Психотерапия - наука или постклассическое направление теории познания? (Модель способов преодоления препятствия)
Публикация №1108057824 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Вопрос, вынесенный в заголовок вовсе не праздный. Достаточно отметить, что изданный в 1996 году в Вене и переведенный на украинский язык в 1998 году во Львове сборник работ под названием "Психотерапия - новая наука о человеке" (редакция Альфреда Прица - президента Австрийской Федеральной ассоциации психотерапии, президента Всемирного Совета по психотерапии) на 389 страницах обсуждает всего 2 вопроса.
Первый - "Является ли психотерапия вообще наукой?"
Второй - "Если да, то в чём её отличия от психологии?
Публикация №1108057763 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Постструктуралистский тезис о несуществовании метаязыка различно толкуется теми, кто его разделяет, и эти различия связаны с разным пониманием субъективности. С.Жижек в "Возвышенном объекте идеологии" пишет в этой связи о позиции Лакана, в соответствии с которой в структуре означивания субъект проявляет себя как место, с которого мы говорим. Это - пустое место, дырка в структуре, заставляющая, однако, кроме оппозиции означаемого и означающего вводить еще измерение Реального, Вещи, Субъекта. Это "пустое место" держит всю структуру означивания. Метаязык тогда оказывается не языковым измерением, а измерением Реального. "Метаязыка не существует", потому что нельзя присвоить позицию Реального, специально встать на нее: любой метаязык или то, что им кажется, проговаривается о месте, с которого мы говорим сейчас, и теряет, тем самым, свою мета-позицию. Специфика позиции Лакана состоит в том, что язык понимается не как означивание предмета или выражение мысли о предмете, а как некое неконтролируемое единство говорящего, говоримого и о-говариваемого. Таким образом, из анализа Жижека следует, что если для постструктурализма метаязык смешивается с языком-объектом как момент его неоднозначности и самодистанцирования, то для Лакана метаязыка не существует в буквальном смысле, он сливается с трансцендентным элементом структуры означивания, с организующей "пустотой" места говорения и выпадает из структуры означивания в измерение Реального.
Культура XXI века: модернизация или прорыв в новую реальность
Публикация №1108057733 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
ХХI век немыслим вне культуры. Человек ХХI века немыслим без культуры. Культура же неисчерпаема, многолика, всечеловечна. Огромностью своих деяний она перекрывает весь спектр человеческого бытия. Культура бесконечна, заполняя собой все время-пространство. Это не лозунг на рубеже веков, скорее это притча о культуре, ее заповедь на будущее.
В настоящее время в культуре можно отметить две глобальные тенденции: во-первых, имеет место культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира (в конечном счете, они определяются разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни), а также — идет поиск новых критериев общезначимости и объективности.
СТРАТЕГИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И РАЗВИТИЕ РОССИИ
Публикация №1108057634 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Современная Россия переживает важный этап своего развития. В стране планируется осуществить комплекс преобразова-ний в социальной, финансовой, научной, промышленной, военной и других сферах обеспечения жизнедеятельности государства, а также мероприятий по повышению эффективности органов государственного управления, удержанию достигнутых темпов экономического роста. Вместе с тем ряд проблем может не только помешать реализации намеченных планов, но и направить социально-экономическое развитие страны по иному сценарию. Сложности в реформировании страны, неоднозначное воздействие на этот процесс внешних факторов существенно осложняют обеспечение ее интересов в современном меняющемся мире. По существу, вся сложность процесса преобразований в России как бы фокусируется в комплексной задаче обеспечения националь-ной безопасности России и реализации жизненно важных интересов ее граждан в политической, в экономической, в военной сферах деятельности, а также в сфере безопасности жизнедеятельно-сти населения и экологической безопасности. Для устранения или предотвращения появления конкретной угрозы приходится при-бегать к различным мерам защиты и обеспечения безопасности, под которыми понимается комплекс мер по предотвращению или нейтрализации посягательств, враждебных действий, опасностей и других угроз.
Особенности межрелигиозного диалога в России «Традиционное» и «нетрадиционное»
Публикация №1108057611 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Россия выступает как огромное межнациональное и межкультур ное пространство. Многочисленные народности, издавна соседству ющие друг с другом, различаются своей историей, культурными традициями, религиозными верованиями.
Говоря об особенностях современного диалога религий, мы согласимся с мнением М.А. Сиверцева о возросшем значении «эпохи безрелигиозной культуры», которая воздействует на межрелигиозный диалог [1]. Однако, оставляя за пределами нашего исследования такие важнейшие факторы, как глобализация и секуляризация, мы акценти руем роли «традиционного» и «нетрадиционного» в межрелигиозном диалоге.
О мере праведности (пролегомены к истории Кумрана)
Публикация №1108057582 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
История находок в Кумране
Археологические раскопки 1947 — 1956 гг. в районах Вади Кумран, Вади Мурабба'ат и Вади эн-Нар на берегу Мертвого моря дали импульс к развитию нового раздела науки — кумранологии.
Установить точную датировку возникновения ессейской Кумранской общины и ее существования на том месте, где сейчас находятся развалины Хирбет-Кумрана, возможно по данным палеографии. Ценность для археологов в этом вопросе представляют фрагменты керамики, найденные в пещерах и на местности Хирбет-Кумран, расположенной в километре к югу от пещеры KI [1]. Рукописи, завернутые в ткань и укрытые от сырости в сосудах (кувшинах), представляли собой библиотеку, которая хранилась в пещерах Кумрана [2]. Фрагменты рукописей на коже, папирусе и черепках, изделия из керамики и дерева, монеты, оружие и льняные ткани относятся к различным периодам, начиная с IV тыс. до н. э. и до VIII — IX вв. н. э. Значительную часть материала можно отнести к II в. до н. э. — II в. н. э.
Мифические формы мышления в науке на примере понятий пространства, времени и закона природы
Публикация №1108057545 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
1. Формы взаимосвязей между мифом и наукой
Мифический мир не обладает научными формами мышления, но в историческом плане научные формы мышления следуют за мифическими. Исходя из вполне правдоподобного предположения о том, что для всего происходящего в истории человечества можно указать определенные основания, предшествующие происходящему во времени, причинно связанные с происходящим и по крайней мере частично объясняющие его1, разумно высказать гипотезу, согласно которой мифическое мышление содержит ядро научного мышления и, наоборот, в научном мышлении можно проследить мифические формы.
СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА "ФИРМЕННАЯ МАРКА" (брэнд): К ОНТОЛОГИИ МАРКЕТИНГА
Публикация №1108055487 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
Онтология маркетинга, в особенности вопрос, в чем именно мы видим предмет продукта и фирменной марки, является все еще в значительной степени неисследованной. Онтологический статус фирменной марки переносит на нее отношения с обозначенными ею продуктами. В идеалистическом понимании фирменная марка суть относящиеся к восприятию или познавательному действию поступки потребителя, группируемые названием "осведомленность о марке", или "образ марки" как учредившие существования марки таким образом, чтобы, как понимает идеализм, средства маркетингового комбинирования могли инициировать нужные умственные установки и ориентиры. Фирменная марка в представлении реалистов, с другой стороны, отклоняет взгляд на нее как на просто метку или название, и интерпретирует это способностью "выхода продукта", что наделяет его свойствами, передающими "качества марки", понятыми в смысле экологической психологии Гибсона. Марки сильны своей функцией, в соответствии с чем они могут занять свои защищенные ниши внутри сферы существования продуктов.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИРАНСКИХ ВЛИЯНИЙ НА РАННЮЮ ГРЕЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
Публикация №1108055447 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В научном сообществе бытуют две точки зрения на проблему генезиса греческой философии. Сторонники одного направления отстаивают полную самобытность греческого теоретического мышления, сторонники другого склонны сводить все к прямым заимствованиям с Востока. Вопрос о восточных влияниях на зарождение и развитие греческой философии оказывается более сложным. Ни сторонники автохтонного происхождения греческой философии и науки, ни принявшие противоположную точку зрения и подчеркивающие ориентальные истоки космологических учений древнегреческих мыслителей VI-V вв. до н.э., не смогли дать картины, которая бы всесторонне отражала реальное положение вещей, и задача создания такой картины до сих пор стоит весьма остро.
ДВА ПУТИ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ У ПАРМЕНИДА И ИРАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Публикация №1108055341 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В рамках исследования возможности влияния иранской культурной традиции на генезис ранней греческой философии обращение к учению Парменида Элейского актуально и небезынтересно. Парменид является представителем италийской философии, которая, в первую очередь, в географическом отношении значительно удалена от иранского мира; во-вторых, в содержательном плане она традиционно противопоставляется философии "греческого Востока", для основных представителей которой (Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан) параллели с иранским учением проводились неоднократно. Несмотря на это, некоторые идеи Парменида, высказанные в его поэме "О природе" в какой-то мере соотносимы с древнеиранской, и в том числе, с зороастрийской традицией.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK