«Универсальное знание» в истории и современности
Публикация №1109227815 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Как правило, кризисные моменты в науке тесно связаны с ростом индивидуализма в исторической жизни. Народ более не является «великой личностью, одушевленной единой идеей», личная драма оказывается выше, важнее и интереснее, чем войны и революции. Индивидуализм в недавние времена оценивался исключительно негативно, однако, только субъект способен внести элементы смысла во всякую интеллектуальную деятельность. В конечном счете, человеческий фактор является связующим и одновременно смыслопорождающим звеном, на основе которого возможно «универсальное знание».
Публикация №1109195130 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В конфликтной ситуации перед индивидуумом возникает альтернатива: подчиняться или оказывать сопротивление. Выбор этот происходит прежде всего в сознании индивида, противник не имеет к нему отношения. Избрав покорность, человек склоняется перед врагом, перестает существовать как личность, чтобы затем погибнуть физически. Страх сковывает его волю, человек пытается укрыться от действительности в профессиональной, бытовой сферах, пытается забыть то страшное, что его окружает, отрицает действительность. Считая себя независимым, он на самом деле попадает в ловушку: оказывается в полном подчинении у государства, которое "держит" индивидуума, шантажируя его социальным статусом, местом работы, жилищем, семьей. В такой ситуации большинство не думает о сопротивлении, стараясь спасти свою жизнь и спокойствие.
В ПОДДЕРЖКУ ДОЛГОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Публикация №1109195080 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Придумывая термин «средние века», итальянские гуманисты вто-
рой половины XV в. (Джованни Андреа, бывший в 1496 г. папским
библиотекарем) хотели отделить тех, кого они называли «древними»,
от самих себя, то есть от «своих современников», людей Ренессанса.
Не отменяя христианской хронологии «шести возрастов», отсчитыва-
емых от Сотворения мира, они предприняли попытку создать хроно-
логию мирскую, светскую.
ИНСТАНЦИЯ БУКВЫ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ ИЛИ СУДЬБА РАЗУМА ПОСЛЕ ФРЕЙДА
Публикация №1109195049 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Если уж тема настоящего, третьего, тома «Психоанализа»[2] потребовала от меня вклада в виде данной работы, то, воздавая должное тому, что читатель в ней обнаружит, я обязан предупредить, что ее настоящее место находится между письменной и устной речью — где-то на полдороге.
Письмо характеризуется, по сути дела, господством текста — в том смысле, который этот фактор дискурса, как мы увидим, здесь получит. Это приводит к стесненности, которая, на мой взгляд, не должна оставлять читателю иного выхода, кроме входа в этот текст — а его я предпочитаю делать затруднительным. Следовательно, в данном случае перед нами вовсе не письмо. Особенность моих семинаров, состоящая в том, что каждый раз я сообщаю на них нечто неопубликованное, не позволила мне до сих пор дать образец такого текста — разве что для одного из них, и притом случайно вырванного из их последовательности, так что обращаться к нему стоит здесь исключительно ради масштаба их топики.
АБСТРАКЦИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯ
Публикация №1109195010 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Все математики единодушно признают основополагающую роль, которую воображение играет в математическом творчестве. Логика — это необходимый и скучный инструмент (известно, что математики ее, вообще говоря, не слишком ценят); ею надо уметь должным образом владеть, так как она позволяет следить за доказательством и проверять его... но не изобретать!
О теории Р. Барта и практике советской мифологии
Публикация №1109194984 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В середине 1950-х гг. Р. Барт написал серию очерков о «всеобщей» современной мифологизации. Так, по его мнению, образ жизни среднего француза был «пропитан» мифологизмами. В статьях под общим заголовком «Мифологии» [1] Р. Барт семиотически объясняет механизм появления политических мифов как превращение истории в идеологию при условии знакового оформления этого процесса. В обобщающей части работы Р. Барта — статье «Миф сегодня» предлагается и объяснение, и метод противостояния современному мифологизированию — создание новейшего искусственного мифа. Таким образом, на наш взгляд, предлагается конструирование условного, третьего уровня мифологии, если под первым понимать — архаико-традиционную, под вторым — «новую» (как научный класс, например, советскую). Е.М. Мелетинский, отмечая социологизированность работ Р. Барта, выявлял недостаточно четкую характеристику сути современного политического мифа в сравнении с архаической моделью [2].
Публикация №1109194964 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Что может быть более привычным, чем факт бытия, существования? Мы есть Бытие, наличное бытие есть то, что роднит нас с другими. Мы не обладаем свойством несуществования, чтобы разделять [1] его с другими, несуществование не подлежит разделению. Но бытие не есть и некая вещь, которой мы совместно владеем. Бытие ничем не отличается от существования, каждый раз уникального. Поэтому можно сказать, что бытие не является оадим в смысле какой-то общей собственности, но что оно сов-местно. Бытие сов-местно. Что может быть проще такой констатации? И между тем, как не ею, больше всего пренебрегала до сих пор онтология?
O соотношении мифа и ритуала в свете народной веры
Публикация №1109194925 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
В последнее время в социальных науках довольно много внимания уделяется вопросам народной веры (народной религии, народного православия). Под этим термином обычно понимается комплекс представлений и ритуалов, образующих ткань повседневной религиозной жизни рядовых верующих, прежде всего крестьян. Важно при этом, что религиозные воззрения носителей традиционной культуры являются органической частью этой культуры, существующей по актуальным для нее законам и правилам.
Пьер Гассенди - возобновитель эпикуреизма
Публикация №1109194902 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Во время "Торжеств, посвященных памяти Гассенди", состоявшихся в "Сентр интернасьональ де Синтез" в 1953 году, господин Анри Берр задал следующий вопрос: почему в таком произведении, как "История западной философии" Рассела, из 900 страниц только две строчки посвящены Пьеру Гассенди? (См. Анри Берр "Пьер Гассенди, его жизнь и творчество", стр. 171. Париж. 1955.) Он высказал также сожаление о том, что влияние Гассенди оказалось менее глубоким и менее длительным, чем оно могло бы быть.
Ограниченность методов традиционной логики
Публикация №1109194881 24 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Традиционную (формальную) логику можно подразделить на два основных раздела - индуктивный и дедуктивный. Ведущее практическое значение принадлежит методам индукции. Все естественные науки являются индуктивными. Основу индуктивного метода составляет обобщение единичных фактов. Таким путём обра-зуется и предикативная посылка в дедуктивном методе. В этом отношении индуктивный метод оказывается базовым. Поэтому с него необходимо начинать наше изложение.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK