Эволюция женского начала в мифологии
Публикация №1108242486 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Миф как социальный феномен с неизбежностью впитывает человеческую реальность и меняется под ее воздействием. Поэтому привлекательной и тотально объясняющей кажется попытка проанализировать миф с точки зрения изменений в обществе. Подобные изложения, логически непротиворечивые и выверенные, достаточно часто встречаются в работах по исследованию мифа в работах таких непохожих авторов, как Алексей Лосев и Роберт Грейвс. Объясняя миф исключительно внешними реалиями, мы исключаем представления о нем как о цельном, существующем по внутренним законам феномене с присущей ему отличной от исторической логики "логикой чудесного" (понятие, введенное советским филологом Голосовкером) [1].
Старость — это печаль, радость или возможность начать жизнь заново?
Публикация №1108242464 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В настоящее время старение рассматривается как фаза жизни, протекание которой проявляет себя «как биологическая, финансово —экономическая эпохальная и экологическая судьба». Поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного восприятия и переживания [1].
Взгляды психиатров ФРГ на проблему вменяемости-невменяемости.
Публикация №1108242445 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
До настоящего времени актуальной является проблема оценки психического состояния человека, совершившего преступление. При разработке данной проблемы неизбежно возникает вопрос о том, какие именно психические расстройства имеют юридическое значение, то есть "уменьшают ясность рассудка и ограничивают свободу воли".
Границы языка и язык границ - Витгенштейн и дзэн
Публикация №1108242425 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Вступление
1. Насколько правомерны подобные сопоставления? Они полезны хотя бы тем, что ставят под вопрос саму философию (и ее метод). Существует ли философия в других, неевропейских культурах? Или, когда мы говорим, к примеру, «индийская философия», то прибегаем лишь к метафоре, сближающей миф и некий комплекс мировоззренческих установок и философию? Что есть тогда европейская философия? Один из множества дискурсов, одна из множества языковых игр? В ответе на этот вопрос нами движет вера в схожесть парадигм сознания людей разных культур. При этом наиболее плодотворно оказывается сравнивать не содержания (понятия), а проблемные поля и движимые ими стратегии мысли, методы. «Нет одного философского метода, существуют, однако, методы, и, соответственно, различные способы терапии» (Философские исследования, §. 133).
К вопросу о смысловых горизонтах загробного воздаяния
Публикация №1108242400 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995
Жизненный путь каждого человека противоречив и в этом плане загадочен. Квинтэссенцией таинства жизни служит безмолвие смерти. Исторический опыт ХХ столетия вплотную придвинул человечество к разгадке этой тайны, обнажив глобальную проблему современности - реальную близость смертного часа всего человечества. Апокалипсические видения эпохи Средневековья вновь возрождаются в миропереживаниях людей, но уже в достаточно убедительном облике конкретных обобщений и прогнозов современной науки.
Этика всеединства в философии Владимира Соловьёва
Публикация №1108242382 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В критической литературе, посвященной творчеству Вл. Соловьёва, довольно часто высказывается мнение, что именно с его работ понятие всеединства становится достоянием философской мысли. Так, в популярном справочном издании сообщается, что «понятие всеединства как высшего онтологического принципа впервые выдвигается Вл. Соловьёвым» [1]. Между тем, как представляется, в данном случае вернее было бы говорить не о понятии или категории, а о термине. Как отмечает А.Ф. Лосев, «все существует во всем», или принцип всеединства, является основным принципом не только философии Вл. Соловьёва, но и философской классики вообще [2].
Христианская этика: Pro et contra
Публикация №1108242358 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Пять возражений против христианской этики
I. Библия не дает ответы на многие важные этические вопросы современности. Невозможно было в I веке представить те проблемы, с которыми сталкивается человечество сейчас: угроза ядерной войны, генная инженерия, искусственное продление жизни, ядовитые выбросы в атмосферу и т.п. Кроме того, в Библии утверждаются и такие положения, которые большинство нынешних христиан склонны считать неприемлемыми. Возьмем, к примеру, новозаветные представления о роли женщины. В современной пресвитерианской церкви в целом признается, что церковное руководство в такой же степени доступно для женщин, как и для мужчин. Однако в I Послании к Коринфянам говорится: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении» (14,34-35); «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; И не муж создан для жены, но жена для мужа» (11, 8-9).
Публикация №1108242339 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Я поступил на философский факультет ЛГУ в 1948 г. Лихое было время, особенно для философов. Пресловутое «ленинградское дело», ожесточенная борьба то с космополитизмом, то с вейсманизмом-морганизмом начисто вымели из университета лучшие научно-педагогические кадры. На философском факультете заменили декана: прислали откуда-то Михайлина (забыл, к сожалению, его имя-отчество) — человека вроде бы и неплохого (с моей точки зрения), но в научно-педагогическом отношении никакого, хотя был он и кандидатом наук, и доцентом. Но студент в деканах не волен. Притерпелись, хотя и со скорбью. Трудами его не интересовались (да и были ли они!), на лекциях либо поражались их некачественности, либо занимались другими делами. Порой даже вредничали: на перемене перетасовывали те записи, по которым он читал (именно читал, не отрываясь от текста) свои лекции.
Этический аспект философской мысли русского неокантианства
Публикация №1108242321 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Русское неокантианство конца XIX — начала XX вв. представляет собой сложное, неоднозначное явление. Нет никаких сомнений в том, что оно оказало существенное влияние на развитие русской философии и духовной культуры вообще. В России существовала сложившаяся традиция философии неокантианства, которая доныне в современной литературе остается малоизученной. Предметом нашего исследования является деятельность русских неокантианцев на страницах журнала «Вопросы философии и психологии», который выпускался Московским психологическим обществом с 1884 г. Сам журнал также играл не последнюю роль в философской жизни своего времени, что является дополнительным основанием актуальности нашего исследования.
В.С. Соловьёв и Л.М. Лопатин (к истории дискуссии)
Публикация №1108242303 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Как известно, большим другом и сподвижником Владимира Сергеевича Соловьёва был Лев Михайлович Лопатин. Их связывала не только многолетняя дружба, но и довольно обширная научная полемика. Из многочисленных источников мы можем найти подтверждение тому, что в период расцвета русской философской мысли (конец XIX — начало XX вв.) Л.М. Лопатин, будучи бессменным редактором журнала «Вопросы философии и психологии», а также профессором философии Московского Государственного Университета, активно принимал участие в научной жизни своих соотечественников и коллег. Подтверждением тому служат постоянные отклики и рецензии на их работы в журнале.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK