Рейтинг
Порталус

М.А.Солопова - Александр Афродисийский и его трактат «О смешении» На фото: М.А.Солопова - Александр Афродисийский и его трактат «О смешении», автор: admin

Публикация №1163143625 10 ноября 2006

Александр Афродисийский (AlexandroV o AfrodisieuV, из г. Афродисия в Карии, М.Азия; расцвет ок. 200 г. н.э.) — влиятельнейший античный комментатор Аристотеля, глава перипатетической школы в Афинах ок. 198-209. Александр — первый в ряду античных комментаторов, чьи тексты сохранились, и последний, кто толковал Аристотеля «с помощью Аристотеля», без привлечения неоплатонического словаря. Позднеантичные комментаторы, признавая авторитет Александра, часто ссылались на него анонимно как на «Комментатора» (подобно тому как Аристотеля называли просто «Философом»). Не кто иной, как Симпликий назвал Александра Афродисийского самым «адекватным» (gnhsiwteron) из всех комментаторов Аристотеля (Simpl. In Phys. p. 80, 16)...

Полная версия публикации

Слово верующего атеиста, или о чём говорит Христос На фото: Слово верующего атеиста, или о чём говорит Христос, автор: ФИЛИН

Публикация №1163102679 09 ноября 2006

Если смотреть на Библию как на единое философское произведение, то учение Христа открывается как научная материалистическая идея. В этой идее проповедуется совершенное общество (общество, где правит Закон) - "Божье Царство", а также бессмертие человеческой мудрости (Святого Духа) - "жизнь вечная".

Полная версия публикации

Ю.А.Шичалин - Трактат Плотина “Об уме, идеях и сущем” в связи с проблемой природы На фото: Ю.А.Шичалин - Трактат Плотина “Об уме, идеях и сущем” в связи с проблемой природы, автор: admin

Публикация №1163084959 09 ноября 2006

Когда речь идет о природе у Плотина, мы не всякий раз сходу можем сказать, каким образом плотиновское представление о ней соотносится с более привычными и обжитыми "физическими" построениями Платона, Аристотеля, стоиков или эпикурейцев: "физика" у Плотина, хотя она и ориентирована прежде всего на платоновского Тимея и другие релевантные тексты основателя школы, редко представлена с той школьной определенностью, какая привычна нам у этих философов...

Полная версия публикации

Плутарх - О ЛИКЕ ВИДИМОМ НА ДИСКЕ ЛУНЫ На фото: Плутарх - О ЛИКЕ ВИДИМОМ НА ДИСКЕ ЛУНЫ, автор: admin

Публикация №1163084882 09 ноября 2006

“Это подходит и к моему сказанию [mЪqJ]”, – заметил Сулла, – “и из него заимствовано. Но, конечно, если у вас есть что добавить к этим, всем доступным и всеми рассказываемым мнениям о лице луны, то полагаю, я выслушаю это с удовольствием и немедленно”. “Отчего не добавить”, – отвечал я, – “когда невразумительность этих мнений заставила нас обратиться к древним...

Полная версия публикации

М.С.Петрова - ПРИРОДА ДУШИ И МИРА В ДИАЛОГЕ ПЛУТАРХА "О ЛИКЕ ВИДИМОМ НА ДИСКЕ ЛУНЫ" На фото: М.С.Петрова - ПРИРОДА ДУШИ И МИРА В ДИАЛОГЕ ПЛУТАРХА

Публикация №1163084820 09 ноября 2006

В диалоге О лике видимом на диске луны, Плутарх (ок. 46 г. - после 119 г.) говорит о разнообразных вещах, относящихся к астрономии, космологии, географии, катоптрике1 . Это сочинение не является научным трактатом и представляет собой художественное изложение различных научных теорий относительно природы и свойств луны. С другой стороны, для современников автора оно было большим, нежели обычной литературной работой, поскольку обсуждаемые Плутархом темы вызывали необычайный интерес у образованных людей того времени...

Полная версия публикации

В.П.Визгин - ВЗАИМОСВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И ФИЗИКИ В АТОМИЗМЕ ДЕМОКРИТА (на примере анализа понятия пустоты) На фото: В.П.Визгин - ВЗАИМОСВЯЗЬ ОНТОЛОГИИ И ФИЗИКИ В АТОМИЗМЕ ДЕМОКРИТА (на примере анализа понятия пустоты), автор: admin

Публикация №1163084762 09 ноября 2006

Атомизм Левкиппа-Демокрита обычно считают, и с веским на то основанием, по преимуществу физической теорией, позволившей дать определенное решение проблемы движения и множественности вещей и тем самым выйти из тупика, в который поставила физику элеатовская онтология..

Полная версия публикации

Г.И.Рузавин - Вероятность и правдоподобные рассуждения На фото: Г.И.Рузавин - Вероятность и правдоподобные рассуждения, автор: admin

Публикация №1163061964 09 ноября 2006

К правдоподобным принято относить рассуждения, заключения которых подтверждаются посылками с той или иной степенью вероятности. Поэтому их называют также вероятностными рассуждениями. Наиболее знакомыми их видами являются индуктивные умозаключения традиционной логики, а также статистические рассуждения. Как нетрудно заметить, характерной чертой правдоподобных рассуждений, отличающей их от достоверных, демонстративных умозаключений дедуктивной логики, является недостоверность. Такое чисто негативное определение требует подходящей экспликации термина “недостоверность”, которая обычно осуществляется с помощью категории “вероятность”...

Полная версия публикации

Р. РОРТИ - ИСТОРИОГРАФИЯ ФИЛОСОФИИ: ЧЕТЫРЕ ЖАНРА На фото: Р. РОРТИ - ИСТОРИОГРАФИЯ ФИЛОСОФИИ: ЧЕТЫРЕ ЖАНРА, автор: admin

Публикация №1163006416 08 ноября 2006

Аналитические философы, пытавшиеся осуществить «рациональные реконструкции» аргументов великих философов прошлого, надеялись сделать этих философов своими современниками, коллегами, с которыми они могли бы обмениваться взглядами. По мнению аналитических философов, если не придерживаться такой позиции, то надо отдать историю философии историкам, которых они считают просто доксографами, а не искателями философской истины. Такие реконструкции, однако, приводят к обвинениям в анахронизме. Аналитических историков философии часто обвиняют в том, что они подгоняют тексты к таким темам, которые дискутируются в философских журналах в настоящее время...

Полная версия публикации

А.В.Родин - Об условности истины и локальности блага На фото: А.В.Родин - Об условности истины и локальности блага, автор: admin

Публикация №1163006348 08 ноября 2006

Вещи и события могут быть хорошими или плохими, но не могут быть истинными или ложными. Истинными или ложными могут быть высказывания о вещах и событиях, которые называют утверждениями, например, «дважды два четыре». Возникает вопрос: какие высказывания являются утверждениями? Один из возможных ответов, восходящий к Аристотелю, состоит в том, что всякое утверждение явно или неявно имеет форму суждения: Aесть B. «Дважды два четыре» тогда нужно читать как «дважды два есть четыре» (а «дважды два равно четыре» — как «дважды два есть равняющееся четырем»). Характер языковой процедуры такого «перевода», имеющей своей целью выявить нечто, называемое «логической формой высказывания», остается проблематичным...

Полная версия публикации

Б. Рассел - МИСТИЦИЗМ И ЛОГИКА На фото: Б. Рассел - МИСТИЦИЗМ И ЛОГИКА, автор: admin

Публикация №1163006291 08 ноября 2006

Метафизика, или стремление постичь мыслью мир в целом, всегда развивалась в единстве и конфликте двух противоположных человеческих импульсов: один из них побуждал к мистицизму, другой - к науке. Некоторые люди достигли величия, следуя первому импульсу, некоторые - следуя только второму. У Юма, например, научный импульс властвует безраздельно, а у Блейка сильная неприязнь к науке сосуществует с глубоким мистическим проникновением. Но величайшие люди, те, кого мы называем философами, ощущали нужду одновременно и в науке и в мистицизме: в попытке гармонического соединения того и другого состояла цель их жизни. Именно преодоление изнуряющей неопределенности этой альтернативы превращает философию в более высокое занятие, чем наука или религия...

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама