Рейтинг
Порталус

Миф и проблемы рационализации в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса На фото: Миф и проблемы рационализации в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, автор: admin

Публикация №1107198693 31 января 2005

1. Ю. Хабермас связывает социальную эволюцию с процессом рационализации, развивающим когнитивные способности человека. Высвобождение потенциала рационализации, означающей расширение возможностей дискурсивной проработки социального опыта (поскольку опыт организован лингвистически — его содержание можно рассматривать как результат синтетического единства восприятия, действия и интерсубъективной лингвистической репрезентации — значимые элементы речевых актов имплицитно предполагаемые в недискурсивных контекстах, имманентным образом указывают на возможность расширения границ локальных языковых сообществ) ведет от начальной мифологической ступени развития общества, через секуляризацию, «расколдовывание» мира (М. Вебер), разделение религиозно-метафизического субстанционального разума на самостоятельные, автономные ценностные сферы — науку, мораль и искусство — к современному западному типу цивилизации. Ассоциативное мифологическое мышление, в котором элементы опыта метафорически или метонимически соотносятся друг с другом уступает место рефлексивно-тематезирующему различению объективного, субъективного и социального миров.

Полная версия публикации

Глубинная герменевтика А.Лоренцера На фото: Глубинная герменевтика А.Лоренцера, автор: admin

Публикация №1107198646 31 января 2005

Споры о научном статусе психоанализа длятся уже не одно десятилетие. Се-годня психоаналитикам уже не приходится сталкиваться с обвинителями ти-па венского тайного советника от медицины Вейгандта, оборвавшего дискус-сию о психоанализе словами: "Фрейдовские теории относятся к сфере дей-ствий не медицины, но полиции". Но и надежды Фрейда, и первого поколе-ния его учеников на то, что со временем их учение получит прочное естест-веннонаучное основание, не оправдались. Открытия последних десятилетий, идет ли речь об этологии, нейрофизиологии, когнитивной психологии, этно-логии или социологии явно не стыкуются с доктринальными принципами Фрейда. Попытки соединить психоанализ с академической психологией предпринимались неоднократно, начиная с "эго-психологии" 30-х гг„ не пре-кращаются они и поныне, хотя успехи пока незаметны. Философы науки держатся в основном той линии, которая была намечена Поппером: не отри-цая эвристической ценности психоанализа, они отвергают его притязания на научность.

Полная версия публикации

СМЕХ КАК ЗРЕЛИЩЕ На фото: СМЕХ  КАК  ЗРЕЛИЩЕ, автор: admin

Публикация №1107198614 31 января 2005

Юродство — сложный и многоликий феномен культуры Древней Руси. О юродстве большей частью писали историки церкви, хотя историко-церковные рамки для него явно узки. Юродство занимает промежуточное положение между смеховым миром и миром церковной культуры. Можно сказать, что без скоморохов и шутов не было бы юродивых. Связь юродства со смеховым миром не ограничивается «изнаночным» принципом (юродство, как будет показано, создает свой «мир навыворот»), а захватывает и зрелищную сторону дела. Но юродство невозможно и без церкви: в Евангелии оно ищет свое нравственное оправдание, берет от церкви тот дидактизм, который так для него характерен. Юродивый балансирует на грани между смешным и серьезным, олицетворяя собою трагический вариант смехового мира. Юродство — как бы «третий мир» древнерусской культуры.
Из нескольких десятков юродивых, чествуемых православной

Полная версия публикации

ЛЕТОПИСНЫЙ РАССКАЗ ОБ АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ И ФЛАГЕЛЛАНТСТВО На фото: ЛЕТОПИСНЫЙ РАССКАЗ ОБ АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ И ФЛАГЕЛЛАНТСТВО, автор: admin

Публикация №1107198554 31 января 2005

«Оньдрею учащю в Синопии и пришедшю ему в Корсунь, уведе, яко ис Корсуня близь устье Днепрьское, и въсхоте пойти в Рим, и оттоле поиде по Днепру горе», — так в «Повести временных лет» начинается известный «русский апокриф» об Андрее Первозванном.1 Дальше рассказывается, что «по приключаю», т. е. случайно, без наперед заданной цели, апостол на ночь пристал к берегу под горами, «идеже послежде бысть Киев». Утром Андрей предсказал «сущим с ним» ученикам, что на горах воссияет благодать, воздвигнется великий город с множеством церквей: «И въшед на горы сия, благослови я, и постави крест». Следующая остановка (мотива случайности уже нет) — в земле словен, «идеже ныне Новъгород». Единственное здешнее впечатление апостола, единственное, чему он«удивися»,— это парная баня, «како ся мыють и хвощются». Затем он, преодолев традиционный путь «из Грек в Варяги», добрался .(по суше или морским путем — не сказано) до Рима и там как бы отчитался о путешествии. Отчет ограничился только банями: «Дивно видех Словеньскую землю, идучи ми семо. Видех бани древяны, и пережьгут е рамяно (т. е. натопят их докрасна, до большого жара. — А. П.), и совлокуться, и будуть нази, и облеются квасом уснияным (видимо, сывороткой, употребляемой и доныне при обработке кож, а может, и щелоком. — А. П.}, и возмуть на ся прутье младое, и бьють ся сами, и того ся добьють, одва вылезут ле живи, и облеются водою студеною, и тако ожиуть. И то творять по вся дни, не мучими никимже, но сами ся мучать, и творять мовенье собе, а не мученье». И римские слушатели «слышаще, дивляхуся». Что до апостола, то он, побыв в Риме, вернулся в исходный пункт путешествия — Синоп.

Полная версия публикации

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ И ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДУСА СВОБОДЫ На фото: ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ И ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОДУСА СВОБОДЫ, автор: admin

Публикация №1107198455 31 января 2005

Процесс формирования общечеловеческих форм отражения и реагирования происходил и происходит в русле онто- и филогенетического развития человека на фоне становления человеческого общества в целом.
Думается, что на реальные свободы человека накладывались ограничения, обусловленные, в первую очередь, всеприродным инстинктом жизни как самосохранения человеческого рода. Скорее всего первыми ограничениями свободы человека выступали многочисленные табу: пищевые, половые, стадные и т.п. Мера социальной свободы складывалась из множества табуированных свобод. Индивидуальная свобода приходила в рассогласование снавязываемым комплексом табуированного отношения рода к отдельному индивиду. Собственно человеческая свобода возникла, по-видимому, при наличии основы первобытной социальной общности - рода.

Полная версия публикации

ДУХОВНОЕ И ДУШЕВНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ СВОБОДЫ На фото: ДУХОВНОЕ И ДУШЕВНОЕ ИЗМЕРЕНИЯ СВОБОДЫ, автор: admin

Публикация №1107198431 31 января 2005

При рассмотрении свободы надо исходить из понимания человека как целостной системы, в силу того, что необходимым условием проявления свободы является человеческая “полнота”. В этом качестве человек может упрочить или же наоборот изменить свои границы. Особенность свободы заключается в понимании ее как состояния, способности, свойства. Свобода присуща человеку изначально, но она дремлет в нем как потенция, сохраняется в виртуальной форме. Эта способность может быть развита или не развита, реализована или не реализована. Феофан Затворник очень верно подметил, что “человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием, и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу, - вы погасите дух, и человек стал не человек” (1). Обосновывая свою концепцию свободы, он выделяет пять сторон жизни: духовная, духовно-душевная, душевная, душевно-телесная, телесная. Человек в жизни, считает он, опирается преимущественно на какую-либо одну сторону, но при обязательном соучастии остальных сторон. У свободного человека должен быть приоритет духовной стороны.

Полная версия публикации

Опыт исследования грамматической категории падежа русского языка на материале корпуса текстов На фото: Опыт исследования грамматической категории падежа русского языка на материале корпуса текстов, автор: admin

Публикация №1107198404 31 января 2005

1. Категория падежа была объектом многочисленных исследований как в русистике, так и в общем языкознании1. Вместе с тем существование в современной науке большого количества различных, нередко прямо противоположных взглядов на падеж в целом и на отдельные аспекты данной категории, наличие “узких мест” во всех известных падежных доктринах заставляет языковедов вновь и вновь возвращаться к проблеме падежа и искать пути совершенствования имеющихся теорий или вырабатывать собственные.

Полная версия публикации

Межкультурные взаимодействия: методологический анализ в контексте проблемы этнической самоидентификации На фото: Межкультурные взаимодействия: методологический анализ в контексте проблемы этнической самоидентификации, автор: admin

Публикация №1107198367 31 января 2005

Актуальность проблемы анализа межкультурных взаимодействий в контексте проблемы этнической самоидентификации[1] продиктована в первую очередь тем обстоятельством, что в современных условиях это имеет непосредственное отношение к вопросу о генезисе и реальном влиянии на этнические сообщества этнических мифов (по названию одной из последних работ по этой проблеме). И так как авторы этноцентристских, этногенетических мифов «настаивают на высокой степени устойчивости и преемственности культурной традиции, на ее стремлении к гомеостазу, на функциональной взаимозависимости различных групп и подразделений в рамках данной культуры, то никаких внутренних побудительных мотивов к эволюции культуры они, как правило, не обнаруживают... для объяснений происходящих изменений они вынуждены обращаться к внешним факторам (к теории катастроф) и ищут их в природных катаклизмах, войнах, переселениях, которым и отводят главную роль в истории"[2]. Между тем история культуры даже тех народов, которые на протяжении долгого исторического периода жили в условиях относительной изоляции, показывает примеры неоднократных контактов с иными культурами, отделенных от них и расстоянием, и временем. Исходя из этого, вычленить «истинное» содержание культуры того или иного этноса практически невозможно, а значит, допустить существование такой «чистой», не подвергшейся никаким посторонним влияниям культуры, можно лишь теоретически.

Полная версия публикации

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ На фото: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, автор: admin

Публикация №1107198327 31 января 2005

Глобализация, т. е. общемировое усиление открытости и взаимозависимости стран, регионов, предприятий и сообществ людей, - одна из ведущих тенденций современного социально-экономического развития. Она проявляется в различных сферах: в экономической, политической, экологической, культурной. В экономике глобализация проявляется, прежде всего, в том, что:
- увеличивается абсолютный и относительный уровень мировой торговли товарами и услугами, а также передвижения капитала и рабочей силы;
- происходит слияние рынков, организаций и производственных цепочек;
- экономические границы государств становятся все более прозрачными.
Глобализация проявляется и в культурной сфере: проходят глобальные турне ведущих музыкальных исполнителей, продукция Голливуда приобретает черты общемирового явления, по всему миру распространяются глобальные новости CNN. Глобализация отражается в деятельности международных организаций, в изменении функций правительства. Достаточно яркие проявления глобализации в науке (новые научные идеи не знают государственных границ, многие исследования проводятся интернациональными командами и на международной основе, при этом национальные границы стираются, научные результаты все в большей степени приобретают глобальный характер). Таким образом, под влиянием глобализации происходит изменение всех сторон жизни общества.
Процесс глобализации носит всеобъемлющий характер, его различные грани входят в предмет изучения почти всех общественных научных дисциплин. Экономисты акцентируют внимание на слиянии рынков, организаций и производственных цепочек, при которых экономические границы государств становятся все более прозрачными. В современных условиях рабочее значение приобретает информационный аспект экономиической глобализации.

Полная версия публикации

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ВАЙШЕШИКИ И СОВРЕМЕННАЯ КОСМОЛОГИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ На фото: ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ВАЙШЕШИКИ И СОВРЕМЕННАЯ КОСМОЛОГИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ, автор: admin

Публикация №1107198059 31 января 2005

Интерес к космологическим проблемам существует, видимо, столь же долго, сколько существует и человеческая цивилизация. Интерес этот и оправдан, и обоснован изначально присущим человеку любознанием, стремлением понять и объяснить природу мира, причины и механизм его возникновения и развития (если развитие принималось как неотъемлемый атрибут мира). И уже в ранних мифологических системах особо выделяются мифы о происхождении мира – космологические мифы. Сформировавшиеся на основе мифологии и преднаучного знания философские учения также в свою очередь ставили как одни из главных проблемы, которые мы сейчас называем космологическими. Религиозные учения, объясняя происхождение мира божественным актом творения, тем не менее, обращались к собственно космологическим вопросам. Все развитие самого научного знания происходило под знаком решения космологических проблем как наиболее фундаментальных и значимых. И отсюда совершенно очевидным кажется вывод, что среди огромной массы космологических мифов, разного рода философских и религиозных, научных и паранаучных мнений, высказываний, предположений, гипотез и теорий существуют сходные, подобные, общие моменты, «пересекающаяся» информация, но есть и особенное, специфическое для каждого из них. Именно в этом особенном следует искать то, что может способствовать развитию научной космологии, стимулировать научный поиск, разработку научных космологических гипотез.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 15 16 17 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама