Рейтинг
Порталус

Традиции и новации в современных философских дискурсах На фото: Традиции и новации в современных философских дискурсах, автор: admin

Публикация №1109089099 22 февраля 2005

Независимо от того, есть ли мода на творчество или нет, ценим ли мы то, что существует из века прежде всего, извечно, или только то, что придумано вот прямо сейчас, у творчества или новаторства, в частности, есть все-таки одна неизбывная черта, универсальная, которая характеризует его во все времена. Эта черта состоит в том, что творчество штука очень редкая. Если конечно под ним не понимать ту необходимую научную новизну, которая должна быть в каждой диссертации, иначе вас в ВАКе не утвердят. Если перед вами стоит такая задача, то вы энное количество научной новизны, конечно, сочините, потому что как же так, всем хочется иметь степень.

Полная версия публикации

Анекдот как феномен культуры На фото: Анекдот как феномен культуры, автор: admin

Публикация №1109089076 22 февраля 2005

Я хотел бы придать самому своему выступлению парадоксальный, анекдотический характер, т.е. анекдотический не только по предмету, но по форме. Я попытаюсь сделать его, в общем-то, серьезным, но с неожиданной парадоксальной развязкой. Так вот, мне представляется, что анекдот — это такой элемент культуры, который необычайно продуктивен в смысле анализа того, как развивается, функционирует культура вообще. Шкловский как-то обратил внимание на то, что культура развивается через своеобразную канонизацию банального.

Полная версия публикации

Проблема кризиса индивидуального и коллективного в современной культуре На фото: Проблема кризиса индивидуального и коллективного в современной культуре, автор: admin

Публикация №1109089031 22 февраля 2005

Культурология ХХ века констатирует кризисное состояние культуры. О кризисе культуры пишут представители самых различных методологических ориентаций, создатели как кумулятивистских моделей истории и культуры, так и противоположных им. Рефлексия о культуре в терминах кризиса говорит о глубоком конфликте культурно-исторического сознания, который можно рассмотреть, воспользовавшись анализом кризиса идентичности, предложенным В. Хёсле (В. Хёсле. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии, №10. 1994). В. Хёсле вводит понятие кризиса идентичности как противоречия между активной частью сознания, самосознанием «Я» (как на индивидуальном, так и на коллективном уровне) и его представлением о себе, выступающим объектом рассуждения, «самобытностью».

Полная версия публикации

Феноменология как метод исследования сознания На фото: Феноменология как метод исследования сознания , автор: admin

Публикация №1109089013 22 февраля 2005

В этой статье рассматривается феноменологический метод, в той форме как он был разработан первоначально Гуссерлем. Автор не ставит перед собой задачу анализа метода в его историческом генезисе, важно выделить целевую установку и сущность метода, на основе которого возможно приступить к исследованию сознания, и ответить на вопрос: «Каким образом сознание феноменологически рефлектирует себя?»

Полная версия публикации

НОМОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД: ВВЕДЕНИЕ На фото: НОМОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД: ВВЕДЕНИЕ , автор: admin

Публикация №1109088994 22 февраля 2005

Что из себя представляет номологический метод (от греч. Nomoz — закон)?
В настоящее время исследователи-философы сталкиваются с рядом неразрешимых вопросов, например (приведу самые известные): проблемы ума-тела (mind-body problem), ментальной причинности (mental causaution), бессознательных актов (unconscious acts), идентификации (identity problem) и многие другие, — как правило, по нескольким причинам: при рассмотрении вопроса о природе сознания во главу угла кладется лишь определенный ее аспект, т.е. сознание не рассматривается комплексно, а лишь отдельно или как феномен (phenomenon), или как когнитивная модель, например: изучение логических структур языка в аналитической философии (logical structure of language in analytic philosophy), анализ интеллектуального процесса в феноменологии (analysis of the intellectual processes in phenomenology), побочный продукт физической или механической (информационной) реальности в эпифеноменализме (by-product of physical or mechanical reality in epiphenomenalism), или анализ ментальных состояний в терминах “что они производят” в функционализме (analyzes mental states in terms of what they do) и т.д. Более того, практически во всех направлениях (в том числе и в феноменологии) сознание отождествляется, обычно, с определенным аспектом его содержания.

Полная версия публикации

Суицид - общие теории и предотвращение. На фото: Суицид - общие теории и предотвращение., автор: admin

Публикация №1109088976 22 февраля 2005

Суицид, умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Исключительно человеческий акт, суицид встречается во всех культурах. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Полная версия публикации

“Одинокий империалист”, или Осмысление изгнания как субъективизация России в романе Набокова “Дар” На фото: “Одинокий империалист”, или Осмысление изгнания как субъективизация России в романе Набокова “Дар”, автор: admin

Публикация №1109088954 22 февраля 2005

Понятия “субъект” и “субъектность” тематизируются в моем тексте не в философском и не в психоаналитическом, а в культурологическом или ‘культурно-историческом’ смысле. С этой точки зрения субъект — феномен исторический, а также политический. Ведь он не случайно возникает и развивается в эпоху колониализма, а в эпоху постколониализма подвергается уничтожающей критике. В этом историческом смысле понятие субъекта тесно связано с понятием суверенности, о чем в работах, посвященных фашизму и сталинизму, писал Ж. Батай [1] . Субъект — тот, кто благодаря своей культурной, социальной позиции обладает определенного рода суверенностью. Таким образом, понятие субъекта относится и к империализму. Один из способов империалиста-суверена властвовать над миром — назвать его, дать имя всем местам, феноменам, живому, обитающему на некоторой территории. Именно об этом и идет речь в романе Набокова “Дар”.

Полная версия публикации

Страсти, пафос и бафос у Гоголя На фото: Страсти, пафос и бафос у Гоголя, автор: admin

Публикация №1109088928 22 февраля 2005

Страсти у Гоголя имеют по крайней мере тройную функцию. Страсти важны как рекуррентная мотивика. Страсть на уровне дискурса играет решающую роль в виде стратегий риторического пафоса, и она, в-третьих, также стоит в центре модели текста, на котором основывается надежда Гоголя не только изображать мир, но и преобразовать/преображать его. Этот тезис я хочу продемонстрировать прежде всего на примере “Мертвых душ” (в дальнейшем — МД).

Полная версия публикации

Этика совершенства в нравственной системе Канта На фото: Этика совершенства в нравственной системе Канта, автор: admin

Публикация №1109088906 22 февраля 2005

В известном смысле такая формулировка темы может представиться парадоксом: Кант-этик и Кант-моралист пользуется устойчивой репутацией принципиального врага всякой "материальной этики", и в частности этика онтологического совершенства была явным образом подвергнута им критике именно за внесение материальных оснований в фундамент нравственного закона. После этого, казалось бы, разговор об отношении Канта к этике совершенства может вестись только на языке их принципиального разведения и сосредоточиться разве на степени аргументированности кантовой критики перфекционизма.

Полная версия публикации

Об этических принципах «Розы мира» На фото: Об этических принципах «Розы мира», автор: admin

Публикация №1109088879 22 февраля 2005

Вопросы этики в настоящее время являются чрезвычайно важным предметом. Наш мир меняется со все возрастающей скоростью, в нем появляются все новые и новые реалии. И при этом старое далеко не всегда исчезает. Если же прибавить к этому тот поток культурной и технической информаци, то легко представить, с каким нестабильным, разнородным миром мы имеем дело. И так как цель этики – улучшение мира, то мы должны выработать именно универсальные, пригодные для всех случаев жизни критерии этичности или неэтичности – в противном случае наш мир рискует захлебнутьься в устаревших, наскоро созданных и других не совсем пригодных этических шкалах. Как следствие этого «захлеба» – неспособность реально улучшать окружающий мир.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама