Рейтинг
Порталус

О методах иследования воображения в современной философии На фото: О методах иследования воображения в современной философии, автор: admin

Публикация №1108741436 18 февраля 2005

Традиционно воображение определяют как одну из способностей познающего субъекта наряду с чувственной и мыслительной способностями. При этом воображение располагают между чувственностью и рассудком, принимая его в качестве некоторого промежуточного звена в общей структуре трансцендентального субъекта. В этом отношении воображаемое является некоторой областью пересечения чувственно-воспринимаемого и мыслимого.

Полная версия публикации

Миф как наука о формах правильного воображения На фото: Миф как наука о формах правильного воображения, автор: admin

Публикация №1108741412 18 февраля 2005

В названии этой статьи включены, вероятно, два парадоксальных и даже провокативных момента, поэтому их нужно специально оговорить. В первую очередь, трактовка мифа как науки для сциентистски настроенного слуха звучит, наверное, подозрительно и абсурдно. Действительно, позитивистская методология науки отказывает даже философии в научном статусе, сводя ее к некоему общему мировоззрению, а о мифе даже и речи не ведется.

Полная версия публикации

К вопросу об онтологии воображаемого На фото: К вопросу об онтологии воображаемого, автор: admin

Публикация №1108741387 18 февраля 2005

Когда говорят об онтологии чего-нибудь, имеют в виду бытие этого чего-нибудь. К примеру, выражение «онтология техники (языка, искусства, науки, etc.)» подразумевает относительно независимую реальность техники и т.п. в опыте человеческого существования. Даже несмотря на то, что именно человек является творцом (или со-творцом?) техники, но она, будучи создана, в какой-то момент отрывается от создателя и начинает существовать по своим собственным законам, уже, может быть, неподконтрольным автору. Последний может по своей воле создать нечто, но, в силу необратимости человеческого времени, ему не всегда удается вовремя упразднить это нечто (как в мифе о творении Голема). Следствие начинает оказывать обратное неожиданное воздействие на причину, демонстрируя свою самобытность, т. е. онтологичность.

Полная версия публикации

Зооморфные анекдоты На фото: Зооморфные анекдоты, автор: admin

Публикация №1108741358 18 февраля 2005

Анекдоты о животных являются самыми «добрыми» из различных типов анекдотического жанра. Представляя в качестве персонажа анекдота ту или иную зверюшку человек находит возможность снисходительно отнестись к собственным слабостям, в смехе преодолевая их.

Полная версия публикации

Образная природа восприятия в контексте философских аспектов познания На фото: Образная природа восприятия в контексте философских аспектов познания, автор: admin

Публикация №1108741330 18 февраля 2005

В отечественной психологии обозначилась тенденция ассоциирования классической рациональности с постулатом непосредственности [33; 5; 49]. Развивая данную идею, мы выделяем онтологический и гносеологический аспекты постулата непосредственности.

Полная версия публикации

В поисках сущности языка На фото: В поисках сущности языка, автор: admin

Публикация №1108741302 18 февраля 2005

«В человеческой речи разные звуки имеют разные значения». Отсюда Леонард Блумфилд в своей известной книге «Язык» (1933 г.) делает вывод, что «изучать это соответствие определенных звуков определенным значениям и значит изучать язык»[1]. Еще столетием раньше Вильгельм фон Гумбольдт учил, что «существует очевидная связь между звуком и значением, которая, однако, в редких случаях поддаваясь точному объяснению, обычно остается неясной». Проблема такой соотнесенности и связи всегда была кардинальной в уже немолодой науке о языке. Насколько этот факт был тем не менее временно предан забвению языковедами недавнего прошлого, показывает реакция на интерпретацию знака, и в частности языкового знака, как неразложимого единства означающего и означаемого у Фердинанда де Соссюра; этой интерпретации многократно воздавалась хвала за ее изумительную новизну, хотя давняя концепция вместе с терминологией была целиком перенесена из теории стоиков, существующей уже двадцать столетий.

Полная версия публикации

Что значит “у философии есть будущее”? На фото: Что значит “у философии есть будущее”?, автор: admin

Публикация №1108741268 18 февраля 2005

В стремлении современного сознания воспользоваться неметафизическими шансами философии сказывается не только изменение в интеллектуальной позиции человека, предпочитающего теперь любой претензии на истину ироническое переописание теории новыми терминами или рефлексию её социальной обусловленности. За этой свободой собственного сомнения в истине философии кроется, как это ни парадоксально, наиболее аутентичная для самой философии исследовательская позиция. Современные критики, разоблачая изначально заложенное в метафизике ущемление истории, ценностей и смысла как новообразований жизни, и её менторский тон по отношению к науке, актуализируют противоречивость собственной позиции философа, требующей воздерживаться от “последнего” решения всех проблем — по самому уже определению философии как любви к мудрости — и вместе с тем решаться на суждения относительно “первых” вопросов обо всем существующем [1] .

Полная версия публикации

Значение термина “историчность” в немецкой философии XIX в. На фото: Значение термина “историчность” в немецкой философии XIX в., автор: admin

Публикация №1108728273 18 февраля 2005

Термин “историчность” впервые появился в немецкой философской литературе более ста восьмидесяти лет назад[1], но его нельзя отнести к числу тех понятий, без которых не может обойтись ни один словарь по философии. Скорее наоборот, относительная новизна и непроясненность этого термина XIX века подтверждается отсутствием соответствующей рубрики в большинстве отечественных словарей и даже некоторых специализированных зарубежных справочниках[2]. Этому способствует, кроме всего прочего, собственная история понятия “историчность”.

Полная версия публикации

Философия языка брентановской школы (предисловие к публикации) На фото: Философия языка брентановской школы (предисловие к публикации), автор: admin

Публикация №1108728245 18 февраля 2005

«Министр по делам философии языка» брентановской школы — так однажды назвал Антона Марти его ближайший ученик и последователь Оскар Краус. Этот эпитет отражает не только главную направленность философских интересов Марти, в центре которых всегда находились проблемы философии языка, но и то специфическое место, которое он занял в философском течении, инициированном Францем Брентано. В этом течении можно выделить два крыла. Воспользовавшись собственной брентановской характеристикой, к первому можно отнеститех его учеников, которых он называл сецессионистами2. К их числу принадлежат А. Майнонг, Э. Гуссерль, К. Твардовский, т. е. те из числа его бывших учеников, которые либо демонстративно дистанцировались от него, либо развивали собственные концепции в критической направленности по отношению к ключевым положениям его учения. Ко второму крылу относятся, так называемые, ортодоксальные сторонники Брентано.

Полная версия публикации

Сознание и его части На фото: Сознание и его части , автор: admin

Публикация №1108728218 18 февраля 2005

Прежде всего, мы хотели бы уточнить цели настоящей статьи, а также пояснить мотивы, побудившие автора к разработке указанной проблематики. Настоящая работа должна стать, по нашему замыслу, частью серии исследований, посвященных развитию теории частей и целого (мереология) в философии брентановской школы[1] и в феноменологии раннего Гуссерля. Идея проведения такого рода исследования возникла у нас в ходе работы над Логическими исследованиями Гуссерля, а именно в связи с попытками разъяснить намеченный в них гуссерлевский проект наукоучения.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 17 18 19 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама