СУЩНОСТЬ ВРЕМЕНИ И ЕГО ВЕЛИЧИНЫ
Публикация №1108632192 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Сущность времени - движение. Такова известная общая формула решения проблемы времени философами- материалистами, выражающая совокупный практический опыт познания временного явления. Однако это лишь исходная посылка, выбор пути решения данной проблемы. Следующий же шаг в этом направлении требует наполнить эту формулу более конкретным содержанием, требует найти "причину", "зародыш" времени в каждом из материальных процессов, проследить, КАКАЯ ИМЕННО СТОРОНА, ГРАНЬ протекания этих процессов несет в себе временные свойства, абстрагируется в понятие "время". Что и осуществляется в данном философском исследовании, выявляющем внутреннюю, генетическую связь движущейся материи и времени.
Русская литература второй половины XVIII века как практическая философия
Публикация №1108632168 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
«Одной из особенностей русской средневековой культуры был особый авторитет Слова. Слово совмещает в себе и разум, и речь, и одно из наименований Сына Божия, и данный им людям закон. <…> Слово никогда не ставится в один ряд с другими искусствами: они получают авторитет извне, от сакральных или феодальных ценностей. Слову же авторитетность присуща имманентно, как таковому. <…> В этом смысле естественно, что когда место религиозного авторитета оказалось вакантным, его заняло искусство Слова. <…> Заменив сакральные тексты, литература унаследовала их культурную функцию» (Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVIII века. Т. 4. (XVIII – начало XIX века). М., 1996. С. 88–89). Это предопределило своеобразие национальной концепции литературы как отрасли духовной жизни общества.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ И ПОНЯТИЕ ЖИЗНИ
Публикация №1108632146 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В дневнике М.М.Пришвина есть такая запись: «Чем дальше человек от действительности - вот удивительная черта,- тем прочнее держится он. Пример - я как писатель. Лосев как философ» (1,532). Эта мысль представляется более естественной для мыслителя XIX века, однако, она была записана в конце 30-х годов XX века. Кем же представляет себя автор приведенной цитаты? Сам Пришвин по этому поводу писал: «Останусь ли я для потомства обычным русским чудаком, каким-то веселым отшельником, или это до смешного малое дело выведет мысль мою на широкий путь и я останусь пионером-предтечей нового пути постижения «мира в себе» (5,191).
О роли «экспериментального» метода в политико-философской системе Ж. де Местра
Публикация №1108632119 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В иерархии наук, предложенной Ж. де Местром, политика занимает третье, после теологии и морали, место и рассматривается как наука управления людьми. В силу своего предмета наука о политике не может избежать божественного влияния: только в свете этого влияния возможно определить ее цели и методы, а также выйти за пределы скрывающей истину очевидности. Ибо, по мнению де Местра, в политике очевидность чаще всего является ложью, не позволяющей проникнуть в суть политических процессов. Цель науки о политике — не аппелировать к очевидному, а раскрыть законы, управляющие политическим миром, определив тем самым границы человеческого действия в этой области и устранив из этой науки интеллектуальный произвол и анархию.
Литературные референции в «Журнале джентльмена» П. Моттэ и «Афинском вестнике» Дж. Дантона
Публикация №1108627262 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Важным этапом развития английской литературной критики было освоение периодических изданий, начавшееся в XVII столетии. Оно было связано с процессами становления типологических основ газетно-журнальных форм и дифференциации английской печати. Необходимость жанрового и идейно-содержательного разнообразия периодики, возросшие духовные запросы общества, динамичное развитие эстетической мысли в Англии эпохи Реставрации стали факторами, обусловившими проникновение литературно-критических идей на страницы газет и журналов.
Публикация №1108627210 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Термин "деконструкция" связывается нами с одним именем -- именем Жака Деррида; иные имена упоминаются лишь иногда. Но деконструкция прежде всего была не школой с учителем и его последователями-учениками, но спором разных авторов, объединенных не столько общими теоретическими предпосылками, сколько сходством применяемых процедур прочтения. Не стремясь поэтому к едва ли достижимой цели определения деконструкции, воспринимая ее здесь просто как теорию и технику многоязычия, в соответствии слову Деррида, как то, что plus d'une langue (см.: Derrida J. Memoires. N. Y.; Columbia U. P., 1986. P. 15), заключим, что для ее осуществления необходимо разнообразие вариантов; ее сущности наилучшим образом соответствует множество независимых авторов.
М. Е. Салтыков-Щедрин: "Сказки" и философия
Публикация №1108627185 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. В ней обычны слова и выражения: "жили-были", "братец", "сестрица", "дед", "баба", "избушка", "пекли пироги", "поеду за рыбой", - а реальный мир преображён. Мы узнаём его и не узнаём.
В мире сказки всё интересно, читатель не замечает, как оказывается во власти вымысла. Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, враждуют, дружат. Сам собой является вопрос: что это - досужая выдумка? Михаил Васильевич Ломоносов признал у сказочного вымысла серьёзное значение. По его словам, издревле в сказках всех народов мира ведётся правило придавать "бессловесным животным слово". Фантастический вымысел, как считал Ломоносов, есть идея, противная человеческим обыкновениям и натуре. В сказках всегда повествуется о чём-то невероятном, невозможном в реальной жизни. Однако фантастический вымысел заключает в себе, как говорил Ломоносов, "идею обыкновенную и натуральную", то есть в вымысле есть и правда. Великий русский учёный писал, что благодаря фантастическому вымыслу "обыкновенная и натуральная идея", то есть жизненная правда, выражается "сильнее", чем если бы повествование велось без вымысла.
Публикация №1108627166 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В обществе существует власть - человек или группа, "оказывающая определяющее воздействие на деятельность и поведение людей". Хотелось бы знать, на что направлено это "определяющее воздействие", каковы чаяния (а не декларации) власти?
Вспомним историю. В России люди традиционно объединяются именно вокруг идеи. Пока у общества была уверенность, что КПСС строит Коммунизм, партия обладала реальной полнотой власти. И эту власть ей обеспечивала коммунистическая идея. Но всякая власть представлена людьми, у которых разные интересы.
Публикация №1108627143 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
Три обстоятельства позволяют нам ставить вопрос о русской ре-лигиозной философии в его общей, подытоживающей форме. 1) По-сле начала второй мировой войны 'скончалось несколько выдающих-ся русских религиозных мыслителей: Д. С. Мережковский, П. Б. Струве, о. Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Г. П. Федо-тов, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин. Их смерть подвела итог не только их личному творчеству; она заставила также отчетливее этцутить те общие рамки, в которых они, при всех их различиях, а нередко и отталкиваниях, творили. 2) В последнее время вышли капитальные труды по истории русской философии, принадлежа-щие перу двух ныне здравствующих религиозных философов: проф. прот. В. В. Зеньковского и проф. Н. О. Лосского. К их трудам при-мыкает также вышедшая в 1946 году книга Н. А. Бердяева "Рус-ская идея (Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в.)", и - отдельно - изданная Чеховским издательством по-смертная книга Б. П. Вышеславцева "Вечное в русской филосо-фии". После появления этих трудов даже скептики должны при-жать факт существования и объективной ценности русской фило-софии вообще, и русской религиозной философии в частности и в эсобенности. 3) С 1955 года ведущие советские идеологические орга-ды - "Коммунист", "Вопросы философии" и другие - считают не-)бходимым выступать против русских религиозных философов, ста-эя советской философии, в качестве одной из ее существенных за-^ач, задачу опровергнуть их идеи. Теперь уже не должно быть ни-какого сомнения не только в отвлеченной идейной значимости рус-жой религиозной философии, но и в ее практическом значении, как идейного оружия в борьбе против марксистско-коммунистической идеологии.
Полпред российской школы прикладной механики
Публикация №1108627121 17 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
В 1935 г. главным событием, связанным с судостроением и морским транспортом, стал трансатлантический рейс французского пассажирского лайнера "Нормандия". Комфортабельный корабль водоизмещением 83 400 т и длиной 313 м с 1070 пассажирами и 1215 членами экипажа на борту проделал путь из Гавра до Нью-Йорка за 4 суток 3 ч и 5 мин со средней скоростью 29,68 узла в час (в обратном рейсе 31,2 узла). Французское судно установило, таким образом, мировой рекорд наименьшей продолжительности перехода через Атлантику и наивысшей средней скорости, что было отмечено специальным призом "Голубая лента Атлантики".
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK