Археологическая и культурологическая интерпретации мезо-неолитических древностей европейского Северо-Запада
Публикация №1109087432 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Перешагнув по щедрости судьбы шестой десяток, я в середине седьмого невольно задумался о характере моих занятий первобытной археологией — предметом, знакомым на протяжении примерно 60 лет. Самокритичному настрою, более строгой переоценке и без того несомненно скромного итога моего труда, да и некоторому тяготению к личному покаянию особенно содействовало, в числе других стимулов, вдумчивое чтение «Феномена человека» Тейяра де Шардена, книги, с которой в 1987 г. внезапно были сняты цензурные ограничения (фантастический для издательства «Наука» тираж — 130 000 ).
Эссе-комментарий к стихотворению В. Микушевича «Маска Канта»
Публикация №1109087411 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Стихотворение Вл. Микушевича навеяно посмертной маской Канта, хранящейся ныне в Музее классической древности Тартуского университета. До ноября 1979 г. она безвестно находилась в анатомическом кабинете университета среди различных анатомических препаратов, даже не заинвентаризованная (инвентарная книга Музея классической древности, из которого маска неизвестно когда попала в кабинет анатомии, пропала, по всей вероятности, во время первой мировой войны). Маска была снята с умершего философа профессором художественной школы в Кенигсберге Андресом Кнорре (17663-1841).
Теологический агностицизм в диалоге с религией и атеизмом
Публикация №1109087379 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
К размышлениям на тему о теологическом агностицизме меня подтолкнул такой эпизод моей жизни. В 1989 г. на Волошинских чтениях в Коктебеле я познакомился с великолепным переводчиком, замечательным поэтом и религиозным мыслителем Владимиром Борисовичем Микушевичем. Мы сразу же, как говорится, «нашли общий язык», делясь друг с другом своими мыслями о поэзии и философии. Покидая Крым и разъезжаясь в разные стороны (он — в Москву, я — в Эстонию), я задал ему такой вопрос: «Вот как получается, Владимир Борисович. Вы — религиозный человек, а я — атеист, но это не помешало нашему дружескому общению!» В ответ я услышал: «Леонид Наумович, Вы не атеист. Вы — агностик».
Публикация №1109087360 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Трамвай скрипит на повороте — там,
Где дом стоял Иммануила Канта.
Чуть вправо убегает эстакада,
А за рекой вдали простерся храм,
Продымленный готический собор
Вздымает свой величественный остов.
Все остальное сметено, как сор…
Публикация №1109082077 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
На первый взгляд может показаться несерьезным и даже кощунственным само сопоставление грандиозного явления Мифа — не только прародителя всех видов культурной деятельности людей, но и одной из непреходящих форм их современного существования, — и анекдота — смешного минирассказа о бывшем или небывшем, оживляющем нашу беседу. Но обратимся к одному из таких минирассказов.
Стиль и мышление: еще раз о конфронтации двух столиц.
Публикация №1109082007 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Стиль в математике - мы употребляем это словосочетание,
как правило, не уточняя его смысл, понимая его по аналогии со
стилем в литературе и искусстве. В "Толковом словаре русского
языка" под редакцией Д.Н.Ушакова [1] (1) слово "стиль", проис-
ходящее от греческого stylos (буквально - заостренная палочка
для писания на навощенных дощечках), трактуется и как "сово-
купность художественных средств, характерных для произведений
искусства какого-либо художника, эпохи или нации", и как "сис-
тема языковых средств и идей, характерных для того или иного
литературного произведения, жанра, автора или литературного
направления", и как "способ, манера словесного выражения мыс-
лей" и, наконец, с пометой - "перен.", как "характерная манера
поведения, метод деятельности, совокупность приемов какой -ни-
будь работы". Естественно и стиль в математике понимать как
совокупность математических средств и идей, характерных для
работ какого-либо математика, математической культуры (если
речь идет о временах достаточно от нас удаленных), школы или
направления.
Природа Пространства и Времени
Публикация №1109081975 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В 1994 Стивен Хокинг и Роджер Пенроуз прочли цикл публичных лекций по общей теории относительности в Институте Математических Наук имени Исаака Ньютона при Кембриджском университете. Наш журнал представляет вам выдержки из этих лекций, выпущенных в этом году издательством Princeton University Press под названием "Природа пространства и времени", которые позволяют сравнить взгляды этих двух ученых. Хотя оба они и принадлежат к одной школе в физике (Пенроуз ассистировал докторскую диссертацию Хокинга в Кембридже), их взгляды на роль квантовой механики в эволюции вселенной сильно отличаются друг от друга. В частности Хокинг и Пенроуз имеют различные представления о том, что происходит с информацией, запасенной в черной дыре и почему начало вселенной отличается от ее конца.
Публикация №1109081927 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Однако ISN (Никарагуанский Знаковый Диалект) был коллективным произведением многих детей, общавшихся друг с другом. Если мы должны приписать богатство языка разуму ребенка, мы хотим реально видеть одного конкретного ребенка, добавляющего что-то к тому грамматическому комплексу, который он усвоил. В этом нам снова поможет обращение к глухим детям.
Публикация №1109081904 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Читая эти слова, вы участвуете в одном из удивительных чудес природы. Мы с вами принадлежим к биологическому виду, обладающему замечательной способностью: мы можем создавать некоторые подробные картины в сознании других людей. Я говорю не о телепатии или контроле над разумом, или о других псевдонаучных навязчивых идеях; даже в представлениях приверженцев этих идей вряд ли существует что-либо сравнимое со способностью, бесспорно присущей каждому из нас. Эта способность — язык. Просто издавая звуки при помощи рта, мы можем вызвать некоторую точную комбинацию идей в сознании другого. Эта способность настолько естественна, что мы склонны забывать, какое же это на самом деле чудо. Так позвольте мне напомнить вам об этом с помощью нескольких простых демонстраций. Только напрягите воображение, и я заставлю вас задуматься кое о чем весьма необычном.
Публикация №1109081884 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Каждое лето тысячи и тысячи американцев отправляются в Европу. Говорят, наши пароходы еженедельно берут на борт пятьдесят тысяч человек. Впрочем, не ручаюсь за точность: может быть, мне назвали даже и не пятьдесят, а пятьсот тысяч или просто пять. Во всяком случае ясно одно – ежегодно множество людей отправляется путешествовать.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK