Протестантизм, антикатолицизм и британское национальное самосознание Нового времени
Публикация №1109081865 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В 1707 г., после слияния парламентов, завершился начавшийся с появлением в 1603 г. общего короля процесс слияния Англии и Шотландии в единое государство, получившее название Великобритания. Еще раньше, в XVI в., произошло включение Уэльса в состав английского королевства. К тому моменту, когда в состав Великобритании вошла Ирландия (1800 г.), понятия «британцы» и «англичане» стали синонимами, британцами называло себя подавляющее большинство шотландцев и валлийцев.
Конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства и Русская Православная Церковь
Публикация №1109081844 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Во всех Конституциях советского периода российской истории неизменно присутствовало положение об «отделении Церкви от государства». В ныне действующей Конституции данный принцип сформулирован более корректно, поскольку речь идет уже не о «Церкви» — специфически христианском институте, а об отделении от государства «религиозных объединений» и его светском характере (ст. 14). Последнее подразумевает не только прямой запрет на установление какой либо религии «в качестве государственной или обязательной» (ст. 14), но и гарантии свободы совести как права «выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ В НАУКЕ
Публикация №1109081825 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В настоящее время большая часть философов-аналитиков привыкла отделять в своих книгах рассуждения о морали от мыслей о науке. Это, конечно, затрудняет понимание того факта, что в самом центре и этики и философии науки лежит общая проблема—проблема оценки. Поведение человека может рассматриваться как приемлемое или неприемлемое, успешное или ошибочное, оно может получить одобрение или подвергнуться осуждению. То же самое относится и к идеям человека, к его теориям и объяснениям. И это не просто игра слов. В каждой из этих сфер — моральной и интеллектуальной—мы можем поставить вопрос о стандартах или критериях, определяющих оценочные суждения, и о влиянии этих “критериев” на реальную силу и следствия оценок. Поэтому полезно спросить себя, а не могут ли этика и философия науки походить друг на друга еще больше, чем это имеет место сейчас?
"СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ" – 24.12.03
Публикация №1109081805 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Вячеслав Степин: ...Человек живет в другой парадигме. А вот в восточных, например, культурах или традиционалистских, там это было изначально с детства установкой – вокруг тебя живое и ты живешь в живом мире.
Александр Гордон: Давайте мы к этому вернемся в конце программы, а начнем все-таки с заявленной темы.
Публикация №1109081783 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В философской и методологической литературе последних десятилетий все чаще предметом исследования становятся фундаментальные идеи, понятия и представления, образующие относительно устойчивые основания, на которых развиваются конкретные эмпирические знания и объясняющие их теории.
Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность
Публикация №1109081757 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Современная наука и технологическая деятельность все чаще имеют дело со сложными саморазвивающимися системами. Их важно отличать не только от малых (простых) систем, но и от больших (сложных) саморегулирующихся систем.
В 70-х годах уже прошлого века Г.Н.Поваров предложил различать эти типы систем по числу элементов и характеру их связей. Согласно его подходу, малые (простые) системы включают порядка 103 элементов, большие саморегулирующиеся - до 106 элементов, саморазвивающиеся - 1010-1014 элементов. Характеристики системных связей каждого из этих типов, которые в первом приближении были намечены в рамках предложенного подхода, сегодня можно уточнить и дополнить. Связи и отношения элементов, присущие каждому из типов систем, характеризуются в категориях части и целого, вещи и процесса, причинности, случайности, возможности, необходимости, пространства и времени.
Парадигмальные образцы решения теоретических задач и их генезис
Публикация №1109081737 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Проблемы методологии научного познания стали особенно интенсивно разрабатываться в нашей литературе в начале 60-х годов. Они занимали важное место и в творчестве В.А.Смирнова. Ряд его идей, высказанных в этот период, оказал значительное влияние на формирование и развитие методологических школ в нашей стране. Я остановлюсь только на некоторых аспектах моих исследований содержательной структуры теории, которые были связаны со становлением минской методологической школы и были во многом стимулированы работами В.А.Смирнова.
Исторический вызов и проблема общенациональной идеи
Публикация №1109081708 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Проблема формирования общенациональной, интегративной идеи не может быть решена без осмысления исторического вызова, который сегодня стоит перед страной.
Неадекватное понимание сути этого вызова может порождать иллюзорные и утопические проекты, которые хотя в определенный период и могут мобилизовать массы, но затем неизбежно приводят к их разочарованию. Эти проекты, как правило, стимулируют выбор наиболее неблагоприятных и трудных для страны и народа сценариев развития.
Французская литература XVII века в оценке Ф. Брюнетьера
Публикация №1109081682 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Известный французский критик, историк и теоретик литературы XIX в. Фердинанд Брюнетьер в своем очерке «Отличительный характер французской литературы» (1893) поставил перед собой нелегкую задачу — определить общие черты столь обширной, богатой, а главное, разнообразной литературы Франции. Свое исследование критик проводит на материале семивековой истории французской литературы, начиная с трубадуров XII в. и кончая писателями III-й Республики. Однако, больший интерес Фердинанд Брюнетьер проявил к эпохе классицизма, страстным поклонником которого он всегда являлся.
Стендаль, Ричардсон и «элементы английской манеры»
Публикация №1109081663 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
На протяжении всей своей жизни Стендаль читал английские романы. Будучи еще учеником Центральной школы в Гренобле, юный Анри Бейль открыл для себя Ричардсона. Большую роль в знакомстве будущего писателя с иностранными литературами сыграл профессор Дюбуа-Фотанель. Читая «Историю сэра Чарльза Грандисона», Анри плакал. Очевидно, тогда он прочитал «Памелу» и «Клариссу Гарлоу». В начале своей творческой карьеры Стендаль даже пытался написать пьесу в духе «Памелы» Ричардсон.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK