Публикация №1108054792 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Предметом этого небольшого очерка являются основные принципы политического права в толковании В.С. Соловьёва. Мы хотели бы показать, что в сфере правовой философии Вл. Соловьёв совершил знаменательную эволюцию. Как правило, позитивная сторона в правовой мысли Вл. Соловьёва усматривается в том, что он содействовал становлению неолиберальной доктрины в России начала ХХ в., вводя в правовое учение принцип права личности на достойное существование. Основной же недостаток правовой философии Вл. Соловьёва видится в том, что он был сторонником теократической идеи. Другими словами, хотят сказать, что Вл. Соловьёв содействовал развитию неолиберальной мысли (применительно к социальной сфере), но сам в целом либералом не был. Думается, что такой подход к Вл. Соловьёву является односторонним.
Публикация №1108054768 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Кризис гуманизма в нашу эпоху проистекает, несомненно, из опыта человеческой безуспешности, которую выдает и само изобилие наших средств деятельности, и размах наших притязаний.
Эммануэль Левинас, Гуманизм другого человека, II, 1
Я люблю того, чья душа переполнена так, что он забавляет самого себя...
Ницше Заратустра, Пролог, 4
(В оригинале "забывает" (vergisst). Цит. по Э. Левинас, Гуманизм другого человека. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998, с. 194 - примечание В. В.)
Публикация №1108054745 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Мой короткий текст, включая и это предложение, можно условно подразделить на три части: пошлую, двусмысленную и аппелирующую к должному. Несомненно, читателю все нижеизложенное известно и так. Зато автору раньше оно не было известно.
Быть пошлым - неизбежная участь комплимента. Как и ответа на любой философский вопрос. Поскольку все, что может быть сказано, известно заранее. Поэтому комплимент бессмысленен для его адресата. Для говорящего тоже - ибо сколько можно лгать? Комплимент - всегда ложь, то есть несоответствие того, что мы говорим, тому, что мы думаем. Кстати, истина тоже не соответствует тому, что мы думаем. Поэтому комплимент может оказаться к истине ближе, чем наши мысли. Не говоря о том, что он ближе, чем наши мысли, к добру и красоте - чему причиной, в общем, не он сам, а наши мысли.
Публикация №1108054695 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Ниже речь пойдет о духе.
Начнем [как обычно], помолясь, с путеводного слова Гельдерлина, не забывая, что немецкое der Geist по-латыни звучит как spiritus. Несмотря на несовершенство латыни озаботимся тем, что приходит к речи в этом слове.
Бытие присутствия, бытие духа - бытие-присутствия-духа будет пытаться быть увиденным нами рассматривающим рассмотрением этого конкретного spiritus.
Существенно сущностная черта этого spiritus есть его встречность, которую мы встречаем, что конечно, требует определенной расположенности, а главное, наличия наличности. Эта долженствующая обнаруживаться хотя бы в возможности наличность позволяет пере-местить spiritus в наше приватное место.
ИНОСКАЗАНИЕ БЕЗ ИНОГО ИЛИ О СТАТУСЕ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ КАК ИНИЦИИРУЮЩЕГО ГОВОРЕНИЯ
Публикация №1108054667 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
I. Метафора как сборка.
1. Представление о подлинности мира -- это констелляция из эрзацев. Образ подлинности есть определенная со=положенность и со=гласие эрзацев.
2. Логическое понимание мира есть забытое метафорическое видение мира. То, что метафора с точки зрения понятия является подделкой -- это перенос власти из одного дискурса в иной.
Что такое организация? - подходы Никласа Лумана и аутопойезиса
Публикация №1108054635 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Сначала немного о Никласе Лумане. Никлас Луман (1922-1998) - всемирно известный социолог, автор оригинальных разработок по теории социальных систем, теориям правового государства, экономике общества, социологии риска, общественному праву. В русском ИНТЕРНЕТЕ есть интересная обзорная статья, посвященная биографии и творчеству Лумана: Н.А.Головин "Никлас Луман превращает невероятность коммуникации в вероятность и надежность" и перевод небольшой статьи самого Лумана: Никлас Луман "Почему необходима "системная теория?"
АНТРОПОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТ: САМООРГАНИЗАЦИЯ "ЧЕЛОВЕКА КЛИКАЮЩЕГО"
Публикация №1108054613 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В своей работе я попытаюсь проанализировать спектр возможных направлений гуманитарного описания сети Интернет. Первое можно обозначить термином "Интернет как медиа", т.е. как коммуникативная среда, воздействующая на человеческую ментальность. Понятие "медиа" было детально изучено в работах канадского социолога М. Маклюэна [1]. В работах Ж. Бодрийяра [2], К. Келли [3], Ш. Теркль [4] разрабатывается концепция медиа как коллективного продолжения человеческого сознания, формирующего новые культурные горизонты.
Пошли пузыри - Очерк истории русского философского постмодернизма
Публикация №1108054568 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Дух 90-х (где он бродит?)
«Весьма неоднородная по стилю, составленная из статей разного времени, эта книга является единым целым в гораздо большей степени, чем может показаться при первом приближении. Она представляет своего рода конструкт, который в зависимости от взгляда то кажется механизмом абсолютно слаженным, самодостаточным и не допускающим никакого вмешательства извне, то, наоборот, полым и подвижным, подразумевающим участие кого-то еще — слушателя, читателя, критика».
Пунктуация модуса “отец” и модуса “внешнее” в романе “Петербург” А. Белого
Публикация №1108054521 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Что обычно противопоставляется мысли? Страсть, аффект. Но предположим, что бывают такие состояния, существа, области, где этой оппозиции “не существует”.
Мысль как аффект — но не “мышление аффектами”. Это то, что Кьеркегор на первой же странице “Страха и трепета” называет “содроганием мысли”. Мысль как аффект — вот что меня интересует — что означает не “слабость”, а, напротив, “непререкаемую настойчивость”, качество, привычно атрибутируемое доселе скорее страсти, нежели мысли — но разделяемое ими в равной степени.
Положение вещей, которое будет
Публикация №1108054495 10 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Общество получше и общество похуже
Очарование демократией (будем писать это слово без кавычек и произносить его без иронии — все же это тонкое и сложное устройство политической, экономической и духовной жизни с историей в две с половиной тысячи лет), владевшее нами на протяжении последних пятнадцати лет (а некоторыми и почти полвека) — так вот, это очарование демократией представительского типа и неразрывно с нею связанным рыночным капиталистическим хозяйством вдруг сильно пошатнулось.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK