Личностный выбор как внутренний кризис
Публикация №1108670211 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Человек не пассивное существо, не марионетка, которую объективные социальные условия дергают за веревки и заставляют совершать жестко фиксированные движения. В связи с этим перед ним встает проблема выбора. Проблемой этой занимались многие философы, но, пожалуй, более всего она оказалась разработанной экзистенциалистами (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю и др.).
Учение о добродетелях в святоотеческой письменности
Публикация №1108670191 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Наследие святоотеческой традиции представило разработанное учение о добродетелях, составляющих духовно-нравственный идеал в христианстве. Аскетический дух, наполняя тексты Святых Отцов, определил содержание как комплекса евангельских добродетелей в целом, так и каждой отдельной добродетели. Свод добродетелей образуют: кротость, смирение, терпение, послушание, воздержание, рассуждение, мудрость, трезвение, мужество, нестяжание, молитва, страх Божий, блаженный плач, целомудрие, вера, надежда и любовь.
Еще раз о сущности философии русского Просвещения 1860-х гг. и впервые о его кризисе
Публикация №1108670173 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Может быть, это смешно, но уже ряд лет я готов воздавать хвалу всякому, кто пишет о русском Просвещении 40—60-х годов ХIХ в. как о понятии, определяющем суть тогдашней эпохи и хотя бы не упоминает о на десятилетия навязшей в зубах иовчуковско-щипановской концепции “классической русской философии”, или о “философии русской революционной демократии”. Пару лет тому назад меня привел в восторг доклад японского ученого Т.Симосато “Кризис русского Просвещения 1860-х годов”. С такой формулировкой проблемы, а именно с темой кризиса русского Просвещения, я встретился в литературе впервые, хотя определенные воспоминания о чем-то аналогичном, о чем писалось в отечественной историографии, доклад молодого японского ученого вызвал.
Публикация №1108670152 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В последние годы работы Юдит Батлер служат богатым источником вдохновения для теоретиков пола [1]. В моей книге «Постмодерн и политическая деятельность» (1996) я связала ее работу с понятием постмодерна, особенно подчеркнув эффективность двух теоретических рычагов, которые она использует, а именно - генеалогии и перформативности. В этой статье мне хотелось бы дать краткий обзор понятий «постмодерн», «генеалогия» и «перформативность» с тем, чтобы сосредоточиться на тех аспектах мысли Батлер, которые мне представляются наиболее интересными. Тот заметный сдвиг, который в женских и феминистских исследованиях образует батлеровская перформативная теория пола, проистекает из и одновременно предвещает философское переосмысление, заслуживающее самого пристального внимания.
Социально-философское сравнение методологических подходов М. Фуко и П. Бурдье: корреляция всеобщего и особенного
Публикация №1108670131 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В последнее время на фоне постмодернистского стиля мышления можно констатировать общие тенденции развития философской компаративистики.
Логика трансформации философского знания кажется соответствует гегелевскому учению об неустанном самовозвращении познающего духа к самому себе, но с диалектическим снятием-разрешением противоречий (различий). От сравнения, выявляющего общее и присущее всем сравниваемым элементам, философия идет по пути компаративистского метода, определяющего значимость различий.
Эстетика Н. О. Лосского как учение об осуществлении красоты
Публикация №1108670106 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В «История русской философии» В. В. Зеньковский пишет: «Лосский справедливо признается главой современных русских философов, имя его широко известно всюду, где интересуются философией. Вместе с тем, он едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова, – только по вопросам эстетики он пока (насколько нам известно) не высказался в систематической форме» (Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Т. 2, ч. 1. Л., 1991. С. 205). Цель нашей статьи – восполнить этот пробел в философском творчестве Лосского, дать краткий очерк основ эстетики интуитивизма. «Мир как осуществление красоты» – главная работа Николая Онуфриевича, посвященная проблемам эстетики, вышла в свет не так давно, поэтому критическое осмысление ее содержания будет актуальным.
Публикация №1108670086 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Ведя речь о философии старости, то есть о действительности, бытии, надо уяснить и всегда помнить, для чего мы её изучаем (как явление, состояние организма в соответственном возрасте) в философском аспекте. Дело в том, что старость — предмет общественного сознания. Её изучение мы производим, прежде всего, для того, чтобы иметь необходимые знания умения и желания создавать условия для обеспечения материального и морального жизненного удовлетворения человеку в этом возрасте.
Интуиция и логика в математике
Публикация №1108670065 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Изучая труды великих и даже рядовых математиков, невозможно не заметить и не различить две противоположные тенденции — или скорее два рода совершенно различных умов. Одни прежде всего заняты логикой; читая их работы, хочется думать, что они шли вперед лишь шаг за шагом, по методу какого-нибудь Вобана, который предпринимает свою атаку против крепости, ничего не вверяя случаю. Другие вверяют себя интуиции и подобно смелым кавалеристам авангарда сразу делают быстрые завоевания, впрочем, иногда не совсем надежные. Не предмет, о котором они трактуют, внушает им тот или другой метод. Если часто говорят о первых, что они аналитики, и если других называют геометрами, то это не мешает одним оставаться аналитиками даже тогда, когда они работают в геометрии, точно так же как другим быть геометрами, если даже они занимаются чистым анализом. Самая природа их ума делает из них сторонников логики или интуиции и они не в силах отрешиться от нее, когда приступают к новому предмету. И не воспитание развило в них одну из этих двух склонностей и заглушило другую. Математиками родятся, а не делаются, и, по-видимому, также родятся геометрами или родятся аналитиками.
Публикация №1108670042 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Знаменитый французский математик и физик Жюль Анри Пуанкаре известен более всего как один из непосредственных предшественников Эйнштейна: в 1905 г. в работе "О динамике электрона" он развил математические следствия выдвинутого им же "постулата относительности". Но Пуанкаре оставил заметный след и в философии науки, хотя в его время этого термина еще не существовало. Семьдесят лет назад - в 1908 г. - вышел в свет трактат Пуанкаре "Наука и метод", тогда же переведенный на русский язык И. Брусиловским; с тех пор он у нас не переиздавался.
Психотерапия в комплексном лечении онкопатологии.
Публикация №1108670017 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Излечение, т.е. возвращение в нормальное состояние, возможно либо за счет внешних воздействий (терапевтических, хирургических и т.п.), либо за счет мобилизации внутренних ресурсов организма. Последнее играет роль на начальных стадиях заболевания, но на поздних происходит сравнительно редко. Тем не менее, сейчас уже зарегистрировано много таких случаев, так что эффект спонтанного исцеления можно считать существующим.
Большую роль психическое состояние играет и в демографии. В работах И.А Гундарева [1] на большом статистическом материале показано, что смертность четко коррелирует с показателями психического состояния такими, как: число самоубийств и уровень преступности. Важен при этом и фактор надежды на лучшее будущее.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK