Рейтинг
Порталус

Кризис методологий в гуманитарных науках На фото: Кризис методологий в гуманитарных науках, автор: admin

Публикация №1108987865 21 февраля 2005

Современный этап развития гуманитарного знания указывает на то, что научные исследования вступили в тяжелую полосу кризиса. Признаками кризиса являются:

ослабление влияния на современную науку классических традиций гуманитарных школ второй половины ХIХ — первой половины ХХ века, для России это культурно-историческая школа (А.Н. Пыпин), школа сравнительно-исторического исследования (Александр Н. Веселовский), классический марксизм (напр., Г.В. Плеханов), и др. (для Западной Европы можно назвать другие имена); данный отход от традиций, утрата связи с ними указывает на отсутствие преемственности, потерю уже ранее накопленного методологического опыта и стремление все начать сначала, нулевой отметки;

Полная версия публикации

КОНТРАСТЫ И КРАСКИ БИБЛЕЙСКОГО ТЕКСТА: ВЗГЛЯД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА На фото: КОНТРАСТЫ И КРАСКИ БИБЛЕЙСКОГО ТЕКСТА: ВЗГЛЯД С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА, автор: admin

Публикация №1108987826 21 февраля 2005

Когда читаешь Библию в оригинале, то поражаешься разнообразию сти-лей, литературных манер, голосов, звучащих в подлиннике. Когда читаешь те же тексты в переводах — поражаешься тому, насколько эта разноголосица в них причесана, сглажена. Причем это касается как традиционных переводов, строго следующих букве оригинала, так и новых переводов последних десятилетий. В одном случае весь текст становится однообразно-неестественным, в другом слу-чае — более или менее естественным, но при этом выполненным в единой стили-стической манере.

Полная версия публикации

Метафизический пафос лирики Ф.И.Тютчева: оппозиция земного и небесного На фото: Метафизический пафос лирики Ф.И.Тютчева: оппозиция земного и небесного, автор: admin

Публикация №1108987791 21 февраля 2005

Наряду с развитием системы идей-образов “Хаос – Космос” (“Ночь – День”) в лирике Тютчева формировалась и разворачивалась система идей-образов “земное – небесное” (“дольнее – горнее”, “материальное – духовное”, “временное – вечное”) как выражение второй центральной проблемы миросозерцания поэта-мыслителя. В его душевной жизни, в его мироотношении (от мироощущения до миропонимания) неизменно присутствует “трансцендентная устремлённость” за пределы земного мира.[1] “Трансцендентная тоска” слышна во всём его творчестве, она звучит и в юношеских и в позднейших стихотворениях с возрастающей трагической напряженностью. У Тютчева нет пейзажной лирики как таковой. Он не создавал картин природы, не описывал явлений и событий самих по себе. Внимательно всматриваясь в них, он настойчиво искал их сокровенный смысл, томительно жаждал прорыва в иной мир.

Полная версия публикации

Эстетика в эпоху анестезии На фото: Эстетика в эпоху анестезии, автор: admin

Публикация №1108987751 21 февраля 2005

Изменившиеся очертания современной реальности коснулись и сферы эстезиса (aesthesis), наиболее консервативного слоя преднаходимой и культивируемой чувственности. Перемещение набора гуманистических ценностей из области провозглашаемого в ранг очевидности вызвало изменения в самом проекте производства человеческого в человеке. Политическое измерение социума в значительной мере утратило свою самостоятельность (собственную геометрию, законы которой пытался постигнуть еще Макиавелли) и стало экраном общей духовной демобилизации гражданского общества.

Полная версия публикации

Ускользание и обман в поединке со смертью На фото: Ускользание и обман в поединке со смертью, автор: admin

Публикация №1108839186 19 февраля 2005

Существуют только три возможных типа отношений к собственной смерти: смирение, экранирование (погружение ее в зону «невидимости») и обман смерти. Фундаментальные различия между смертью другого, смертью вообще и собственной смертью мы оставим пока в стороне.


Полная версия публикации

Традиции и новации в современных философских дискурсах На фото: Традиции и новации в современных философских дискурсах, автор: admin

Публикация №1108839082 19 февраля 2005

Я хотел бы обратить внимание на несколько аспектов соотношения новации и традиции, которые, может быть, покажутся достаточно любопытными, несколько не успевшими нам надоесть. Прежде всего, речь идет о способах фиксации традиции, которые содержат в себе внутреннюю превратность, и, в качестве таковой, нередко не опознаются. Простейший пример из Гройса, когда он говорит, в чем состоит идея музея. Предполагается на первый взгляд, что музей, как место, предназначенное для конденсации вкладов, есть ничто иное, как материальное воплощение традиции и их хранение. Человечество или цивилизация, обладающая музеями, может, тем самым, указать на глубину традиции. В обще говоря, предполагается, что музейное дело есть некий синоним следования традиции. Гройс совершенно точно обращает наше внимание на то, что на поверку дело обстоит прямо противоположным образом.

Полная версия публикации

Простой мотив На фото: Простой мотив, автор: admin

Публикация №1108839055 19 февраля 2005

В первых двух случаях слово «мотив» можно заменить на «причину»; в то же время между глаголами «мотивировать» и «причинять» существуют определенные, хотя и не эксплицированные различия. Ясно, что мотив и причина тесно связаны друг с другом, а в некоторых контекстах попросту тождественны. Тем более важны различия между двумя формулировками: «что послужило причиной поступка?» и «каков мотив поступка?».

Полная версия публикации

Постгенитальная сексуальность и европейская цивилизация На фото: Постгенитальная сексуальность и европейская цивилизация, автор: admin

Публикация №1108839034 19 февраля 2005

В классическом подразделении Фрейда различаются следующие стадии сексуальности: оральная, анальная и генитальная. Генитальная стадия рассматривается как вершина сексуального развития — выбор объекта осуществлен и далее следует рутинная половая жизнь, не избавленная, впрочем, от некоторых трудностей… Есть, однако, основания предполагать, что на этом дело не заканчивается и мы вправе выделить в качестве самостоятельной фазы четвертую, постгенитальную стадию развития сексуальности. Но ее рассмотрение мы начнем не с онтогенетического, а с исторического аспекта.

Полная версия публикации

Партитура неслышимой музыки На фото: Партитура неслышимой музыки, автор: admin

Публикация №1108839012 19 февраля 2005

Споры о музыке, о природе музыкального, лишь изредка прорываются к уровню философии — да и в сфере эстетики собственно музыкальная эстетика занимает место где-то на периферии. Правда, ей обычно посвящается компактный, независимый от универсальной эстетики дискурс (так, высказывая обобщения о природе искусства, охотно делают исключение для музыки), но автономность оборачивается бессодержательностью, перебором банальностей, которые разбавляются техническими спекуляциями.

Полная версия публикации

Корни дуба На фото: Корни дуба, автор: admin

Публикация №1108838990 19 февраля 2005

Быть может, самым печальным результатом глобального вмешательства фантазии в экономику является даже не экономический упадок как таковой (все-таки возможности регенерации хозяйственной жизни велики, иначе человечество не выжило бы), а сопутствующая интоксикация общественного сознания: формирование навязчивых идей, побуждающих снова и снова наступать на грабли.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама