Движение «против»: Серен Кьеркегор и Лев Шестов
Публикация №1109051479 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Запаздывает, российская философия, запаздывает. Заканчивающийся двадцатый век российской (вернее — советской и постсоветской) мысли, когда мы видим, что «свет» философии с привкусом уже совершившегося и немного устаревшего приходит с Запада, традиционное (для нас это запаздывание — уже традиции) подтверждение этой мысли. Единственно, чего мы достигаем, так это уменьшение того временного интервала, который проходит от момента возникновения оригинального «изгиба» западной мысли и нашего, российского, повтора. Может быть, оно и лучше: философия должна быть несвоевременной. Как мода. В начале нашего века лишь купчихи (т.е. не высший свет) одевались по последнему «писку» моды. Высший свет выжидал год другой, а потом уже носил. И вот мы — так уж получается, а не по «благородству» — запаздываем и «одеваемся» не по философской моде.
Публикация №1109051457 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Итак, причина собрания текстов и авторов- юбилей. Юбилей как акт фиксации и символизации времени. Шестьдесят лет — отмерено и зафиксировано. Время, время жизни сконцентрировано на «круглой» дате, маркирующей и символизирующей определенным образом «носителя», «скопившего» капитал-время (как поется в песне: мои года — мое богатство). Мерность времени соотносится с десятеричной системой, на определенной отметке фиксируется как значимое, как знаковое, как — юбилей… При этом не забыть бы, что десятеричная система — от десяти пальцев, а секунда — не количество вибраций волн, но удар человеческого сердца…
«Воображаемая» история «воображаемого»
Публикация №1109051437 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Постижение культурного пространства в наши дни с необходимостью затрагивает историческое измерение. Культура — это всегда историческая разверстка культуры. Подобная сочлененность вопроса о культуре с вопросом об истории базируется на следующем основании. Во-первых, культура не может осмысливаться без традиции, взращиванию которой и служит сама культура. Во-вторых, вопрос о культуре с необходимостью высвечивает те сферы, которые фундируя культуру не могут быть даны и, соответственно, осмыслены лишь в синхронии.
Современная размерность ис-тории : исторический топос со-бытия
Публикация №1109051411 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
ТЕЗИСЫ. История «начинается»с конца истории: историческое измерение человека в той целостности, которая даруется присут-ствием телоса. Более того, история «дается» сразу как полное при-сутствие всех четырех причин, о которых говорил Аристотель. То-пос же начала истории — это событие христианства, и именно в этом пространственно-временном топосе есть возможность исто-рической сферы, как сферы со бытийности человека.
Публикация №1109051383 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Понимание как таковое опирается не на понимание отдельно взя-того сущего, а связывает в едином процессе как понимающего, так и понимаемое, равно как и контекст, в котором происходит само пони-мание. Мы можем говорить о со бытийности понимания, т.е. когда все указанные три момента взаимоформуются и взаимодействуют в едином пространстве. Иными словами, мы понимаем сущее через его включенность в общее пространство со бытия и через взаимный про-цесс о пределения/определения.
Публикация №1109051360 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Детство, ребёнок всегда были важнейшими символическими выражениями смыслового содержания того или иного культурного образования. Уже античность, сказавшаяся словами Гераклита, свела воедино дитя и вечность (Вечность — дитя, бросающее кости), тем самым раскрыв смысловой горизонт детства в перспективе абсолютного. Христианство же ещё более конкретно указало на то, что необходимым условием обретения человеком вечной жизни является уподобление ребёнку (если не будете, как дети, не войдёте в Царство Небесное).
Горизонт романтизма в европейском самосознании
Публикация №1109051324 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Если рассматривать историю европейской культуры в целом, то невольно обращаешь внимание на отсутствие в ней той укорененности, которая столь характерна для восточных культур. Начиная с древнейших времен завоеваний Пелопоннеса пеласгами, ахейцами, дорийцами, Европа оказывалась в состоянии регулярной смены культурных доминант. С появлением христианства судьба ее в этом смысле не изменилась. В христианском мире помимо основной духовной доктрины продолжали существовать в скрытом, но не подавленном состоянии и античные принципы общественного строительства, и дух германской экспансии и индивидуализма. Будучи вытесненными на периферию культурного пространства эти составляющие западноевропейской духовности продолжали оказывать серьезное влияние на преобразование христианской традиции в целом. Здесь можно говорить и о догматических нововведениях 1056 года, и о расцвете художественного творчества так называемого Ренессанса, и о феномене Реформации и последующими за ней религиозными войнами, и о революциях ХVI – ХVIII веков, в особенности же революции Французской.
Публикация №1109051311 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Смерть нельзя противопоставлять вечности. Смерть находится, скорее, в оппозиции к жизни. Смерть и жизнь - это совершенно другой уровень абстракции, а вечность принадлежит к более базисным понятиям ее можно противопоставить временности. Однако, какое отношение временности и вечности? Возможно их соотношения помогут нам прояснить нечто и в отношении оппозиции (?) смерть/жизнь.
Вл. Соловьёв о самосовершенствовании человека
Публикация №1109051291 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Идея самосовершенствования — это в полном смысле слова ответ великих отечественных моралистов на извечный русский вопрос «что делать?». Надо сказать, что особое положение этой идеи в сфере русской общественной мысли ХIХ в. хорошо улавливала социал-демократически настроенная критика, адресовавшая им немало упреков в идеологической односторонности их воззрений. Интересны в этом плане суждения Г.И. Успенского о «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского, в которой публицист усмотрел декларацию нравственного самоочищения обособленного самодостаточного индивида при отрыве от насущных проблем совершенствования общественной жизни: «Решительно нельзя понять, почему на Руси люди будут только самосовершенствоваться?
Публикация №1109051261 22 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус
Антидепрессанты – группа психотропных препаратов, воздействующих на депрессивный аффект. Впервые использование антидепрессантов (ипрониазида, класс ингибиторов МАО и имипрамина, класс трициклических антидепрессантов, ингибитора обратного захвата моноаминов смешанного типа) зафиксировано в 1957 году.
Публикации, отправленные в архив рубрики
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK