths” (“Two Books”) [1] has never had its analogue on the domestic ground. The root of the problem lies in the cult of natural science rationalism, which is the direct consequence of the official atheistic policy.
«Прошлое, настоящее и будущее российской коммунистической утопии»
Публикация №1109269700 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Идея диссонирующих, амбивалентных смыслов исповедального слова, которая является одной из центральных в предлагаемом курсе, несет в себе удивительные смыслы.
С одной стороны, покаяние и искренность исповедальных текстов — характерная черта и православной веры, и великой русской культуры в целом.
С другой стороны, нельзя не признать за факт отечественной истории принципиальную непредрасположенность к покаянию и исповеди русских в XX в. «Хмель национальной гордыни», о котором с такой болью писал в 1933 г. Г. П. Федотов[1], во многом является следствием такого положения дел.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK