Публикация №1109330726 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Больше всего человека интересует он сам. Есть в этом доля от эгоизма, но есть и от удивления перед фактом собственного бытия. Древние говорили: «Познай себя». Если попытаться последовать их совету и обратиться к себе, что мы увидим?
В первую очередь мы обнаружим некоторую данность. Я таков, каков я есть. Я обладаю присущими мне качествами. И эта совокупность качеств, которыми можно описать меня, выделяет меня из множества мне подобных.
Философия Откровения и откровения философии Ф.В.Й. Шеллинга.2000. (Пестов А.Л.)
Публикация №1109330661 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854) -уникальная личность в истории мировой философии. На-мерное, прежде всего тем, что никто чаще него не менял свои взгляды, в каждой последующей работе не начинал все сначала и так и не доводил дело до конца. Свои последние воззрения он сам определял как поим ивную философию, о которой, однако, почти ничего неизвестно современной российской философской публике, И напрасно. Ведь ту позицию, на которой философ остановился в своем развитии и которую он сам считал плодим своих философских исканий, следует изучить хо-in бы потому, что она может приоткрыть завесу тайны pio первоначальной конструкции. Кроме того, в позитивной философии можно усмотреть исходный пункт мно-1их последующих течений мысли.
Философия культуры о.Павла Флоренского
Публикация №1109330637 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Поскольку лекция будет посвящена рассмотрению взглядов на сущность культуры русского философа, богослова, искусствоведа, математика, физика о.П.А.Флоренского, не лишним будет начать со знакомства с его идеями относительно лекции как жанра. В наше время лекция - жанр вымирающий: в американских университетах от нее давно и окончательно отказались, т.к. всю возможную информацию по любому вопросу студент может почерпнуть в Интернете; в отечественных вузах материал любой (почти любой) лекции можно найти в литературе, чаще всего - в учебнике. Аргументом современного отечественного лектора в пользу необходимости сохранения лекции обычно является утверждение о том, что он (лектор) синтезирует в процессе подготовки к лекции материал из множества источников, недоступных студенту. Однако, в современном университете и при развитии современных средств хранения и получения информации,- все источники должны быть (теоретически) доступны.
Философия как единство научного и вненаучного познания (Ойзерман Т.И.)
Публикация №1109330616 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Новое время в противоположность средневековому сознанию и жизненному укладу провозглашает высшей и, в сущности, единственной подлинной формой знания науку. Наука трактуется не только как эталон подлинного знания, но и как познание божественного. Средневековье считало лишь веру способной к познанию абсолютного, к сверхразумному ( но не противоразумному, согласно Фоме Аквинскому) познанию. Антифеодальная философия Нового времени ставит на место веры науку. Дело идет к обожествлению науки, и этот процесс находит наиболее яркое выражение у Гегеля, который утверждает: "Абсолютная идея есть содержание науки".
Философия и методология науки.
Публикация №1109330594 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
С самого зарождения науки ученые постоянно стремились свести более сложные явления к более простым и построить общую картину мира, основанную на небольшом количестве простых исходных принципов.
Эта тенденция реализовывалась буквально во всех отдельных областях науки и в научном познании в целом.
ФИЛОСОФИЯ В СССР И ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
Публикация №1109330563 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Становление советской философии. 1917 — конец 20-х гг. Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества, философские журналы. Настойчивое стремление руководства большевистской партии и советского государства “идеологически завоевать вузы”, “пропитать их духом марксизма” вылилось в чистки профессорского состава и прежде всего философов старой школы. Большая группа ведущих философов была выслана из страны; под флагом “воинствующего материализма” проведены идеологические кампании по критике философского идеализма, позитивизма, “сменовеховства”, “евразийства”.
Филосовская мысль в Башкортостане
Публикация №1109330542 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
До принятия башкирами ислама господствующее положение в их сознании занимало развитое языческое мировоззрение, тенгри-анство, тесно связанное с обожествлением живых и физ. сил окружающего мира. Мусульм. вероучение входило в образ мышления башкир постепенно в течение неск. веков. Под воздействием укореняющегося ислама происходит, как можно судить по произв. тюркоязыч. лит-ры Урало-Поволжья 11 - 15 вв., ознакомление башкир с элементами античной философии в араб, переводах (Платон, Аристотель), филос. мыслью араб, мира (Аль-Газали, Ибн-Сина, Аль-Фараби и др.). Мусульм. миссионеры, купцы и путешественники, а затем религ. деятели и образованные люди распространяли среди башкир произв. вел. поэтов Востока (Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Саади, Руми, Хафиза, Низами и др.). Сосуществование в мировоззрении народа ислама, тенгрианства, пережитков древнейшего язычества и развитие на этом фоне элементов рационального мышления определило глубокое своеобразие самосознания средневековых башкир. В общей картине саморазвития филос. мышления преобладают темы и проблемы космогонии, происхождения мира и людей, образования ландшафтов, рек и водоемов, расселения народов и расслоения соц. сообществ и т.д., рассматриваемые преимущественно как происхождение, история, образ жизни башкир. В подавляющем бол-ве они воплощены в эпич. произведениях: "Урал-Батыр", "Акбузат", "Бабсак-бей и Кыпсак-бей", космогонич. мифах, ист. преданиях, генеалогич. записях (шемере) и др.
Публикация №1109330522 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Искусство ХХ века знает пока только начальный рубеж своей истории. Многие художественные процессы еще не завершены, хоть мы отсчитывает уже новое тысячелетие, окончательные суждения делать еще рано. Старое и новое не располагается в элементарной последовательности, а действует во взаимном пересечении, охватывающем огромное пространство и обширное историческое время. С точки зрения классических эпох, создающих несомненные художественные ценности, искусство неклассической поры выглядит неудовлетворительным: двусмысленно многое из того, что выдвигается как его позитивные ценности, искусство нередко проникается неудовлетворенность самим собой и окружающей жизнью.
Публикация №1109330499 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Некоторое время назад я видел на экране телевизора дискуссию с участием нескольких дам и джентльменов, одетых в пеструю смесь изделий из дакрона, найлона, дайнела и других современных синтетических материалов. Дамы и джентльмены пришли к единодушному мнению (между делом глотая таблетки транквилизаторов) о том, что наука и техника не оправдали возлагавшихся на них надежд и что теперь человечеству следует отказаться от науки, которую они приравнивали к технике, и искать какой-то иной путь к лучшей жизни.
Роковое влечение: Ж. Лапланш о сексуальности
Публикация №1109330479 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Фрейд считал сексуальность шиболетом психоанализа. С достойным удивления упорством он без конца повторял: “Либидо сексуально”. Но если, набравшись смелости, спросить об основаниях для такого заявления, мы чаще всего остаемся без ответа. Как к последней инстанции Фрейд всегда отсылает к биохимии: однажды биохимическое исследование подтвердит, что у человеческого существа есть два, и только два, фундаментальных влечения: одно направлено на самосохранение, а другое — сексуальное[2]. Такое предпочтение биохимического доказательства, которое в действительности не является доказательством вообще, соседствует со стремлением дать биологическое объяснение либидо.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK