Исповедь в повести Дадзая Осаму «Пропащий человек»
Публикация №1108466733 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Воплощение в слове (и букве) и восприятие исповеди как феномена человеческого духа особенно актуализируются в моменты перехода общества к новому этапу своего развития, как правило, сопровождаемого разрушением культуры прежней и становлением новой с ее системой ценностей.
Ортодоксия от христианства и от марксизма в интерпретации А. Буткевича
Публикация №1108466690 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Практически неизвестный в наши дни автор «Очерков партийной психологии», вышедших в Москве в 1907 году под общим заглавием «Ортодоксальный марксизм и православие», развивает религиозную тему применительно к марксизму. Но делает это с неожиданной стороны. Деятели «легального марксизма», будущие «веховцы», взяли на себя труд применить новации Маркса к исконной христианской традиции, дав ей шанс «второго рождения», социальной и философской переориентации православной догматики.
Публикация №1108466663 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
1. В современной культуре налицо тактика избегания слова «революция», которое совсем недавно, еще в 60-70-е годы украшало названия многих модных теорий. Оно не исчерпало полностью свой позитивный ресурс, в частности, довод от революции часто используется в пропаганде для оправдания негативных последствий реформ («А вы что хотели? Это же революция!»), однако, оправдание революцией, уместное иногда, когда оправдана революция, сменилось в конце века новым призывом: «Никаких революций!». Какие смыслы вкладывает современная философия в это требование?
Попытка спецификации культурно-теоретических исследований в немецкой литературе конца ХIХ — начала ХХ века
Публикация №1108466639 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Введение термина «культура» в понятийный аппарат немецкой философско-социологической мысли конца ХIХ-начала ХХ века имело определенную теоретическую и методологическую подоплеку. Прежде всего оно было обусловлено потребностью характерной для немецкой классической философии спекулятивной трактовки истории, при которой историческое, «специфически человеческое» или «неприродное». рассматривалось как внешнее по отношению к эмпирической деятельности людей. Обращение к новому базовому понятию, изначально связанному с конкретными формами человеческой жизнедеятельности, означало новый подход к истории, противоположный идеальным конструкциям гегелевского типа, превращавшим ее в историю абстрактного духа, потустороннего для эмпирического субъекта.
Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции
Публикация №1108466616 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Названия культурная (социальная) антропология, «этнография», «этнология» на протяжении всего ХХ века используются в западной литературе для обозначения практически одной и той же области знания. Предпочтение одного из них, как правило, связано с традициями отдельных стран. Правда, иногда этнография как наука описательная разграничивается с этнологией как знанием теоретическим. Однако эти разграничения очень неопределенны, поскольку в период господства культа эмпиризма ориентация на теорию в западной науке оказалась размытой.
О социальной функции образа рая
Публикация №1108466595 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Согласно вероучениям большинства религий, рай — место вечного блаженства душ праведников. В первом приближении — это образное, красочное, перевернутое и многократно усиленное воплощение человеческих надежд и упований, санкционированное соответствующими культурными институтами и благодаря фиксации в человеческой памяти, но прежде всего благодаря записи, приобретающее объективированный характер. Это дает возможность исследовать образы рая как гуманитарными, «понимающими» методами, так и «строго научными», в частности, социологическими. Здесь можно сослаться на известное в свое время исследование французского социолога Ж. Казенье, посвященное рассмотрению образа рая в различных цивилизациях, и на работы М. Элиаде, не нуждающиеся в особом представлении.
Науки о природе и науки о культуре: попытки синтеза
Публикация №1108466547 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Разведение наук о природе и наук о культуре, предпринятое в немецкой литературе на рубеже XIX и ХХ веков Дильтеем и неокантианцами, было непосредственной реакцией на проникновение в сферу наук о духе (geisteswissenschaften) позитивистских идей и преследовало охранительную функцию, оно должно было узаконить то особое положение, которое занимали последние в немецком гуманитарном и социальном знании. Однако в ходе методологических дискуссий были затронуты и внутренние, очень важные для всего комплекса geisteswissenschaften проблемы, и в ходе их решения были сделаны первые шаги в направлении синтеза наук о природе и наук о культуре.
Массовая культура и «дух эпохи»
Публикация №1108466526 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Определения массовой культуры условно можно разделить на качественные и количественные. В основе качественных определений лежит оценка массовой культуры. Массовая культура противопоставляется здесь элитарной по определенным этическим и эстетическим критериям. Это противопоставление, оформившееся еще в начале ХХ века, сохраняет свое значение и в настоящее время, когда элитарная культура утратила свою аутентичность и если и существует, то воспроизводится по правилам массовой культуры, оно лишь меняет свою перспективу, ориентируясь на прошлое. Речь идет прежде всего о хорошо известных антидемократических и антибуржуазных концепциях, где появление массовой культуры рассматривается как угроза ценностям высшей культуры, как знак гибели культуры вообще. Но не только о них.
Публикация №1108466500 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В данной лекции речь пойдет не столько о концептуальном, сколько о смысловом соотнесении понятий культуры и цивилизации. Оно имеет важное значение для культурологии, поскольку данные понятия в процессе использования обросли множеством смыслов и употребление их в современном дискурсе постоянно требует уточнений. Уточнение понятий — необходимая сторона любого гуманитарного знания, так как его терминология, в отличие от естествознания, лишена жестко фиксированных смыслов. Проследить взаимоотношение этих терминов важно и потому, что их противопоставление оказало большое влияние на формирование предметной, тематической области наук о культуре, обусловив появление в них в ХХ в. особого проблемного поля: «культура и цивилизация».
Две книги — два образа культуры
Публикация №1108466480 15 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Книга — образ, используемый в постмодернистской литературе (Деррида, Делез) для характеристики способа мышления западной культуры и для уяснения того пути, каким она шла до сих пор. Речь идет не столько о книге как таковой, хотя и о ней тоже, поскольку современная культура имеет письменный характер и книга давно стала ее символом, сколько об особой модели репродукции и парцелляции мира.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK