Воображение: от эмпиризма к трансцендентализму
Публикация №1108724322 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Почему так получилось, что в качестве темы данной конкретной конференции заявлена тема воображения. Конечно, возможно, что современный стиль философствования, определенная философская усталость от классических тем, требует обращения к таким амбивалентным темам, которые развязывают нам руки, в известной мере отрицая академизм в философии и допуская так называемое философствование от себя. Может быть дело обстоит и того хуже, и стоит присоединиться к сетованиям неокантианства начала века и постмодернизма сегодня, что дескать «все слова уже заняты». Неужели в качестве темы выбирается воображение только потому, что «все остальные темы уже заняты». Этой вышеперечисленной модальности негативного толка я хотел бы противопоставить решительное «нет».
Публикация №1108723949 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Первым делом у всякого непредвзятого читателя возникают два фундаментальных вопроса, относящихся скорее не к самому тексту работы, а именно к ее названию:
1. Есть ли основание для интерпретации кантовской системы как феноменологии (даже в самом широком смысле этого слова), и если есть, то какое?
2. В чем необходимость такой интерпретации?
Развитие этического образования в высшей школе
Публикация №1108723917 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
1(I). Поскольку [нравственная] добродетель связана со страстями и поступками, причем за произвольные страсти и поступки хвалят или осуждают, а непроизвольным сочувствуют и иногда даже жалеют за них, то при внимательном исследовании добродетели необходимо, вероятно, разграничить произвольное и непроизвольное; это могут использовать и законодатели, [назначая] награды (timai) и наказания. Принято считать, что поступки, совершаемые подневольно (ta biai) или по неведению (di' agnoian), непроизвольны, причем подневольным (biaion) является тот поступок, источник (arkhe) которого находится вовне, а таков поступок, в котором действующее или страдательное лицо не является пособником, скажем если человека куда-либо доставит морской ветер или люди, обладающие властью. Спорным является вопрос о том, непроизвольны или произвольны поступки, которые совершаются из страха перед достаточно тяжкими бедами или ради чего-либо нравственно прекрасного, например если тиран прикажет совершить какой-либо постыдный поступок, между тем как родители и дети человека находятся в его власти; и если совершить этот поступок, то они будут спасены, а если не совершить - погибнут. Нечто подобное происходит, когда во время бури выбрасывают [имущество] за борт.
Публикация №1108723891 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Сравнительная философия как систематическое изучение начала приобретать определенную форму. В каком-то смысле она так же стара, как и сама философия. Когда некоторые древние индийские и греческие философы встретились в Греции, или в Индии и Персидской империи, завоеванных Александром, обсуждали и сравнивали свои идеи, они создавали сравнительную философию. Когда буддисты проникали в Китай, они, с одной стороны, конфуцианцы и даосы, с другой, вступили в спор, все они также создавали сравнительную философию. В самом деле, китайские философы развивали метод, названный Ко Yi, который является действительно первой систематической попыткой в сравнительной философии [1]. В течение Нового времени сравнительная философия начиналась большей частью со сравнительной религии и продолжалась как таковая до недавнего времени.
Эстетика силы в философии Ницше
Публикация №1108723869 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Эстетику Ницше принято связывать с ранними его работами, находя ее главным образом в «Рождении трагедии», «Философии в трагическую эпоху Греции» и др. Но при этом совершенно неоправданно забывают о поздних работах Ницше. Между тем, если не связывать понятия воли к власти, преодоления нигилизма и другие со своеобразно понятой эстетикой, это вызовет в лучшем случае непонимание позднего творчества Ницше, в худшем — неверное понимание. Поэтому было бы небесполезным очертить хотя бы контур той эстетики, которую можно найти и к которой приходит Ницше в работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и других.
Реконструкция эстетического у Ницше
Публикация №1108723847 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Эстетическая проблематика Ницше имеет свою особенность — с одной стороны, стало топосом то, что ницшевскую эстетику принято выводить из ранних его работ, главным образом, из «Рождения трагедии», от идей которой, впрочем, Ницше впоследствии отказывался.
Искусство как преодоление нигилизма
Публикация №1108723813 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
При условии, что понятие искусства связывается с представлением о жизни, неминуемо возникает вопрос об отношении искусства и ценностей, обнаруживаемых в жизни. Разрешение этого вопроса зависит от того, что понимается под понятиями жизни и её ценностей, однако при этом нужно учитывать, что допущение ценностей в жизни может показаться проблематичным — и на эту проблематичность указывает понятие нигилизма, предполагающее отрицание ценностей жизни.
Форма собственности 21 века или равновесие рынка труда
Публикация №1108723790 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Логика и терминология предлагаемой теории равновесия рынка труда соответствует логике и терминологии теории стоимости, изложенной автором в статье Теория "автосоизмеряющихся" стоимостей, где автор приносит свои извинения экономистам за терминологические вольности, которые, однако, определяются не прихотью автора, а логикой предлагаемых теорий.
РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ, ВЫШЕДШИЕ В РОССИИ В 1996-1997 гг.
Публикация №1108723765 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
ПО ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИМ ПРОБЛЕМАМ
1. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопр. философии. 1997. № 7. С. 114-140.
2. Историко-философские исследования: Методологические аспекты: Материалы конф. молодых ученых, 3-4 дек. 1996 г. / Рос. гос. гуманит. ун-т; Отв. ред. А.И. Алешин. М.: РГГУ, 1997. 79 с.
3. Историко-философский ежегодник, 1996 / РАН. Ин-т философии; Редкол.: Н.В. Мотрошилова (гл. ред.) и др. М.: Наука, 1997. 458 с. Работы по истории философии, вышедшие в России в 1994-1995 гг.: С. 442-453.
4. История философии / РАН. Ин-т философии; Редкол.: A.M. Руткевич (отв. ред.) и др. М., 1997. № 1. 205 с.
5. Константинов В.Н. Историко-философское введение: (Курс лекций) / Владимир, гос. пед. ун-т. Владимир: ВГПУ, 1997. 214 с. Библиогр.: С. 211-214.
6. Ляховецкий Л. А. Магистраль и периферия в проблематике происхождения философии: (Ист.-филос. и культ.-ист. этюды) / Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации. М., 1997. 295 с: схем.
2. АНТИЧНАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Публикация №1108723728 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Как прощаться будем, молодость?
Злясь? Считая барыши?
Или — ласково помолимся
за отлет твоей души?.
Глеб Горбовский
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK