Рейтинг
Порталус

КОЭВОЛЮЦИЯ СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР: БАЛАНС ДОЛИ САМООРГАНИЗАЦИИ И ХАОСА На фото: КОЭВОЛЮЦИЯ СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР: БАЛАНС ДОЛИ САМООРГАНИЗАЦИИ И ХАОСА , автор: admin

Публикация №1108752986 18 февраля 2005

С синергетической точки зрения одним из основных подходов к решению глобальных проблем современности является смена императива: не силовая политика, а поиск способов коэволюции сложных социальных и геополитических систем как в масштабе России, так и в масштабе континента и мира в целом. Осуществление политики силовыми методами слишком опасно в современном сложном, нелинейно развивающемся мире, где даже случайные сбои в разветвленных информационных, компьютерных сетях могут привести к мировой катастрофе. Сегодня важно знать конструктивные принципы коэволюции и нелинейного синтеза различных диссипативных структур в сложные, иногда сверхсложные, целостные структурные образования, конструктивные способы объединения структур, обладающих разным "возрастом", находящихся на разных стадиях развития. Важно понимать, что для динамического развития сложных социальных структур необходимы определенная доля хаоса, т.е. доля спонтанной самоорганизации, и определенная доля управления, внешнего контроля, и что эти две составляющие - самоорганизация снизу и организация сверху - должны быть сбалансированы. Важно понимать, что допустимая доля свободы в смысле хаоса - не какая угодно, а своя для каждой стадии развития, что при прохождении кризиса она усиливается, что способствует выходу из него и нахождению новых динамических путей развития социальных систем. Необходимо осознать, что сама нелинейность развития приводит к существованию, как говорят математики, особенностей, т.е. кризисов, что кризисы - это не досадная неприятность, которую можно избежать, а путь внутренней жизни сложных систем, что время от времени общество (причем чем оно сложнее, тем чаще) попадает в такие состояния, когда усиливаются турбулентности, хаотические процессы и происходят выбросы иррационального в социальном и культурном плане.

Полная версия публикации

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП В СИНЕРГЕТИКЕ На фото: АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП В СИНЕРГЕТИКЕ, автор: admin

Публикация №1108752954 18 февраля 2005

1. Синергетика как наука о сложном

Сложность” - одно из ключевых слов, специфицирующих синергетические исследования. Наряду с понятиями “самоорганизация”, “нелинейность”, “открытость” и “хаос”, синергетика концентрирует внимание на исследовании сложности. Синергетика есть познание и объяснение сложного, его природы, принципов организации и эволюции. “Синергетика как наука о сложном” - так назывался один из круглых столов, проведенных в первый день работы Московского Синергетического Форума, 27 января 1996 года (ведущие - член-корреспондент РАН С.П.Курдюмов, профессор А.П.Огурцов).

Полная версия публикации

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ КУЛЬТУРЕ На фото: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ КУЛЬТУРЕ, автор: admin

Публикация №1108752917 18 февраля 2005

Междисциплинарный синтез знания



Синергетика, имея первоначально естественнонаучную основу (нелинейный анализ, теорию детерминированного хаоса, теорию диссипативных структур, фрактальную геометрию природы, моделирование быстрых процессов blow up), ныне все более гуманитаризируется. Она постепенно становится человекомерной областью знания. Обнаруживается плодотворность ее применения в понимании феномена человека и человеческой культуры, в разгадывании тайн человеческого сознания и психики.

Полная версия публикации

Научись учиться На фото: Научись учиться, автор: admin

Публикация №1108752886 18 февраля 2005

В современных условиях, когда на нас лавинообразно обрушиваются потоки информации и появляются все более сложные трансдисциплинарные комплексы знаний, встает насущная задача ориентации личности, поддержания ее собственной идентичности, постоянного создания себя. Обучающийся - это не пустой контейнер, который государственно легитимный авторитет наполняет фактами и данными, а активный конструктур себя и своего окружения. Обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей ученика, кооперативной совместной творческой деятельности учителя и ученика, в результате которой изменяются они оба.

Полная версия публикации

Мыслить синергетически значит мыслить диалектически На фото: Мыслить синергетически значит мыслить диалектически, автор: admin

Публикация №1108752849 18 февраля 2005

В фокусе внимания синергетической исследовательской программы – выявление законов эволюции и самоорганизации, которые общи процессам самой разной природы: физическим, химическим, биологическим, психологическим, социальным. Синергетика имеет открытую тенденцию к универсализации и прямо граничит с философией, предметом которой являются всеобщие свойства и законы бытия. Общая линия синергетического исследования состоит главным образом из двух элементов: а) от конкретной, но фундаментальной модели эволюции сложного к междисциплинарным обобщениям и б) обратно к конкретному предмету с его обобщенным теоретическим пониманием. Четыре философские проблемы наиболее близки к проблемному полю синергетики: 1) откуда всё возникает, проблема становления или проблема начала, 2) куда идут процессы развития, проблема целей (телеология), 3) как части соотносятся с целым, проблема части-целого (холизм), 4) “что я должен делать”, и как я должен действовать, чтобы мои действия была успешными и эффективными (проблема практического разума).

Полная версия публикации

И личность имеет свою динамическую структуру На фото: И личность имеет свою динамическую структуру, автор: admin

Публикация №1108752823 18 февраля 2005

Теория самоорганизации сложных систем - синергетика - конструктивна в понимании феномена человека, структур его познания и деятельности. "Я" человека предстает как динамическая и самоорганизующаяся структура-процесс, которая имеет определенную пространственную конфигурацию и временную глубину. Личность определенным образом встроена во внешнее изменчивое окружение, вовлечена в динамические потоки производства себя и своего ближайшего и более отдаленного мира, в цепи самотрансформации под влиянием тех ситуаций, в которых она оказывается. Периодически погружаясь в темные бездны хаоса, личность претерпевает каскады кристаллизации своих чувств и знаний, своего таланта и мировоззрения, постоянно самообновляется.

Полная версия публикации

Ценностные предпосылки становления проблемы теодицеи в мировоззрении античности На фото: Ценностные предпосылки становления проблемы теодицеи в мировоззрении античности, автор: admin

Публикация №1108752801 18 февраля 2005

В статье речь пойдет об изменениях в мировоззрении, приведших к постановке вопроса теодицеи как мировоззренческой проблемы. Задача статьи – уловить эту смену настроения на мировоззренческом уровне сознания, т.е. указать аксиогенный аспект становления проблемы. Переходя теперь к конкретной проблематике статьи, нужно заметить, что мы пытаемся нащупать важный перелом жизнеотношения, случившийся в античности и повлекший за собой многие любопытные последствия. Эта смена ценностных ориентаций очень хорошо просматривается при сравнении эпоса и трагедии.

Итак, мы рассмотрим ценностные аспекты эпического, “гомеровского” мировоззрения, а затем перейдем к рассмотрению “трагических” позиций и одновременной фиксации различий. Рассмотрение будет вестись, в основном, соответственно на творениях Гомера и трагедиях великих мастеров этого жанра.

Полная версия публикации

DIKJ в поэмах Гесиода На фото: DIKJ в поэмах Гесиода, автор: admin

Публикация №1108752758 18 февраля 2005

Мировоззренческие ценности греческой античности претерпели колоссальные изменения от гомеровского периода (IX–VIII вв. до н.э.) до периода великих лириков и трагиков (VI-V вв. до н.э.). Как мы уже указывали, эти изменения системы ценностных ориентаций заключались, в частности, в том, что актуализировались “требования нравственности мироустройства и оправдания видимой несправедливости” [5, с.29].

Изучение данного явления требует пристального внимания к истории формирования тех концептов, которые сыграли большую роль в постановке и вариантах решения проблемы теодицеи как проблемы мировоззренческой. При этом вполне естественно внимание к слову d°kj и обозначаемому им концепту, т.к. этот термин часто встречается в мифопоэтической традиции при напряженной мировоззренческой рефлексии по поводу справедливости мироустройства (напр., у Солона, Феогнида и т.п.).

Употребление слова d°kj Гомером мы анализировали в [6]. Целью же данной статьи является аналогичный анализ гесиодовских поэм в свете становления представлений о справедливости мироустройства и, ergo, в связи с ценностными предпосылками генезиса проблемы теодицеи*.

Полная версия публикации

Дендрохронология и радиоуглеродное датирование в археологии На фото: Дендрохронология и радиоуглеродное датирование в археологии, автор: admin

Публикация №1108752734 18 февраля 2005

Вводные замечания

Базовые источники исторических реконструкций

Археология – наука историческая, и в системе глобальной истории человечества она отвечает за весьма специфическую сферу. Поле основной деятельности археологии определяется характером базовых источников, служащих для исторических реконструкций, а также комплексом фундаменталь-ных методов, которыми оперирует эта наука. Так, совокупная и взаимосвязанная история всего чело-вечества наиболее полно раскрывается лишь в последние два-три столетия его существования. Под словом «всего» подразумевается именно все человечество, а не центральное ядро евразийских со-обществ, в технологическом отношении некогда опережавших все прочие. Ведь по-настоящему с на-родами иных континентов — Америки, Австралии, Тропической Африки, Северо-восточной Азии — люди этого «евразийского ядра» начали знакомиться лишь с XVI в., а в сущности даже еще позднее — в XVIII—XIX вв. Лишь финальный век второго тысячелетия нашей эры сделал наш мир тесно взаи-мосвязанным в реальности.

Полная версия публикации

Cтруктура мифологического мировоззрения На фото: Cтруктура мифологического мировоззрения, автор: admin

Публикация №1108752654 18 февраля 2005

Самой древней из принятых сегодняшней классификации форм общественного сознания (философия, наука, искусство, право и т.д.) является миф, мифологическая форма общественного сознания.

Особенности этой формы общественного сознания заключаются в том, что миф на ранних этапах развития человеческого общества является особый видом, мировоззрения, в котором переплетены: зачатки научных знаний, нормы, регулирующие те или иные отношения, господствовавшие в родовой общине, религиозные представления, художественно-эстетические чувства, нравственные оценки и т.д. Мифология, по мнению многих исследователей (Дж. Фрезер, Б. Малиновский, Л. Леви-Брюль и др.), рассматривается не как обычное творчество, вызванное к жизни избытком сил воображения, не как простое удовлетворение любопытства первобытного человека, но как система своеобразным образом регламентирующая поддержание устойчивого социального порядка, как средство утверждения природного и социального единства, психологической монолитности первобытного коллектива.

Полная версия публикации

Предыдущая
Следующая


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Публикации, отправленные в архив рубрики



О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама