Традиции и новации в современных философских дискурсах
Публикация №1109089099 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Независимо от того, есть ли мода на творчество или нет, ценим ли мы то, что существует из века прежде всего, извечно, или только то, что придумано вот прямо сейчас, у творчества или новаторства, в частности, есть все-таки одна неизбывная черта, универсальная, которая характеризует его во все времена. Эта черта состоит в том, что творчество штука очень редкая. Если конечно под ним не понимать ту необходимую научную новизну, которая должна быть в каждой диссертации, иначе вас в ВАКе не утвердят. Если перед вами стоит такая задача, то вы энное количество научной новизны, конечно, сочините, потому что как же так, всем хочется иметь степень.
Публикация №1109089076 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Я хотел бы придать самому своему выступлению парадоксальный, анекдотический характер, т.е. анекдотический не только по предмету, но по форме. Я попытаюсь сделать его, в общем-то, серьезным, но с неожиданной парадоксальной развязкой. Так вот, мне представляется, что анекдот — это такой элемент культуры, который необычайно продуктивен в смысле анализа того, как развивается, функционирует культура вообще. Шкловский как-то обратил внимание на то, что культура развивается через своеобразную канонизацию банального.
Проблема кризиса индивидуального и коллективного в современной культуре
Публикация №1109089031 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Культурология ХХ века констатирует кризисное состояние культуры. О кризисе культуры пишут представители самых различных методологических ориентаций, создатели как кумулятивистских моделей истории и культуры, так и противоположных им. Рефлексия о культуре в терминах кризиса говорит о глубоком конфликте культурно-исторического сознания, который можно рассмотреть, воспользовавшись анализом кризиса идентичности, предложенным В. Хёсле (В. Хёсле. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии, №10. 1994). В. Хёсле вводит понятие кризиса идентичности как противоречия между активной частью сознания, самосознанием «Я» (как на индивидуальном, так и на коллективном уровне) и его представлением о себе, выступающим объектом рассуждения, «самобытностью».
Феноменология как метод исследования сознания
Публикация №1109089013 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В этой статье рассматривается феноменологический метод, в той форме как он был разработан первоначально Гуссерлем. Автор не ставит перед собой задачу анализа метода в его историческом генезисе, важно выделить целевую установку и сущность метода, на основе которого возможно приступить к исследованию сознания, и ответить на вопрос: «Каким образом сознание феноменологически рефлектирует себя?»
НОМОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД: ВВЕДЕНИЕ
Публикация №1109088994 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Что из себя представляет номологический метод (от греч. Nomoz — закон)?
В настоящее время исследователи-философы сталкиваются с рядом неразрешимых вопросов, например (приведу самые известные): проблемы ума-тела (mind-body problem), ментальной причинности (mental causaution), бессознательных актов (unconscious acts), идентификации (identity problem) и многие другие, — как правило, по нескольким причинам: при рассмотрении вопроса о природе сознания во главу угла кладется лишь определенный ее аспект, т.е. сознание не рассматривается комплексно, а лишь отдельно или как феномен (phenomenon), или как когнитивная модель, например: изучение логических структур языка в аналитической философии (logical structure of language in analytic philosophy), анализ интеллектуального процесса в феноменологии (analysis of the intellectual processes in phenomenology), побочный продукт физической или механической (информационной) реальности в эпифеноменализме (by-product of physical or mechanical reality in epiphenomenalism), или анализ ментальных состояний в терминах “что они производят” в функционализме (analyzes mental states in terms of what they do) и т.д. Более того, практически во всех направлениях (в том числе и в феноменологии) сознание отождествляется, обычно, с определенным аспектом его содержания.
Суицид - общие теории и предотвращение.
Публикация №1109088976 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Суицид, умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Исключительно человеческий акт, суицид встречается во всех культурах. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
“Одинокий империалист”, или Осмысление изгнания как субъективизация России в романе Набокова “Дар”
Публикация №1109088954 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Понятия “субъект” и “субъектность” тематизируются в моем тексте не в философском и не в психоаналитическом, а в культурологическом или ‘культурно-историческом’ смысле. С этой точки зрения субъект — феномен исторический, а также политический. Ведь он не случайно возникает и развивается в эпоху колониализма, а в эпоху постколониализма подвергается уничтожающей критике. В этом историческом смысле понятие субъекта тесно связано с понятием суверенности, о чем в работах, посвященных фашизму и сталинизму, писал Ж. Батай [1] . Субъект — тот, кто благодаря своей культурной, социальной позиции обладает определенного рода суверенностью. Таким образом, понятие субъекта относится и к империализму. Один из способов империалиста-суверена властвовать над миром — назвать его, дать имя всем местам, феноменам, живому, обитающему на некоторой территории. Именно об этом и идет речь в романе Набокова “Дар”.
Страсти, пафос и бафос у Гоголя
Публикация №1109088928 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Страсти у Гоголя имеют по крайней мере тройную функцию. Страсти важны как рекуррентная мотивика. Страсть на уровне дискурса играет решающую роль в виде стратегий риторического пафоса, и она, в-третьих, также стоит в центре модели текста, на котором основывается надежда Гоголя не только изображать мир, но и преобразовать/преображать его. Этот тезис я хочу продемонстрировать прежде всего на примере “Мертвых душ” (в дальнейшем — МД).
Этика совершенства в нравственной системе Канта
Публикация №1109088906 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В известном смысле такая формулировка темы может представиться парадоксом: Кант-этик и Кант-моралист пользуется устойчивой репутацией принципиального врага всякой "материальной этики", и в частности этика онтологического совершенства была явным образом подвергнута им критике именно за внесение материальных оснований в фундамент нравственного закона. После этого, казалось бы, разговор об отношении Канта к этике совершенства может вестись только на языке их принципиального разведения и сосредоточиться разве на степени аргументированности кантовой критики перфекционизма.
Об этических принципах «Розы мира»
Публикация №1109088879 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Вопросы этики в настоящее время являются чрезвычайно важным предметом. Наш мир меняется со все возрастающей скоростью, в нем появляются все новые и новые реалии. И при этом старое далеко не всегда исчезает. Если же прибавить к этому тот поток культурной и технической информаци, то легко представить, с каким нестабильным, разнородным миром мы имеем дело. И так как цель этики – улучшение мира, то мы должны выработать именно универсальные, пригодные для всех случаев жизни критерии этичности или неэтичности – в противном случае наш мир рискует захлебнутьься в устаревших, наскоро созданных и других не совсем пригодных этических шкалах. Как следствие этого «захлеба» – неспособность реально улучшать окружающий мир.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK