ФИЛОСОФСКИЙ МАНИФЕСТ АРХЕОАВАНГАРДА
Публикация №1108288022 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Археоавангард
Всякая мысль есть движение языка из пустого в бессмысленное. Или, по-русски говоря, есть движение из пустого в порожнее.
Движение можно понимать как мета-фору. Как перенос значений. Поэтому в метафоре — мысль у себя дома.
Если бы не было пустых слов, пустых смыслов и пустых значений, то не было бы и переноса значений, не было бы имен. И тогда мир был бы полностью означен. И появился бы язык с полным набором имен, но на нем невозможно было бы мыслить. На нем можно было бы говорить, но ничего нельзя было бы сказать.
Экология, обретающая статус науки
Публикация №1108287972 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
I. Экология, обретающая статус науки
МАГИЯ чисел, особенно кратных крупным разрядам нашей десятичной системы, всегда завораживает. Подходя к концу тысячелетия, историки, политологи и культурологи начинают подводить итоги соответствующих форм человеческой деятельности и, возможно, будут даже пытаться угадать перспективы - каждый в своей области. Специалисты по истории и методологии науки скорее всего тоже включатся в глобальное подведение итогов, тем более что наука в текущем столетии, может быть, даже против своей воли, уже заняла такое место, которого она определенно не занимала в веке девятнадцатом.
Публикация №1108287937 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Адекватное познание любви, как правило, затруднено общефилософскими предрассудками.
Необоснованное недоверие к личному акту любви - "опасные аналогии".
Первым предрассудком является мнение о том, что если мы исходим из личного акта любви для того, чтобы понять ее сущность, то мы опускаемся с метафизического уровня на чисто "психологический". Думают, что тем самым мы замыкаемся в имманентном, сосредоточиваемся на чисто субъективном, изолируем себя от мира элементарных, объективных реалий.
Тема смерти—тема жизни: философия социологии
Публикация №1108287787 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
1. Человек, по-видимому, единственный представитель земной фауны, который знает о неизбежности смерти и понимает ее значение небытия (животные могут интуитивно чувствовать, предчувствовать Нечто, что есть смерть, не осознавая ее значения). Страх небытия заставляет искать смысл жизни. Вопрос о смысле жизни—это вопрос о смерти (et versus). Сам поиск смысла жизни (существования)—есть реакция на знание о смерти.
Русская музыка как зеркало русского самосознания
Публикация №1108287763 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В предыдущих разделах данной статьи в исторической ретроспективе были рассмотрены место и роль музыки в становлении и развитии русского самосознания, сущность музыкального искусства как специфической информационной системы, оперирующей музыкальными звуками (т.е. имеющими фиксированную высоту в отличие от немузыкальных), а также особенности русской музыкальной культуры в период от глубокой древности до XVII столетия (см. РС, №№ 4,5, 1998). В данном разделе статьи рассмотрим, как это зеркало отражало развитие русского самосознания в Новое время.
Публикация №1108287729 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
paзoвaнный aнгличaнин мoжeт пpoжить вcю жизнь, ни paзy нe зaдyмaвшиcь oб иcтopичecкoй cyдьбe cвoeгo нapoдa и eгo нaзнaчeнии. Oн знaeт нeпocpeдcтвeнным чyвcтвoм, чтo eгo нapoд живeт кaк цeлoe и чтo пyть eгo иcтopии нeпpepывeн. A кyдa вeдeт этoт пyть и вepeн ли oн — кaк yзнaть? Beдь oчeвиднo, чтo явлeния тaкoгo paзмepa индивидyaльный paзyм нe в cилax ocмыcлить. Лицo живoгo нapoдa — кaк oгнeзapнoe coлнцe: oнo вceм виднo, нo eгo нeльзя paзглядeть. Toлькo ocтывшиc coлнцa, мepтвыe лики Eгиптa, Эллaды, Pимa мы cилимcя oбoзpeть в иx цeлocти, дa и тo бeз бoльшoгo ycпexa.
Нелинейность в теоретической физике. Философско-методологический анализ
Публикация №1108287690 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Неклассическая и постнеклассическая науки в процессе становления, в отличие от классической науки, стремившейся свести все к простому, предсказуемому и контролируемому, работают с непредсказуемым, неопределенным, неточным и сложным. К этому пришли физические науки, начиная с микрофизики и термодинамики, утвердившей идею о том, что беспорядок является неэлиминируемой чертой универсума, и кончая космологией, теориями эволюционирующей Вселенной. Современная термодинамика и космология описывают Вселенную в процессах рассеяния, деградации, возбуждения. В ходе деградации возникают многочисленные формы интеграции и организации, поэтому можно сказать, что Вселенная организуется и упорядочивается, дезорганизуясь [1] . В завихрениях и рассеянии формируются “элементарные” частицы, ядра и звезды. Любая динамическая организация, от звезд до живых организмов, находится в постоянном процессе дезорганизации и реорганизации, дезинтеграции и самовоспроизводства. Идея макроскопической организации, возникающей из флуктуаций на микроуровне, признана современной наукой (нелинейная физика), которая изучает явления и законы флуктуаций вдали от точки равновесия.
Рациональное и иррациональное в поведении человека
Публикация №1108287669 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Рациональность - одно из важнейших понятий философии морали, как и других разделов философского знания. Столь же значимо это понятие для общественных наук, особенно для политологии, социологии и психологии. Совершенно исключительное место занимает оно в психиатрии. Философы и другие исследователи всегда свободно обращались с понятием рациональности, считая его совершенно ясным и прозрачным, но в действительности оно таит в себе много смутного и неопределенного. Характерное для нашего времени пренебрежительное отношение к рациональности обусловлено, главным образом, этой неопределенностью, произволом в употреблении данного понятия. Выявление точного смысла рациональности имеет значение, конечно, не только для правильного понимания морали, однако здесь я ограничусь обсуждением лишь тех аспектов рациональности, которые так или иначе связаны с моралью.
Рациональность, подобно моральности, является по преимуществу характеристикой поступков. Очень важно проводить различие между рациональными и иррациональными поступками. За иррациональными действиями стоят иррациональные убеждения и желания, то есть иррациональная личность.
Публикация №1108287620 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
1. Введение
Прошедший век часто называют веком индустриального общества. В его развитие внесли свой вклад, прежде всего, фундаментальные изобретения, но также и методы производства нового типа, такие как конвейер и экстремальное разделение труда в смысле тейлоризма. К концу того века уже наметилось формирование информационного общества. Технические возможности, которые открываются, в особенности, благодаря использованию ядерной энергии, а в последнее время благодаря развитию генной инженерии и информатики, воспринимаются, правда, не только как благо, но часто и как угроза. Отсюда возникают новые требования к человеческим организациям, таким как государство и его учреждения с их законодательными функциями, охраной здоровья и т.д., и встает вопрос, как организационные структуры современного общества могут справиться с возникающими в информационном обществе проблемами. Бесспорно при этом, что человек все в большей мере попадает в центральный пункт мышления, и мы во все большей мере имеем дело с увлекательной взаимной игрой между индивидом, с одной стороны, и системой, которая всегда имеется в наличии - с другой. То, что мы будем делать в будущем, будет определяться не столько высоким уровнем развития техники, сколько социологическими конструктами, в особенности нахождением консенсуса в социальном плане.
Публикация №1108287598 13 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Монотеизм создал целый ряд специфически еврейских установлений, первоначально возникших как способ защитить бедных мира сего, но распространившихся затем на все этические и юридические отношения между людьми. Но более всего монотеизм выразил любовь Бога к человеку в том великом законе, который стал фундаментальным институтом европейских наций. Христианство сохранило этот закон, изменив, однако, его содержание с целью подчеркнуть разрыв со своими иудейскими социальными корнями. Тем самым оно лишило этот закон его социально-этического значения. И все же закон Субботы должен рассматриваться как квинтэссенция монотеистской этики.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK