Рейтинг
Порталус

Л/абрис воды На фото: Л/абрис воды, автор: admin

Публикация №1109005952 21 февраля 2005

Собственно, слушаясь логики жанра, который, кстати сказать, во французском языке женского рода (я упоминаю об этом исключительно потому, что теоретический дискурс, в той же степени, что и правила хорошего тона, суть продукт неочевидных конвенций; другими словами: статья, доклад, «научный труд», диссертация и проч. — все это, в сущности, каноны жанра, казус, буквально частный случай типично европейской сервировки стола), мне и следовало начать прямиком с цитаты из Марселя Пруста, не откладывая ее на десерт.

Полная версия публикации

Остров мертвых На фото: Остров мертвых, автор: admin

Публикация №1109005924 21 февраля 2005

Очей исполнен этот омут птичий…
Они, низвергаясь отвесно в мерный огонь,
рулад штольню, так печальны, как после «вечной
любви». Взрываясь хлопаньем бесшумных крыл, испепеленные
лампионы, птицы застилают лицо экранной дивы, и нам
падать в эти постели, сестра двуликая

Полная версия публикации

Еще раз к вопросу о предметной области социально-культурной антропологии На фото: Еще раз к вопросу о предметной области социально-культурной антропологии, автор: admin

Публикация №1109005867 21 февраля 2005

Вопрос о предмете культурной (социальной) антропологии начал активно обсуждаться в отечественной научной литературе с начала 90-х гг. Это стимулировалось прежде всего появлением специальности «Социальная антропология» в отечественной системе высшего образования и открытием антропологических кафедр и отделений в ряде российских вузов (сразу заметим, что первая такая кафедра возникла в стенах факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета). Авторы появившихся в последние годы работ — как монографического, так и учебного характера — весьма различным образом трактуют предметную область социальной (культурной) антропологии [1]. При этом данной дисциплине порой приписывают вообще не свойственные ей теоретико-методологические основания, предметную специфику и проблемное поле.

Полная версия публикации

Этические проблемы войны в русской религиозной философии XX века На фото: Этические проблемы войны в русской религиозной философии XX века, автор: admin

Публикация №1109005839 21 февраля 2005

Мировую историю невозможно представить без феномена войны. Возникнув одновременно с появлением самых первых примитивных родовых общин, войны не прекращаются и по сей день, причем из видимых нами пяти тысячелетий существования человеческого общества с большим трудом можно насчитать три сотни лет, свободных от крупных военных столкновений. При этом количество войн не уменьшается, а увеличивается. Об этом свидетельствуют достаточно известные цифры, приводимые автором книги "Социология войны" В.В.Серебрянниковым: за пять тысяч лет мировой истории произошло около пятнадцати тысяч войн и военных конфликтов, но если в период с конца XIX века до начала первой мировой войны случалось в среднем два вооруженных конфликта в год, а за двадцать лет от первой до второй мировых войн уже четыре, то за время с 1945 до 1990 годов интенсивность конфликтов увеличилась в среднем до 7,5-8, а с 1990 по 1997 год происходило по 33-37 вооруженных столкновений ежегодно!(1). При этом невероятно вырос масштаб войн. Таких катастроф, как мировые войны ХХ века, история доселе не знала. Это были первые войны, направленные не только на уничтожение армий, но и на истребление целых народов. За минувший век все вооруженные конфликты, вместе взятые, унесли по разным подсчетам от 140 до 150 миллионов(2) человеческих жизней, что в несколько раз больше, чем за всю предыдущую мировую историю!

Полная версия публикации

Французская культура XVII века и ее восприятие в России На фото: Французская культура XVII века и ее восприятие в России, автор: admin

Публикация №1109005795 21 февраля 2005

Семнадцатое столетие давно и вполне обоснованно считается одним из наиболее сложных, неоднородных и внешне противоречивых периодов как в истории западноевропейской цивилизации, так и в истории западноевропейской культуры. Согласно традиционной точке зрения, именно в XVII веке начинается эпоха Нового времени, наступление которой было связано с целым рядом коренных изменений во всех сферах человеческой жизни. Даже как особое историческое и историко-культурное понятие Новое время заключает в себе логическую и смысловую противопоставленность некоему «Старому времени» — эпохе Средневековья.

Полная версия публикации

«Спор о древних и новых», или классицизм против классицизма На фото: «Спор о древних и новых», или классицизм против классицизма, автор: admin

Публикация №1109001826 21 февраля 2005

Как известно, главным предметом «Спора» стало отношение к античному художественному наследию. Дотоле сплоченный лагерь классицистов впервые разделился на две большие идеологические группировки — на ортодоксальных классицистов, верных адептов «древних» (т.е. античных) авторов, и «классицистов-ревизионистов», сторонников «новых» (т.е. современных им) авторов и национальной культуры. Первые считали античное искусство безусловным авторитетом, или, если воспользоваться точной формулировкой К.Маркса, «нормой и недосягаемым образцом» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50-ти т. 2-е изд. М., 1958. Т.12. С.737), на который следует всегда ориентироваться в собственном художественном творчестве. Вторые полагали, что античная культура — это пройденный этап, оставшийся в далеком прошлом, а современный человек нуждается в современном (и потому — понятном и близком) ему искусстве.

Полная версия публикации

Проблема теоретического разграничения жанров басни и «сказки» в трудах европейских критиков и исследователей XVIII–XX веков На фото: Проблема теоретического разграничения жанров басни и «сказки» в трудах европейских критиков и исследователей XVIII–XX веков, автор: admin

Публикация №1109001801 21 февраля 2005

Жанр стихотворной комической новеллы («сказки»), восходящий к творчеству Ж. де Лафонтена (1621-1695), вполне обоснованно может считаться одним из наименее изученных теоретиками литературы. В то же время историки литературы периодически сталкиваются с произведениями, принадлежащими к этому жанру, характерные признаки и границы которого осознаются ими, тем не менее, недостаточно четко.

Полная версия публикации

Образ Лафонтена на страницах русской печати XVIII - начала XIX веков и особенности его восприятия в России На фото: Образ Лафонтена на страницах русской печати XVIII - начала XIX веков и особенности его восприятия в России, автор: admin

Публикация №1109001776 21 февраля 2005

В отличие от произведений некоторых других французских писателей Нового времени, современников Лафонтена (Ж.-Б. Мольера, Н. Буало, Б. де Фонтенеля, Т. Корнеля, П. Тальмана), известных в России уже в первой трети XVIII в., лафонтеновские сочинения стали достоянием широких кругов русских читателей сравнительно поздно, только в 1740-х гг. (об этом свидетельствуют первые отечественные литературно-критические отклики и попытки переводов басен Лафонтена, относящиеся главным образом ко второй половине 40-х гг. XVIII в.).

Полная версия публикации

«Исключения из правил» в системе классицизма: к проблеме развенчания стереотипов в научном и обыденном мышлении На фото: «Исключения из правил» в системе классицизма: к проблеме развенчания стереотипов в научном и обыденном мышлении, автор: admin

Публикация №1109001752 21 февраля 2005

В сознании подавляющего большинства специалистов и неспециалистов семнадцатое и восемнадцатое столетия зачастую предстают в виде неких «старых знакомых», хорошо всем известных еще со школьной скамьи. Первые буржуазные революции в странах Западной Европы, война за независимость в Америке, колоссальные достижения науки и техники, расцвет искусства барокко и классицизма, творчество И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Ж.-Б. Мольера, Д. Дефо, Дж. Свифта, М.В. Ломоносова, Вольтера и Ко — вот тот «интеллектуальный минимум», которым ограничивается «среднестатистический россиянин», получивший неполное среднее образование, и которого, в принципе, вполне достаточно для повседневной жизни этого самого россиянина.

Полная версия публикации

Западноевропейская культура XVII в. и начало Нового времени На фото: Западноевропейская культура XVII в. и начало Нового времени, автор: admin

Публикация №1109001729 21 февраля 2005

С точки зрения историков, Новое время — это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение — франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918). С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и не связано с определенными историческими событиями.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама