Главная → ФИЛОСОФИЯ → Коучинг как особый стиль обучающего взаимодействия
Дата публикации: 01 августа 2008
Автор(ы): Дедюлина Марина Анатольевна, Папченко Елена Викторовна →
Публикатор: Дедюлина
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1217583027
Дедюлина Марина Анатольевна, Папченко Елена Викторовна, (c)
Мобильность современного мира порождает социальную мобильность человека. Следующие один за другим технологические перевороты в производстве ставят человека в ситуацию необходимости переучиваться.
Сегодня тема коучинга стала одной их самых востребованных в области управления современными процессами. Если в России интерес к данной проблеме относительно нов, то на Западе парадигма коучинга как особого стиля обучения возникла на основе передовых подходов в области наставничества, бизнес - консультирования, практической психологии.
По утверждению Э.М.Гранта, «коучинг – это сфокусированный на решении, ориентированный на результат и системный процесс сотрудничества, в ходе которого коуч содействует улучшению выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта, самостоятельному научению и личностному росту людей из нормальных (т.е. не клинических) популяций». Иными словами коучинг- это содействие позитивным изменениям. Главное достоинство его заключается в том, что он применим на индивидуальном уровне.
Так, Э.Грант и Дж.Грин выделяют три модели изменений с позиции коучинга:
Теория поля К.Левина (1947),
Транзиционная модель изменений Бриджеса (1986),
Транстеоретическая модель Прохазки Ди Клементе (1982).
Опираясь на них можно выделить три типа коучинга:
1. коучинг, связанный с навыками;
2. коучинг, связанный с выполнением работы;
3. коучинг, связанный с развитием.
Основная цель первого – повышение специфических навыков и умений: определение актуального уровня навыков и их дефицита; обучение новым навыкам и предоставления возможности их тренировки; обратная связь по поводу приобретенного навыка. Целью второго является поддержание требуемого изменения поведения и улучшения выполнения работы. Третья разновидность коучинга является самой сложной, так как он связан с личностной проблематикой, например, связанной с учебой, профессией, карьерой и т.д. Особую актуальность коучинг приобретает в связи с развитием и становлением в России инновационного образования. Построение в вузе такого образования предусматривает создание эффективной инфраструктуры обучения. Составным элементом ее может быть, на наш взгляд, формирование на факультетах в вузе коучинг центров. Управление им предполагает обучение в следующих направлениях: тренинг, наставничество, консультирование, линейный менеджмент.
Следовательно, коучинг центры должны будут осуществлять свою деятельность, опираясь на три, вышеперечисленных типа коучинга. Так, коучинг, связанный с навыками необходим для повышения уровня педагогического мастерства у преподавателей-стажеров. Коучинг, связанный с выполнением работы позволит осуществлять бизнес – консультирования. Но самым, важным, на наш взгляд, будет деятельность коучинга, связанного с развитием. Этот тип поможет первокурсникам адаптироваться к учебе в вузе.
Для иллюстрации деятельности коучинг центра посмотрим, например, в каких случаях необходимо применять коучинг в работе со студентами.
Методика:
1. Основанием для проведения коучинга является высокий процент неудач в учебе среди студентов первокурсников.
2. Запрос на коучинг делается в результате посещения добровольных исследовательских клубов ( например, раз в неделю, проводит один из группы коучей факультета).
Как, правило, первый раз студенты посещают их, находясь в «черной полосе жизни» (провал рейтингов, экзаменов; страх по поводу несоответствия требуемым стандартам). Основная проблема: невозможность сдать рейтинги, экзамены, но на самом деле причина в специфике обучения в вузе.
3. Индивидуальный коучинг студента.
Общение между коучем и студентом характеризуется четкой структурой:
описание трудностей и их симптомов;
суммирование;
изменение восприятия;
идентификация возможностей;
реализация.
В основе коммуникации должен быть положен неформальный стиль общения. Дело в том, что анонимность вместе с неформальностью помогает студентам- первокурсникам чувствовать себя в достаточной безопасности для того, чтобы открыто и честно обсуждать свои проблемы.
Опубликовано на Порталусе 01 августа 2008 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): коучинг →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK