ОТ ЭТИКИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ - К ФИЛОСОФИИ ПРАВА
Публикация №1108378496 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Что лежит в основе регуляции общественной жизни человека - мораль или право? В чем схожи и чем отличаются они друг от друга и каковы их социально-практические основания? Каковы возможности применения права и какова, в свою очередь, сфера воздействия морали? Ограничиваются ли они социальной сущностью человека или прямым или косвенным образом вторгаются в его духовное бытие?
ТРИ ПОДВОДНЫХ КАМНЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Публикация №1108378396 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Сегодня смысл сформулированного в 1992 г. на Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро императива устойчивого развития человечества перед лицом кризиса и катастрофы (“конца света”) в основном ясен большинству образованных людей во всех странах мира. Менее известны концепция цикличности развития самоорганизующихся систем, закон фатальной смертности органической системы (организма) и концепция органической активности живых систем, как будто бы являющихся исключительно предметом интереса системщиков, биологов, а также психологов и социологов. На наш взгляд, только что названные теоретические положения и концепция устойчивого развития человечества исключают друг друга, между ними существует контроверза, которая носит вовсе не академический характер. Мы здесь и намерены выявить суть названных противоречий и попытаться показать пути их разрешения, прибегая в частности к идее фундаментальности системных законов и принципов, нарушение которых сопоставимо с игнорированием фундаментальных законов природы. Нам представляется также, что идея фундаментальности системных законов должна по существу снять остроту дискуссий по поводу биосоциальности.
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИП НАДЕЖДЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ БИХЕВИОРИСТИКИ И ОПТИМОЛОГИИ
Публикация №1108378365 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Проблемы мечтаний и надежд человеческих, его страхов и отчаяния, связанных с ними душевных переживаний и поисков, всегда воспринимались в общественном сознании, в искусстве и литературе как-то сентиментально и с состраданием, часто романтически. Но гораздо меньше и реже к ним подходили аналитически, рационально, по-философски, или же в аспектах реалистических, конкретных. Ими больше занимались поэты и писатели, часто живописцы и скульпторы, но гораздо реже философы. Среди последних ими интересовались прежде всего те, кто занимался этикой и аксиологией. Как ни странно, не так уж и много их изучали психологи и социологи.
Подчеркнем, что феномены надежды и алармизма (от фр. аlarme – тревога, тревожное состояние и мироощущение человека) всегда связаны в чувствах и ментальности с существованием и ожидаемым будущим.
ОРГАНИЦИЗМ, СИНЕРГИЗМ И СОЦИОБИОЛОГИЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ БИХЕВИОРИСТИКИ
Публикация №1108378330 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В теории и методологии сложных саморазвивающихся систем живой природы, общества и смешанных систем, таких как экологические, технические, экономические и другие системы, которые в англоязычной литературе обозначают как “бихевиоральные системы” (далее – “би-системы”) [1], идет процесс конструирования и осмысления способов формализованного описания и построения понятийного и номологического базисов, а также моделей разного рода, адекватно описывающих указанные объекты [2]. На наш взгляд, создаваемые модели необходимы в первую очередь для развития теории бихевиоральных систем, которую мы обозначили как “бихевиористика”. Речь идет о построении единой и целостной модели ее объекта – бихевиоральной системы.
Инварианты и «фреймы» как объективные феномены и когнитивные конструкции
Публикация №1108378302 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Вопросы статуса и смысла тех или иных объективных и когнитивных структур, которые изучает и которыми оперирует наука, обычно обсуждаются в специальных работах по философии и методологии науки. Среди этих структур выделяют устойчивые и инвариантные в каких-то определенных смыслах. В нашем и не только в нашем представлении инвариантными, т. е. стабильными, устойчивыми, прочными, относительно неизменными являются очень многие объекты, структуры и отношения самого разного рода [1].
Исследование мифа в раннем психоанализе
Публикация №1108378272 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Интерес к мифологии был отнюдь не случайным явлением в становлении психоаналитической теории. Бессознательные психологические импульсы, еще не получившие вербального оформления, являются важной составной частью процесса мифотворчества. В этой точке изучение мифа соприкасается с главной темой психоаналитического исследования человеческой психики. По словам П. Ринёра, символика бессознательного не является лингвистической в строгом смысле и характеризуется процессами смещения и сгущения. Поэтому структурно-языковой подход к познанию мифа нуждается в дополнении парадигмой глубинной психологии.
Интеграция психологического и социологического подходов в современном религиоведении
Публикация №1108378249 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Научный подход к изучению религии как самостоятельная область знания, обладающий собственным предметом и методами, отличный от теологического и философского подходов, сложился, как известно, лишь к концу XIX в. Отличительными чертами этого подхода, получившего наименование религиоведения, выступают, прежде всего, объективность и безоценочность позиции исследователя, конфессиональные или атеистические предпочтения которого должны быть, в идеале, вынесены за скобки при изучении того сложнейшего феномена, каким является религия.
Виртуальная стратегия гуманитарного знания
Публикация №1108378224 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Сегодня можно говорить о виртуальной ангажированности современной культуры как методе оперирования сознания/ем и жизнедействия/ем индивида. Виртуальный, указывает Словарь иностранных слов (1989), — возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях. Другое использование этого слова применяется в естествознании для обозначения элементарных частиц (виртуальные частицы) в промежуточном (ненаблюдаемом) состоянии, существованием которых в квантовой механике объясняют взаимодействия и превращения частиц.
Cмыслообразующее выражение выхода
Публикация №1108378151 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Можно проследить связь между архаическим мифом о царе Эдипе, — мифом, положенным в основу одноименной трагедии Софокла, — и понятием, введенным в научный оборот З. Фрейдом, «эдипов комплекс», а также понятием о бессознательном клише, предопределяющем ситуацию, вырваться из предустановленной детерминанты которой представляется К. Юнгу крайне маловероятным. Но миф и ритуал и есть то, что вытаскивает за волосы барона Мюнхгаузена из болота влечений и инстинктов, которые судорожно втягивают в бездну и из которых может не быть исхода.
СИНЕРГЕТИКА КАК ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАУК О ЖИЗНИ
Публикация №1108378089 14 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В статье представлена концепция применения синергетики как методологии преподавания наук о жизни в системе общего фундаментального образования в высшей школе. Приведены примеры освещения основных принципов и понятий синергетики в авторских лекционных курсах "Современное естествознание, "Экология" и "Биология с основами экологии".
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK