Рейтинг
Порталус

Формула театра На фото: Формула   театра, автор: admin

Публикация №1109052024 22 февраля 2005

В 1948 г. в возрасте 52 лет умер А.Арто. В том же году уже немо-лодой, 38 летний, Э.Ионеско “случайно” написал свою первую, став-шую эталонной манифестацией (детерминативом) театра абсурда, пьесу “Лысая певица”, премьера которой состоялась двумя годами позже. Попробуем связать эти два факта. Формально: оба персонажа числятся классиками современного европейского театра, их профес-сиональная деятельность имела шумный резонанс, существенно по-влияв на развитие театрального искусства.

Полная версия публикации

Имитация истории и риторические фигуры советской мифологии На фото: Имитация    истории     и      риторические фигуры      советской      мифологии, автор: admin

Публикация №1109051997 22 февраля 2005

Прошедшее почти всегда вызывает любопытство. Притягатель-ность феноменов прошлого можно объяснять как угодно. Но если исто-рический интерес трактуется не только как личная прихоть или празд-ный каприз декаденствующего духа, но как заслуживающая внимания и интеллектуальной работы область, то непременно среди обоснований отыщется расхожая максима: знание (или понимание) прошлого дает шанс определить настоящее в его подлинности и предугадать будущее. Расхожая банальность реабилитирует и саму антикварно-некрофильскую склонность, и ее преданных адептов — неофитов и профессионалов, — возведя тем самым всю сферу истории на пьеде-стал социально значимых установлений, а процесс институализации любопытства в соответствующий раздел знания обретает тем самым черты благонадежной респектабельности.

Полная версия публикации

Цветовая дифференциация штанов На фото: Цветовая дифференциация штанов, автор: admin

Публикация №1109051965 22 февраля 2005

Собственно говоря проблема цветовой дифференциации штанов жизненно волновала лишь персонажей фильма «Кин-дза-дза». Меня — не очень. И потому, что я не включен внутрь данной проблематики, то и могу судить о ней объективно. Насколько, конечно, возможно вообще говорить об объективности (для автора этих строк, ибо он — философ-с по диплому, и ему «по штату» со времен Р. Декарта вменено в обязанность во всем, особенно в реальности и объективности, сомневаться).

Полная версия публикации

Тематизация дисциплинарного пространства культуры На фото: Тематизация дисциплинарного пространства культуры, автор: admin

Публикация №1109051941 22 февраля 2005

Для психоаналитика Э. Фромма сознательное — это то, что селектируется определенными фильтрами, принадлежащими той или иной культуре, а бессознательное — то, что лежит «до» этого фильтра. Мы видим и воспринимаем «полноту реальности», однако лишь малая ее часть «допускается» к осознанному «лицезрению». Допущение к видению, к осознанию проистекает из фильтра-сознания, подчиненному определенной культурной традиции: именно эта культурная традиция «решает», что видеть, а что должно остаться незримо-бессознательным.

Полная версия публикации

Соучастник пира. На фото: Соучастник пира., автор: admin

Публикация №1109051920 22 февраля 2005

Проблема авторства сказанного в диалоге «Пир» Платона: изначальная заданность на цитации и спрятывания за кем-то. Платон прячется за Сократа или за другими участниками диалога: его мысли-де не его, а пересказ-подражание (mimesis) реального события, где он сам не был; рассказчик — Апполодор также не присутствовал на пиру и о сказанном услышал не от самого Сократа, а от некоего Аристодема из Кидафин, восторженного поклонника Сократа, подражавшего (mimesis) греческому философу в том, что ходил босиком (как Лев Толстой). Складывается впечатление, что никто не хочет взять на себя ответственность за сказанное. Таким образом, сказанное в диалоге Платона настойчиво стремится быть безымянным: информация, переданная через третьи руки не только недостоверна, но может потерять всякие следы первоначального авторства.

Полная версия публикации

Современный неопифагореизм На фото: Современный неопифагореизм, автор: admin

Публикация №1109051895 22 февраля 2005

Конечно, можно все нижесказанное привести в академический вид. И даже очень просто это сделать «профессиональному» философу. Но … не хочется… Академизм иногда мертвоват… Не всегда, но иногда… Иногда?? — Иногда можно и «порезвиться»…

Полная версия публикации

Современная размерность истории: исторический топос со–бытия На фото: Современная размерность истории: исторический топос со–бытия, автор: admin

Публикация №1109051875 22 февраля 2005

История «начинается» с конца истории: историческое измерение человека в той целостности, которая даруется присутствием телоса. Более того, история «дается» сразу как полное присутствие всех четырех причин, о которых говорил Аристотель. Топос же начала истории — это событие христианства, и именно в этом пространственно-временном топосе есть возможность исторической сферы, как сферы со–бытийности человека. «Достижение» истории своего конца, вернее «исчерпание», распыление исторической сферы есть процесс, который связан с невозможностью функционирования «субъективной» матрицы в той ситуации, когда нет возможности обрести единство эйдетической сферы через единство трансцендентального означающего исторического процесса.

Полная версия публикации

Ритм и смысл На фото: Ритм и смысл, автор: admin

Публикация №1109051852 22 февраля 2005

То, что музыка является не просто ритмизированной системой звуковых различий было ясно достаточно давно. Музыка обладает не только значением, но и смыслом. Однако определение этого смысла, его тематизация и вербализация достаточно трудны. Уже А. Шопенгауэр придавал музыке онтологический статус, делая из универсума звуков “universalia ante rem”, т.е. некую универсальность, аналогичную мировой воле. Онтологическое значение музыки видит и Фр. Ницше в своей работе «Происхождение трагедии из духа музыки», следуя на данном этапе своего творчества в фарватере мысли А. Шопенгауэра. Онтологический статус музыки с необходимостью выявляет, конечно, ее значение, но отнюдь не наделяет ее осмысленностью, ибо даже бессмысленность, попадая в круг человеческого присутствия, становится смыслом.

Полная версия публикации

Рецепция герменевтики в России На фото: Рецепция герменевтики в России, автор: admin

Публикация №1109051835 22 февраля 2005

Литературный текст, рассказ, произведение искусства, наконец, просто речь требуют истолкования, и без процедур, позволяющих понять сказанное, написанное, мы вряд ли обходимся и когда-либо обойдемся. Понятно, что эти процедуры могут быть и не тематизированы, а сам процесс понимания вполне может обойтись без четко очерченного дисциплинарного научного пространства. Месье Журден говорил прозой как со знанием оного обстоятельства, так и без осознания его. Так же обстоит дело и с пониманием и истолкованием: мы будем понимать и разуметь (и может быть даже и лучше, кто знает?) и без научной тематизации этих проблем.

Полная версия публикации

Ракурсы эйдетики: искусство и знание На фото: Ракурсы эйдетики: искусство и знание, автор: admin

Публикация №1109051814 22 февраля 2005

Исторически зафиксированная пригнанность искусства и математики — довольно знакомый лейтмотив штудий по культуре. Эта пригнанность, до смежности и однородности, подкрелпяется в наше время дизайном и компьютерной графикой, переводящей « двоичную» систему «порыв души» художника. Шпенглеровский мотив о том, что и одно (искусство) и другое (математика-геометрия) занимаются выстраиванием пространства, — один из штрихов сочлененности двух в чем-то диаметральных областей человеческой деятельности. Различие, которое выстраивается в отношении этих же областей — также общее место.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама