Пятилетний опыт работы хосписа №1
Публикация №1108304018 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995
Хосписная служба ориентирована на помощь инкурабельным онко-больным 4 кл. группы и их родственникам и близким. Программа действий в Хосписе рассчитана в первую очередь на паллиативный уход за больными, обезболивание, оказание психологической поддержки им и их семье. Полноценная помощь пациентам осуществляется благодаря наличию как стационара на 30 коек, так и выездной службы, осуществляющей одномоментно патронаж более чем 200 больных одновременно. За год, в среднем, через стационар проходит около 300 пациентов, на дому — 550, и около 500 родственников получают психологическую помощь как во вовремя болезни их близких, так и в течение 2 — 3 лет после их смерти.
Психотерапевтическая помощь в работе с умирающими больными
Публикация №1108303979 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995
1. Смена теистической модели мира на атеистическую драматически отразилась не только на умирающих больных, на медицинском персонале, но и на всем нашем обществе. Ориентация на построение «рая» на земле, тотальный «оптимизм» бесцеремонно отбросил проблемы умирающих с их нуждами. В медицинской донтологии возникла четкая и жесткая установка не говорить правду больному в случае смертельного заболевания и безнадежности диагноза. Контакт между врачом и больным осложнился вскоре ставшей прописной истиной — что от врача правды не услышишь. Обоснованием этой модели «утешительной лжи» явилось утверждение, что «правда вызывает депрессию и лучше провести остаток дней в неведении».
Специфика национального идеала в отечественной философско-правовой и общественной мысли
Публикация №1108303958 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Человеческая природа с необходимостью предполагает стремление к идеалу, которое находит отражение в мифотворчестве, фольклоре, народной культуре, философской и политической мысли, и, наконец, идеологии. Характер мифологических сюжетов, раскрывающих взаимоотношения человека с внутренним и внешним миром, формирует основные направления развития идеальных конструкций, ибо отражает глубинные пласты ментальности.
Проблема прогресса в русской политической философии XIX – начала ХХ века
Публикация №1108303935 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В истории русской культуры, антиполитичной по своей сути, постоянно боролись следующие тенденции: прогресса и регресса, старины и новизны, консерватизма и либерализма, традиции и новации. Особенно ярко и непримиримо эти тенденции были выражены в ключевые, переходные периоды истории России: эпоха принятия и распространения христианства (Х – XII вв.), период от средневековья к Новому времени (XVII – первая половина XVIII в.), эпоха Просвещения (Екатерина II), эпохи преобразований Александра I и Александра II, эпоха Серебряного века в начале ХХ в. в России. В эпоху Серебряного века традиционная дилемма старины и новизны в русской культуре предполагала следующее ее разрешение: движение по пути религиозно-нравственного или правового прогресса; и соответственно замкнутости культуры на атрибутах, канонах православной веры или открытости культуры взаимоотношениям права, политики, психологии; движение к атомизму или универсализму культуры. Определяющим началом движения к религиозно-нравственному прогрессу были идея всеединства и образ Софии, представленной у Вл. Соловьева как универсальная субстанция, ангел-хранитель мира, и в софиологии С. Н. Булгакова как мир идей, идеальный образ мира, от века присущая Богу мысль о тварном мире, третье, промежуточное бытие между Богом и миром. В связи с таким срединным положением София как бы существовала в двух ипостасях: земной и божественной. Ее образ становился подтверждением творения мира Богом и вечной женственности мира, сотворенного Святой Троицей (Степанов Ю. Константы русской культуры. М., 2001. С. 482, 485). Учение о Софии представало «как положительное единство, где воедино связаны разум, красота, хозяйство и культура человечества. Человек при этом становился носителем Софии» (Безлепкин Н. Философия языка в России. Спб., 2001. С. 356-357).
Правовой идеал Н. Н. Алексеева
Публикация №1108303902 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Среди представителей Московской школы философии права наряду с П. И. Новгородцевым, Е. Н. Трубецким, И. А. Ильиным, Б. П. Вышеславцевым был в начале в. и Н. Н. Алексеев (1879–1964).
Поступив на юридический факультет Московского университета, в 1902 г. за участие в революционной организации Н. Н. Алексеев был приговорен к шести месяцам тюремного заключения. Позже он отправляется в Германию, где продолжает образование. Всеобщая амнистия однако позволила Н. Н. Алексееву вернуться в Россию и закончить университет в 1906 г., а уже в 1908 г. он стал приват-доцентом. В течение трех лет (1908–1910) он проходил стажировку в Германии (Берлин, Гейдельберг) и Франции (Париж), где особое влияние на его мировоззрение оказало неокантианство Марбургской и Баденской школ. Позже неокантианство сменяется у Н. Н. Алексеева увлечением феноменологией Э. Гуссерля (Бернацкий Г. Г., Соболев В. Г. Николай Николаевич Алексеев//Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999. С.8–9). Магистерская диссертация Н. Н. Алексеева - как итог философско-правовых исследований в европейских университетах - Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов была защищена им в 1911 г., а с 1912 г. по 1917 гг. он преподавал в Московском университете уже в качестве профессора права.
Интеллектуальная биография П. А. Сорокина (1889-1968)
Публикация №1108303862 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Питирим Александрович именуется в энциклопедической литературе либо как русско-американский социолог и культуролог, либо как пишет И. А. Голосенко - американский социолог русского происхождения (Сорокин П. А. О русской общественной мысли. Спб., 2001. С.4). Кроме того, П. А. Сорокина, юриста по образованию, можно назвать и русско-американским правоведом, ибо достаточно много внимания он уделял рассмотрению философии права, акцентируя внимание на моральных и психологических аспектах - правовой боли, правовом чувстве, морально-правовом критерии. Подобный акцент становится понятным и закономерным, когда мы обращаемся к интеллектуальной биографии Сорокина.
Публикация №1108288664 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Современная культура мучается антиномией голоса и письма, представляя последнее явлением, нивелирующим способности человеческого разума, убивающим автора и человека вообще.
Современное противопоставление голоса и письма, сложившееся не без влияния французской философии, может быть, потому и стало таким актуальным, что оказалось созвучно антиномии печатного — непечатного (подцензурного — не подцензурного, мертвого — живого) слова в советской культуре. Ленинградская неофициальная культура 1970-х дает примеры парадоксальной взаимозаменяемости и тождества этих понятий, которое можно осознать именно как «звучащую философию». Важен вопрос, насколько это тождество устного разговора и машинописного издания было адекватно реальности, в чем его смысл.
Социодинамическая концепция «мозаичной культуры» А. Моля как прообраз её виртуальной модели
Публикация №1108288581 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Терминами «виртуальный мир» и «виртуальная культура» все чаще стали использоваться не только писателями-фантастами, но и представителями общественных и гуманитарных наук. Если для первых виртуальный мир и виртуальная культура — это идеальные модели, создаваемые в сознании человека при помощи компьютерно-телевизионной техники, то для вторых — это, в большинстве случаев, возможная научная картина мира или возможный тип культуры, которые могут или должны появиться при определенных условиях. В работе А. Моля «Социокультурная динамика», которая была опубликована в 1967 году, представлена концепция зарождающейся «мозаичной культуры» как прообраз будущей модели культуры постмодернизма в ее виртуальном варианте.
Массовая культура и художественное развитие студентов
Публикация №1108288561 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Новая социально-экономическая ситуация, которая сложилась в нашей стране со второй половины 80-х годов прошлого века, развитие демократии и гласности привели к тому, что критикуемая прежде советскими идеологами и сдерживаемая коммунистической цензурой массовая культура стала активно внедряться средствами массовой информации в широкие слои российского населения. И если консервативно настроенное взрослое население противилось этому внедрению, отдавая предпочтение ценностям традиционной культуры прошлого, то большая часть молодежи и особенно студенчества, скептически относясь к ценностям советской культуры, стала основным потребителем продуктов массовой культуры, создаваемых как за рубежом, так и в нашей стране. Как показывают исследования, сегодня основными пользователями «всемирной паутины» — сети Интернета, через которую беспрепятственно распространяется самая разнообразная продукция мировой массовой культуры, является студенчество.
Глоссарий к концепции причинного истолкования времени
Публикация №1108288534 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Абсолютное время. Понятие введено И. Ньютоном в его определении времени. В соответствие с его религиозным миропониманием А.в. принадлежит божественному, совершенному миру, в котором время протекает с абсолютной математической точностью. Это означает, что два соседних промежутка времени совершенно равны друг другу.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK