Публикация №1109317878 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Автор - Селиванов Федор Андреевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Тюменского института искусств и культуры, академик Российской академии социальных наук, заслуженный деятель науки РФ. Литературным творчеством занимался параллельно с научным. Публиковал сказки, рассказы, мемуары отдельными книжками, в сборниках и в периодической печати.
ОБЛОМОВ – ЭТО ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ ВЕСЬ МИР
Публикация №1109317850 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В параллельном развитии русской и европейской цивилизаций, каждая накопила свой багаж ценностей. Ценности Европы известны - они широко пропагандируются, они предлагаются, они доступны для изучения. Что же предлагает “Святая Русь”?
Публикация №1109317815 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Вот Толстой. У него дом в Хамовниках. А он бездомен. И ему нужны деньги. Ты ему шесть рублей, а он тебе ботинки хромовые на заказ. Как Фету. Толстой косноязычил сапожничеством. Он хотел быть оседлым. А умер, как кочевник. В пути. По дороге, которая ведет в никуда.
У Толстого не сложились отношения с наукой. И поэтому у него с наукой сложные отношения. И не потому, что он не учился в университете. Он учился. Да недоучился. Бросил. В офицеры пошел. А Тургенев не бросил. Тургенев образованный. У него два диплома. Он полный специалист. Толстой ему завидовал. А он на Толстого смотрел свысока. Тургенев барин. Толстой мужик. И мужик косился на барина. И окосел в косноязычии ремесла.
Публикация №1109317791 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Всякая культура агрессивна. Ибо она стремится представить все сущее как феномен культуры. Везде культура. Все носит на себе ее печать. Даже условия существования культура предстают в качестве производного от культуры.
Культура опосредует и нормирует. Воспитывает и образовывает. Она тратит, но не зарабатывает. Расходует, но не накапливает.
Публикация №1109317768 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Чтобы удовлетворить наклонности людей всех возрастов и доставить им совершенно новые удовольствия в любви, я сначала должен по всем пунктам опровергнуть предрассудки цивилизованного состояния, чьим следствием является порядок вещей, при котором невозможно реализовать различные вкусы. Так что читатель сам заинтересован в том, чтобы я вооружился против него и его предрассудков, перенеся его в новый мир, где неслыханные до сих пор установления породят для всех возрастов и полов новые удовольствия. Повторяю, продиктовать мне это условие в интересах самого читателя; мое же дело - его выполнить.
ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Публикация №1109317743 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
"...Тысячи государств за государствами возникали..., да и не меньшее количество их погибало... К тому же они нередко повсюду проходили через всякие формы государственного устройства. И они становились, то бóльшими из меньших, то меньшими из бóльших, то худшими из лучших, то лучшими из худших... Не сможем ли мы вскрыть причину этих перемен? Быть может тогда мы скорее получим указание относительно возникновения и развития государственного устройства..."
Платон ("Законы"), IV в.до н.э.
Из истории русско-скандинавских литературных связей: М.П. Благовещенская
Публикация №1109317711 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
На рубеже XIX и XX вв. интерес к скандинавским странам в русском обществе и, в частности, в петербургском был вызван особыми политическими и культурными процессами. Самыми активными стали литературные связи. Расширился круг финских, шведских, норвежских и датских авторов, произведения которых публиковались в периодических издания и антологиях, выходили они и отдельными изданиями. Русского читателя знакомили с ними переводчики, которых в ту пору было немало. Сегодня имена многих из них забыты. Одно из них — Мария Павловна Благовещенская.
Публикация №1109317690 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Пророк сказал: «Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падает на тех, кто им пренебрегает». И еще: «Бог прекрасен и возлюбил прекрасное». Оба эти изречения весьма характерны для Ислама: мир представляется ему огромной книгой, исполненной символов и знаков (айат), то есть элементов красоты, взывающих к нашему разумению. Мир состоит из форм, похожих на отголоски застывшей небесной музыки; познание или святость растопляют эти оледеневшие осколки, освобождая таящуюся в них внутреннюю мелодию[2]. Здесь уместно вспомнить тот стих из Корана, где говорится о «скалах, откуда брызнут источники», и о сердцах, которые «тверже скал»; эти образы сопоставимы с «живой водой» Христа и с «потоками живой воды», которые, согласно Евангелию, истекают из святых сердец.
Публикация №1109317671 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Наступило странное время: часть философов пустилась в поиски абсолютов. Теологам это простительно, ибо без признания абсолютов рушится вся религиозная система. Но философам...
Что такое "абсолют"? Это то, что ни от чего не зависит, ничем не обусловлено, неизменно, и совершенно. Абсолют ни в чем не нуждается, он самодостаточен, он первоначало всего. Ю.М. Федоров, например, в книге "Сумма антропологии" писал: "Основу Мироздания в Тайной Доктрине составляет Абсолют. В нем до поры до времени свернут непроявленный, нераспакованный Мир и "алгоритм" его потенциального исторического самодвижения" [1]. Термин "абсолют" был введен в философию в конце XVIII века двумя метафизическими мыслителями - М. Мендельсоном и Ф. Якоби.
О загадке воображения, вопросах мировоззрения и неудачах самопознания
Публикация №1109317650 25 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Сентенции, призывающие пользоваться собственным разумом, встречают единодушное одобрение, но с оговорками, вынуждающими на деле следовать примеру литературного персонажа, произносящего не менее знаменитую фразу о том, что ему вообще не должно сметь свое суждение иметь. Вследствие этого оригинальные мысли, независимые суждения и творческое воображение встречаются сравнительно редко, обращают на себя внимание и представляют собой любопытную тему для изучения. При этом оказывается почти невозможным избежать обсуждения вопросов более общего и фундаментального характера, что проявляется так или иначе, в зависимости от формулировки исходной задачи. Творчество имеет ряд характерных черт, и преимущественное внимание к той или иной стороне явления объясняет разнообразие возможных вариантов постановки проблемы.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK