Рейтинг
Порталус

Квантовая религия: наше будущее или казус научной мысли? На фото: Квантовая религия: наше будущее или казус научной мысли?, автор: admin

Публикация №1108287564 13 февраля 2005

Эта заметка была написана в результате возникшей потребности поделиться с читателями информацией и впечатлениями от двух недавно увидевших свет книг В.Ю.Ирхина и М.И.Кацнельсона: "УСТАВЫ НЕБЕС. 16 глав о науке и вере" и "КРЫЛЬЯ ФЕНИКСА. Введение в квантовую мифофизику". Опубликованные в Екатеринбурге: первая в 2000 г, вторая - в сентябре 2003 года, они стали значительным событием в жизни города и произвели серьезное потрясение в интеллектуальной среде.

Полная версия публикации

Теория цивилизации: критика и перспективы На фото: Теория цивилизации: критика и перспективы, автор: admin

Публикация №1108287532 13 февраля 2005

Первая публикация

Вышедший незадолго до вынужденной эмиграции из нацистской Германии в 1939 г. основной научный труд Н. Элиаса «О теории цивилизации» на тридцать лет канул в забытье. Вновь вышедший в 1976 г. он достиг небывалого для научной работы успеха. Не только книга стала «бестселлером», но и изложенная в ней теория цивилизации вновь обратила на себя внимание немецких, голландских и английских исследователей, более подчеркивавших при этом ее культурологическое, нежели социологическое значение. На тот факт, что эта теория представляет собой новую парадигму гуманитарных наук указывает, не в последнюю очередь, дискуссия, развернувшаяся вокруг нее. Одной из задач данной статьи является рассмотрение основных пунктов этой полемики и возможных перспектив развития теории цивилизации Элиаса.

Полная версия публикации

Степун как лектор На фото: Степун как лектор, автор: admin

Публикация №1108287510 13 февраля 2005

В своих мемуарах Федор Степун сетует на то, что не может вспомнить, каким образом и благодаря кому он был приглашен в качестве лектора на «Вечерние пречистенские рабочие курсы». К своему первом у курсу «Введение в философию» он готовился с очень большим воодушевлением, движимый горячим желанием доказать рабочим, что «над всеми людьми царствует единая в веках истина, которая и тогда единит нас борьбою за себя, когда ослепленные ее отрицанием, мы озлобленно боремся друг против друга» [1]. Свою идеалистическую проповедь он начинал с популярного описания борьбы Сократа с софистами, которую сознательно стилизовал в нужном ему политически-педагогическом направлении. «Софистов я рисовал типичнейшими представителями господствующего класса, напомаженными, наряженными, праздными юношами. Сократа же — ремесленником-пролетарием, еще по-народному верующим в единую божественную правду» [2].

Полная версия публикации

О. Шпенглер и Третий рейх На фото: О. Шпенглер и Третий рейх, автор: admin

Публикация №1108287484 13 февраля 2005

C приходом к власти 30 января 1933 г. нацистов лагерь немецких консерваторов столкнулся с проблемой, подобной проблеме, возникшей при образовании Веймарской республики в 1919 г. Такие консервативные политики как Ф. фон Папен и А. Гугенберг надеялись с помощью рейхспрезидента Гинденбурга и армии «вставить в рамки» Гитлера, а само национал-социалистическое движение использовать в своих стратегических интересах. С другой стороны, их собственная свобода действий была очень ограничена новой властью. Перед ними встал выбор: приспосабливаться к режиму и сотрудничать с ним или оказывать ему, в той или иной форме, сопротивление [1: 294]. Большинство из них не видело особого повода для сопротивления.

Полная версия публикации

Влияние Ницше на немецкую социальную мысль рубежа XIX-XX веков На фото: Влияние Ницше на немецкую социальную мысль рубежа XIX-XX веков, автор: admin

Публикация №1108287448 13 февраля 2005

1890 год был ознаменован в Германии большими политическими и социальными событиями, значительно повлиявшими на дальнейшее развитие культурного ландшафта этого государства. В этот год был отменен «закон о социалистах». Отставка Бисмарка и начало «личного правления» Вильгельма II, с его «новым курсом» совпали по времени с возникновением ряда культуркритических течений, наложивших духовный отпечаток на 90-е годы XIX века.

Полная версия публикации

Книга жизни («О процессе цивилизации» Норберта Элиаса) На фото: Книга жизни («О процессе цивилизации» Норберта Элиаса), автор: admin

Публикация №1108287427 13 февраля 2005

Сегодня ни у кого не вызывает удивления использование в повседневной жизни за обеденным столом ножа и вилки. Так было не всегда. Когда в XIII веке одна византийская принцесса, будучи на обеде у венецианского дожа стала пользоваться за столом маленькой золотой вилочкой, двор был возмущен. Церковь ниспослала небесные проклятия на голову этой несчастной особы, которая и в самом деле через некоторое время скончалась от какой-то тяжелой болезни. По мнению епископа Бонавентуры это была божья кара, за то, что принцесса не желала касаться пальцами данной Господом пищи.

Полная версия публикации

Теория цивилизации: критика и перспективы На фото: Теория цивилизации: критика и перспективы, автор: admin

Публикация №1108287392 13 февраля 2005

Первая публикация

Вышедший незадолго до вынужденной эмиграции из нацистской Германии в 1939 г. основной научный труд Н. Элиаса «О теории цивилизации» на тридцать лет канул в забытье. Вновь вышедший в 1976 г. он достиг небывалого для научной работы успеха. Не только книга стала «бестселлером», но и изложенная в ней теория цивилизации вновь обратила на себя внимание немецких, голландских и английских исследователей, более подчеркивавших при этом ее культурологическое, нежели социологическое значение. На тот факт, что эта теория представляет собой новую парадигму гуманитарных наук указывает, не в последнюю очередь, дискуссия, развернувшаяся вокруг нее. Одной из задач данной статьи является рассмотрение основных пунктов этой полемики и возможных перспектив развития теории цивилизации Элиаса.

Полная версия публикации

Университет Гумбольдта На фото: Университет Гумбольдта, автор: admin

Публикация №1108287358 13 февраля 2005

1. Университет — образование — наука


Период между 1831 и 1933 гг. — это столетие неоспоримого мирового значения немецкоязычной науки, которая по своему существу является университетской наукой. Институциональную предпосылку этого явления создает в этой время структура немецкого университета — “университет Гумбольдта” находит всемирное признание и служит примером для подражания. Эту эпоху, которая продолжалась и после 1918 года, можно назвать также столетием образования (в специфическом немецком смысле этого слова) и образованного бюргерства. Только в 1933 году наступил перелом: автономия высшей школы была ограничена в нацистском государстве, стремившемся преобразовать Гумбольдт-университет в университет нацистского мировоззрения1 (Людвиг Карциус говорит об “уничтожении сущности немецкого университета национал-социализмом”2), огромную потерю интеллектуальному потенциалу немецкой науки принесло изгнание евреев и других неугодных режиму лиц, тогда как, наконец, отсутствие сколько-нибудь значительного сопротивления, которое позволило одержать верх нацистскому государству, дает основание говорить о “несостоятельности”3 и “вине”4 немецкого университета. Это лишь один аспект “капитуляции” немецкого образования и немецкого образованного гражданства “перед политикой”, т.е. капитуляции гуманистического идеала образования перед национальным принципом власти, за которым было оставлено пространство в области публичных вопросов.

Полная версия публикации

РОССИЯ ВО МГЛЕ На фото: РОССИЯ ВО МГЛЕ , автор: admin

Публикация №1108287328 13 февраля 2005

I. ГИБНУЩИЙ ПЕТРОГРАД

15 январе 1914 года я провел недели две в Петрограде и Москве; в сентябре 1920 года г. Каменев, член русской торговой делегации в Лондоне, предложил мне снова посетить Россию. Я ухватился за это предложение и в конце сентября отправился туда с моим сыном, немного говорившим по-русски. Мы пробыли в России 15 дней; большую часть из них - в Петрограде, по которому мы бродили совершенно свободно и самостоятельно и где нам показали почти все, что мы хотели посмотреть. Мы побывали в Москве, и у меня была продолжительная беседа с г. Лениным, о которой я расскажу дальше. В Петрограде я жил не в отеле "Интернационал", где обычно останавлииаются иностранцы, а у моего старого друга Максима Горького.

Полная версия публикации

"МОЯ" "ЖИЗНЬ" "В" "ИСКУССТВЕ" На фото:

Публикация №1108287293 13 февраля 2005

Забиpая в кавычки все слова в названии известной автобиогpафической книги Станиславского, мы пеpеключаемся в ту сфеpу, где на знаменитое "не веpю!" отвечают: "хотите - веpьте, хотите - нет". Жизнь в искусстве, отданная театpу, пеpеосмысливается как искусство-жизнь, искусство жизни (life-art), пpевpащающее весь заданный миp в театp-для-себя.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама