ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ СО ВРЕМЕНЕМ И ПРОСТРАНСТВОМ
Публикация №1108681770 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Введение
Проблема времени и пространства, в котором живет человек, давно была самой актуальной и спорной в естествознании и философии[1,2]. Пространство (П) и Время (В) являются сложными реальными сущностями, образующими пространственно-временной континуум (ПВК) с особой метрической и топологической структурой.
Метрические свойства П отражают количество и качество –длительность, гомогенность, изотропность, кривизну, а для В - его однородность. Топологические свойства П – это его трёхмерность, непрерывность, протяжённость, а для В – одномерность, непрерывность, связность, временная упорядоченность, однонаправленность.
Эволюция труда: от принуждения к творчеству
Публикация №1108681737 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Категория труда входит в качестве базисного понятия в терминологический аппарат многих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: философии, экономики, социологии, психологии, антропологии и др. Определения этого термина составляют достаточно широкий смысловой спектр: труд определяется в понятиях расходования энергии, физических усилий по преодолению сопротивления (в этом случае трудом можно назвать поведение животных и действие природных сил), переработки и передачи информации, целесообразной или социально необходимой деятельности и т.д.
Современное телекоммуникационное искусство: становление новой парадигмы творчества
Публикация №1108681716 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В творчестве всегда присутствует технический элемент, хотя часто мы не замечаем, что перед нами результат не только художественного или научного творчества, но в определенной степени и уровень развития технологий, в том числе коммуникационных.
Впервые значимость коммуникационных технологий для творчества отметили художники нового искусства начала века , основоположники футуризма, дадаизма и других направлений. Осуществляя художественные эксперименты с только возникавшими технологиями, они очень активно осваивали их коммуникативный потенциал и переносили в них решения из уже существовавших областей творчества.
Проблемы творчества в произведениях В.М. Шукшина
Публикация №1108681697 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В.М. Шукшин — писатель, много размышлявший о творчестве, задается вопросами о социальном статусе и мотивах творчества, о роли творчества в жизни человека, о природе творчества, о творчестве и псевдотворчестве.
Творчество всегда было для Шукшина загадкой. Уже в одном из первых рассказов «Воскресная тоска» намечаются вопросы о мотивах творчества: «Почему так сильно — до боли и беспокойства — хочется писать?» Разные ответы находит Шукшин: один пишет стихи, влюбившись («Воскресная тоска»); у другого большое горе — он складывает песню, «чтобы малость полегче стало» («Демагоги»); а иной и вовсе от безделья «... историю колхоза стал писать» («Гена Пройдисвет»).
К феноменальности творчества —- через синергетическую сложность
Публикация №1108681670 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В конце XX в. вопросы о творчестве вылились в рождение новых парадигм и их столкновение с классическими. Возникшие в пост-неклассическую эпоху новые философские, естественнонаучные и гуманитарные концепции позволили вплотную подойти к решению многих классических проблем, по иному взглянуть на творчество и пути его изучения.
История изучения творчества показывает, что в исследованиях всегда явно или неявно предполагается субстанциональность творчества. Считается, что в различных видах любой деятельности, которая называется "творческой", имеется нечто общее, постоянное, устойчивое, что как раз и составляет специфическую особенность творчества и остается самотождественным при смене социокультурного контекста. Субстанциональность оказывается предпосылкой - "пред-рассудком" (Х.Г.Гадамер) в большинстве известных опытов исследования творчества.
К проблеме мистифицирования творчества
Публикация №1108681649 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Проводимые в XX в. моно - и полидисциплинарные исследования творчества показали, что оно может быть определено, объяснено и понято только в поле двух полярных смысловых сфер. Одна из них включает в себя понятия новизны, случайности, индивидуальности, уникальности и т.п., другая ѕ социально - нормирующие критерии (признанность, обязательность, общезначимость и т.д.). Как указывают исследователи, вне таких смысловых областей исследование творчества или бесполезно, или невозможно[1]. Изучение и понимание творчества в пределах только одной (социальной или психологической) понятийной области заводит исследователя в тупик, порождает вместе с множеством сложнообъяснимых парадоксов многочисленные мифы, домыслы, слухи, которыми творчество сопровождается на протяжении уже нескольких тысячелетий. В формировании многих мифов немалую роль сыграла и наука, но то, что наукой было отвергнуто, в массовом сознании закрепилось и получило широкое распространение. В свою очередь, некоторые мифы часто превращались в скрытые предпосылки научного исследования творчества.
ОТЧЕТЫ, КОТОРЫЕ Я ЧИТАЛ... И, ВОЗМОЖНО, ПИСАЛ
Публикация №1108681628 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Технический отчет как специализированная форма научной литературы в последние годы вырвался из безвестности и занял исключительно важное положение в области обмена информацией. В идеале основная задача каждого отчета состоит в передаче научной информации - передаче точной, аккуратной и недвусмысленной. Увы, на практике все "отчеты" разбиваются на множество категорий как по степени приближения к этому идеалу, так и по конкретным причинам, которые мешают его достичь. Ниже описаны и квалифицированы важнейшие категории, с которыми автору пришлось иметь дело на протяжении его пятнадцатилетней деятельности на поприще научной информации. В отношении самых бессмысленных отчетов следует сказать, что они не разбиваются на четкие, ограниченные, взаимоисключающие группы. Названия различных категорий я выбирал по доминирующему признаку, но в целом такие отчеты - "народ не гордый" и с легкостью перенимают друг у друга дурные привычки.
О возможности оптимизации ценностных ориентиров
Публикация №1108681600 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В гипотезе* была предложена схема работы мозга в общем виде: каждый орган чувств создает в мозгу свое собственное описание окружающего мира. Органы чувств - слух, зрение, обоняние, вкус, чувство тела (включая осязание), мышечное чувство. Одновременная запись на различных языках мозга должна вестись одним механизмом, одним записывающим импульсом. Этот механизм можно отыскать, исследуя мышечную речь - движения. Человеческий скелет рассматривается как открытый многозвенник, и анализ ведется методами механики. Психические и социальные процессы находят более рациональное объяснение.
Схема позволяет предметно рассмотреть локализацию эмоций и возможную оптимизацию ценностных ориентиров.
Информация от зрительных, слуховых, обонятельных и вкусовых рецепторов обрабатывается в соответствующих управляющих отделах мозга. Там же локализируются и эмоции. Не вызывает возражения и мысль о локализации чувства самосохранения, гомеостаза (особенно ощутительно нездоровье) в части мозга, отвечающей за чувствительность тела. Вполне понятно, что именно отсюда прорастает "любовь и все-такое". А где локализуются наши обычные постоянные эмоции? Радости и огорчения, печали и надежды, все то, что ощущаем и в том случае, когда находимся в телесном комфорте? Не очень быстро, в несколько приемов, задачу можно решить.
Сумма Оснований. Основы (начало трактата в стихах)
Публикация №1108681577 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Пролог
Бывают вещи, а точнее темы,
(Скорей предметы, правильней - проблемы)
Которые переживаем все мы,
И, тем не менее, (намеренно?) мы немы,
Как будто от себя скрываем сами,
Что происходит это с нами -
Не в снах, не с кем-то и не где-то там.
Об этом надо говорить стихами,
Но больше нет доверия стихам.
Язык вообще поставлен под сомненье:
Он не дает нам удовлетворенья,
И как дырявый мех с недавних пор
Не держит содержанья разговор.
Что ни скажи - нет смыслопередачи,
Вот смысл был здесь - и вот уже утрачен...
Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI века
Публикация №1108681554 18 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Конец рационализма
Современное мышление по своему происхождению принадлежит западноевропейской культуре, которая два века назад пережила революцию мышления и миропонимания, а вместе с ней и научно-техническую революцию. Основной признак нового сознания — тотальный рационализм, уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, незаметно перетекающая в своеобразную религию, где место Бога занял сам человек. Спустя полтора столетия полного "триумфа" рационализма у человечества появилось более чем достаточно возможностей убедиться, что разум бессилен противостоять собственной мощи, направленной на уничтожение человечества. Две мировые войны, ядерная и экологическая угроза — все это охладило оптимизм по поводу прогресса.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK