Маргинализация философского дискурса
Публикация №1109053384 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Когда Ю. Кристева в своей, уже ставшей классической работе «Революция поэтического языка. Авангард конца XIX в. Лотреамон и Малларме» (1974 г.) утверждает, что конец эпохи модерна и отчетливое проявление характерных признаков — прежде всего в сфере искусства («поэтического творчества») — принципиально иной культурно-эпистемологической ситуация, которая спустя примерно 80 лет будет дефиницирована как «ситуация пост», произошли на рубеже XIX и XX столетий, то на это у французской «docteur es lettres» и «psychanalyste» социалистическо-болгарского происхождения есть веские основания. Не вдаваясь подробно в суть кристевского объяснения своей позиции, лишь укажем на очевидную, многократно подтвержденную и не требующую специальных разъяснений ситуацию: явное «рассыпание» на рубеже двух веков той художественной традиции наследования, что на протяжении двух предыдущих веков маркировалась как легитимная, т.е. и статусно, и по именованию («по определению»), и по технологическим циклам, «сфера искусства».
Магистральное и маргинальное в современной культуре/философии
Публикация №1109053360 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Хорошо известно, что сегодняшнее состояние культуры вообще (во всяком случае, европейски-центрированной), и философии в частности характеризуется усиленным акцентированием маргинальных аспектов. Причем, последнее время эта тенденции становится настолько всеохватным и принципиальным моментом любого проектного разворачивания, что впору говорить о возникновении тотальности маргинальных полей.
Культурная политика/программа в области гуманитарного знания
Публикация №1109053338 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Говорить и рассуждать о современном гуманитарном знании, равно как и об его ведущей методологической стратегии, тем более в перспективе грядущего, даже уже грядшего так неожиданно 21 века, без предварительного, хотя бы поверхностного и «в общих чертах» уяснения себе, что собой это самое гуманитарное знания представляет в далеком-недалеком прошлом и в настоящем, невозможно. Поэтому, в немногих словах остановимся на данном вопросе.
Концепт, «философия как» и «философия как бы»
Публикация №1109053318 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
«Все, что нам нужно — немного порядка, чтобы защититься от хаоса»
Ж. Делез, Ф. Гваттари «Что такое философия?»
«власть есть по определению централизованность кода»
Ж. Бодрийяр «Символический обман и смерть»
«все присутствует в чистоте»
Публикация №1109053289 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Культура не исчерпывается только и исключительно искусством, «производством, обменом и потреблением» артефактов. Поскольку отождествление искусства и культуры является расхожим повседневным штампом, постольку с самого начала следует указать на различие, существующее между данными категориями. Культура — понятие более широкое, оно включает в себя разнообразные опыты и практики (например, экономика, политика, наука, мораль, быт и пр.).
Инвентарь идей, порядков и истин
Публикация №1109052136 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
«…современная жизнь грандиозна, избыточна…»
«…неограниченные возможности цивилизации в контрасте с ограниченностью среднего человека обрели оттенок избытка, чрезмерности, то есть излишнего, обилия…»
«…Тот мир, что окружает нового человека с колыбели… непрестанно бередит его аппетиты…»
Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс
Имитация истории и риторические фигуры советской мифологии
Публикация №1109052115 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Прошедшее почти всегда вызывает любопытство. Притягательность феноменов прошлого можно объяснять как угодно. Но если исторический интерес трактуется не только как личная прихоть или праздный каприз декаденствующего духа, но как заслуживающая внимания и интеллектуальной работы область, то непременно среди обоснований отыщется расхожая максима: знание (или понимание) прошлого дает шанс определить настоящее в его подлинности и предугадать будущее.
Публикация №1109052090 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Барокко и классицизм, взятые в своем крайнем противостоянии — сличении и противопоставлении, тем более, развернутые в «исторической перспективе» как силовые векторы, вокруг которых раскручивалась на протяжении веков захватывающая культурно-процессуальная интрига, — либо представленные в форме стилевых номинаций — чрезвычайно удобный пример демонстрации (не сказав деконструкции) того, каким образом дискурсивная фикция, определенный познавательно-разграничительный прием, не только трансформирует и видоизменяет «реальную поверхность», но и агрессивно захватывает пространства, недоступные нам сегодня. Пример, можно сказать, культурологический, имеющий непреходящее дидактическое значение.
Внесение иконы в храм науки и искусства
Публикация №1109052069 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Русская икона — явление загадочное. В отношении атрибутации. Не смотря на то, что вот уже более века она вызывает пристальный профессиональный интерес светски ориентированных ученых, представителей гуманитарного знания, тем не менее, ее статус — онтологический статус — и в прошлом, и в настоящем остается не проясненным. Как факт, аккумулирующий в себе сакральные интенции и потому полностью покрываемый контекстом культовых мероприятий, икона при идентификации не порождает ни сомнений, ни возражений.
(Русская) культура как феноменально-феноменологический анекдот
Публикация №1109052047 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
При разговоре об анекдоте — его характерных чертах, горизонтах циркуляции, формальных конститутивах, условиях и возможностях презентации, а также смысловых структурах — следует, как представляется, учитывать несколько моментов.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK