Интуиция как принцип философского свободомыслия в американском романтизме и герменевтика
Публикация №1108994587 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Романтизм в США XIX века не столько запоздал в развитии относительно своего европейского предшественника, сколько продлил сознательную жизнь вполне определенного способа философствования. Рассуждая об энергии мышления больше, нежели о его формальных правилах и утверждая первостепенную необходимость для познания быть направленным на целое, романтизм открывал перспективу переосмысления традиционных подходов. В этой перспективе ясно различима герменевтика, несомненно обязанная своим современным состоянием философской проницательности романтизма.
Герменевтические интуиции американского романтизма
Публикация №1108994562 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Романтизм в США XIX века не столько запоздал в развитии относительно своего европейского предшественника, сколько продлил сознательную жизнь вполне определенного способа философствования. Рассуждая об энергии мышления больше, нежели о его формальных правилах и утверждая первостепенную необходимость для познания быть направленным на целое, романтизм открывал перспективу переосмысления традиционных подходов, В этой перспективе ясно различима герменевтика, несомненно обязанная своим современным состоянием философской проницательности романтизма.
Социальный кризис и проблемы теории действия
Публикация №1108994540 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Повседневные социальные практики упорядочены посредством совокупности признанных норм и ценностей, правил и ролей и т.п. Отношения, устанавливаемые действием, могут поддерживать этот символический фон, актуализируя установленные системы ориентаций, или могут вступать с ними в противоречие. Фоновое согласие, обеспечивающее рутинное нормативное регулирование жизненного мира, определяется системой приобретенных диспозиций действия, являющейся, с одной стороны, продуктом исторических условий, а с другой — интернализированной сознанием действующих лиц («хабитус» по терминологии П. Бурдье). Нормативно оформленному жизненному миру соответствует репродуктивный тип знания, определяемый в поздних работах Л. Витгенштейна как способность продолжать действие в контекстах различных форм жизни.
Моральное действие и эстетическая утопия
Публикация №1108994500 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Основания морального действия заключаются в рационально мотивированном согласии относительно норм, репрезентирующих общую волю (всеобщность при этом следует приписывать не позитивно-наличным формообразованиям воли, но самому процессу интерсубъективного движения смысла в открытых структурах креативно-деятельностного способа общения, имеющего целью определение должного). Как указывал Дж.Г. Мид, моральное действие представляет собой максимально осознанный и рациональный тип действия, поскольку связано с приостановкой обыденного автоматизма и рефлексивным выбором актуализируемых возможностей.
Послесловие. К образу Беньямина
Публикация №1108994476 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Действительная критика современности не может заключаться в чем-то ином, нежели как в изобретении особого отношения к истории, к письму. Т.е. в само-изобретении данного субъекта. Которое, наоборот, будучи истинным, всегда критично. Своеобычность способа Беньямина — цитата, монтаж-конструирование, инверсия, оксюморон... Где цитата, нередко, инверсия подлинного смысла, конструирование, как аллегория, — цитата, последний смысл оксюморона — по сути тавтологический. Предшествующее “послесловие” (название самого Беньямина), критическая стадия его мышления — “водоворот в токе грядущего”, как он позже скажет об историческом “первоисто-ке” (1). Обнаружение Беньямином “критической стадии истории проблемы” у романтиков и Гете, следовательно, являются у него и самопознанием. В послесловии впервые проявляется прием, который будет в последующие двадцать лет создавать логическую непрерывность беньяминовского творчества. Так что иначе, нежели как предисловие, этот текст не читабелен.
Биологический, религиозный и философский аспект понимания смерти
Публикация №1108994453 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Человек не может жить вечно. Смерть есть необходимое биологическое условие сменяемости индивидов, без которой человеческий род превратится в огромный, инертный монолит. Но как бы не объясняли рациональную необходимость смерти, она все равно остается самым трагическим событием в жизни человека. И посему проблема смерти и бессмертия волнует человека во все времена.
Виртуальный герой в фокусе желания
Публикация №1108994431 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
И реклама — самое мощное из них — занимает в этой системе центральное положение. Она берёт на себя функцию информатора: всегда готова подсказать, чего бы мы хотели пожелать. Она формирует и направляет наше желание: нечёткие внутренние импульсы, о которых мы едва ещё только догадываемся, она перехватывает, придает им форму и разворачивает их в некотором нужном ей направлении. Она производит направленное фантазирование. Фактически, она желает за нас. И делает это посредством визуальных образов, представляющих собой по сути визуальные метафоры.
Концептуальная схема анализа социокультурной динамики
Публикация №1108994408 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Конец ХХ века знаменовался динамичными переменами в общественной жизни не только в России («смутные времена»), но и в планетарных масштабах (глобализация социальной жизни). При этом одни и те же социальные процессы по-разному, иногда — противоречиво, отражаются в теоретических и эмпирических модификациях социологической рефлексии.
Публикация №1108994385 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Традиционно считается, что нормальная температура тела человека +36,6°C. С чем связана эта константа, и могут ли быть в этом ракурсе какие-либо другие варианты?
На первый взгляд вопрос лишен объективности, но он целиком укладывается в принцип оптимальных параметров биохимических обменных реакций, провоцируя анализ таких категорий системного равновесия, как температурный режим. Почему он должен быть строго определенным? В чем причина изменения температуры произвольно взятого объекта, к чему оно приведет? Можно провести аналогию для более глобальных системных комплексов, придя к выводу, что температурный режим нашей планеты связан с процессом ее внутриструктурной регуляции. Конструктивна или неконструктивна эта форма организации, и какое будущее нас ожидает?
Базовые принципы создания глобальных гиперкомплексных систем
Публикация №1108994358 21 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Представляется важным ответить на вопрос о сравнении с точки зрения BIP известных теорий происхождения и последующей эволюции Вселенной - идеалистической, "в начале было Слово", и материалистической - теории "большого взрыва".
Прежде, чем проанализировать данный вопрос по существу, следует уточнить, что под аббревиатурой BIP (биоинформационное программирование) подразумевается методика резонансно-структурной коррекции, имеющая непосредственное отношение к биологическому организму. Между тем, исследовать поставленный вопрос необходимо с позиции Универсальной теории пространства, а это уже иная категория, рассматривающая именно физические аспекты, однако те понятия, которые, как правило, ассоциируются с BIP, безусловно и органично входят в данную концепцию.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK