Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н. Значение трансценденталистского подхода для подготовки клинических психологов

Дата публикации: 03 сентября 2009
Автор(ы): Н.Н. Карпицкий
Публикатор: Uguns
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1251990595


Н.Н. Карпицкий , (c)

Карпицкий Н.Н. Значение трансценденталистского подхода для подготовки клинических психологов // Специализация преподавания гуманитарных дисциплин в высшей медицинской школе. Сборник материалов Всероссийской научно-методологической электронной конференции (3-18 ноября 2007 г.). – Курск: ГОУ КГМУ Росздрава, 2008. – 160 с. – С. 50-57.

Подготовка психологов на факультете клинической психологии в Сибирском государственном медицинском университете ведется по двум направлениям: изучение психофизиологии человека и ориентированное на психологию изучение гуманитарных дисциплин. Особое значение при подготовке специалистов-психологов имеет изучение философской традиции трансцендентализма.
Психическая жизнь человека в равной степени интересует как философов, так и психологов, однако их методы изучения различны. Психология – это прежде всего наука. Она ориентирована на получение общезначимого проверяемого знания, и поэтому позволяет изучать только тот пласт психической жизни, который подчинен закономерностям, проверяемым независимым наблюдателем. Не обусловленные закономерностями психические явления принципиально не могут быть предметом научного рассмотрения, однако они могут стать предметом изучения философии.
Научные понятия соотносятся с отдельными свойствами предмета, при этом они абстрагированы как от других свойств, так и от самого предмета. Научное понятие относится не к самому изучаемому предмету, а лишь к идеальному объекту, в котором представлены выделенные частные свойства. Под научное описание попадает не сам объект, а только закономерности, в соответствии с которыми эти свойства проявляются. Философские понятия формируются не путем абстрагирования от предмета, а путем смыслового обобщения всех возможных свойств предмета. Смысловое обобщение выявляет сущность, объединяющую разнообразные свойства в единый предмет. Поэтому обобщающий смысл соотносится с любыми свойствами предмета, включая и те, которые не подпадают под определенные закономерности.
В силу этого философия позволяет рассматривать свободу воли, самоопределение личности и другие явления психической жизни, которые оказываются за пределами психологических закономерностей. Психология как наука может ставить вопрос не о самой свободной личности как таковой, а о тех психологических закономерностях, с которыми сталкивается эта личность. Психолог может признавать или нет свободную волю как фактор психической жизни, однако у него нет средств для ее описания. Включение гуманистической психологией в научное описание феномена свободы воли неизбежно повлекло отход от строгости научного описания. Поэтому только на основе четкого разграничение философского и научно-психологического подхода к явлениям психической жизни можно определить, в какой степени они могут друг друга дополнять.
Психологическое изучение человеческой души опирается на наблюдение и эксперимент. Неподчиненное закономерности свободное волеизъявление личности может быть рассмотрено лишь как единичный факт, который оказывается за пределами психологического описания. Можно описать, с какой именно психологической ситуацией сталкивается свободная личность и мотивации ее поступков, но ни саму свободную личность, ни сами ее будущие поступки. В лучшем случае описанию подлежит лишь психологическая структура личности, представляющая собой устойчивую систему ее внутренних мотиваций.
В связи с этим возникает проблема границы психологического описания. Ведь психологическая мотивация не детерминирует действие, и на одну и ту же мотивацию личность может отреагировать совершенно по-разному. Однако строгость научного описания предполагает выявление необходимых закономерностей. В силу этого наиболее вероятная реакция на мотивацию начинает рассматриваться в качестве необходимой, что позволяет абстрагироваться от фактора свободы воли. Чтобы говорить о свободной реакции на мотивацию следует выйти за ограниченность естественнонаучного понимания причинности, в соответствии с которой всякое явление должно иметь предшествующую причину.
В соответствии с таким узким пониманием причинный ряд рассматривается в хронологической последовательности. Поскольку предшествующая психологическая мотивация не детерминирует ответное действие, она выступает не в качестве его причины, а в качестве повода. Действие становится свободным от предшествующих факторов, поэтому его описание невозможно в рамках хронологической обусловленности. Тем не менее оно вполне возможно в рамках трансцендентальной обусловленности. Поэтому при изучении психологических феноменов жизни психологический подход может быть дополнен трансценденталистским.
Термин «трансцендентальный» характеризует априорное знание. И. Кант называл трансцендентальной ту форму разума, которая структурирует априорное знание. Во многих случаях термины «трансцендентальное» и «априорное» взаимозаменимы. Дальнейшее развитие трансцендентализма позволило понять трансцендентальную сферу не только как формальную структуру разума, но и как структуру человеческой экзистенции, т.е. как динамическое и историчное бытие. В этом широком смысле к трансцендентальному относится все содержание человеческого бытия, которое априорно упорядочивает познание и мир, в котором человек живет. Это позволяет выявить трансцендентальный характер волевого и ценностного самоопределения личности.
Трансценденталистский подход к психике предполагает описание априорных структур, задающих смысловое содержание психических явлений. Эти структуры усматриваются интуитивно, метод их познания носит умозрительный характер, а достоверность полученного знания проверяется не наблюдением, а возможностью выстроить целостное представление о человеческом сознании и опыте в соответствии с другими его интуициями. Однако психологическое познание предполагает обобщение данных, полученных методами наблюдения и эксперимента. Его истинность определяется возможностью удостоверения независимым наблюдателем. Умозрительное познание априорных структур не удовлетворяет требованию научной верифицируемости, поэтому их выявление неизбежно оказываются за пределами возможностей психологии как науки. Поскольку философское обоснование истины принципиально отличается от научного, истинность описания априорной структуры психики имеет свое философское обоснование, отличное от психологического.
Для И. Канта истинность такого описания базировалась на интуитивной очевидности априорного. В этом есть своя логика: раз априорная структура лежит в основе познания, то ее невозможно поставить под сомнение в процессе познания. Метод ее познания будет заключаться в очищении интуитивно очевидного от всего, что случайно и сомнительно. Именно таким путем идет Э. Гуссерль, формулируя феноменологический метод. «Археология очевидностей» становится основным методом традиции трансцендентализма, требующим строгого и логичного критического анализа, в соответствии с которым интуитивно очевидное отграничивается от всего остального.
Для И. Канта и Э. Гуссерля была характерна вера в возможность выявления универсальной и общезначимой априорной структуры сознания. Если бы это удалось, то обосновать взаимодополнительность трансценденталисткого и психологического подхода было бы значительно проще, так как описание априорного удовлетворяло бы требованию общезначимости. Однако уже М. Шелер обосновал, что априорное может быть не только всеобщим, но и уникальным, присущим только одной личности. Кроме того, в основе своеобразия каждой культуры лежат собственные априорные принципы. Это требует корректировки обоснования истинности описания априорного. Поэтому истинность в данном случае следует определять как соответствие собственному самосознанию и личностному опыту.
Это позволяет философу выявлять априорную структуру собственной уникальной личности, в которой он выражает себя. Реализация данной возможности породила философию экзистенциализма. Общезначимость здесь относится не к самому описываемому опыту, а к методам описания, в соответствии с которыми независимый наблюдатель может повторить все шаги мысли философа и понять уникальность личного жизненного опыта. Такая коррекция понимания истинности открывает новые возможности: можно изучать априорную структуру уникального психического содержания, которое принципиально не укладывалось в наблюдаемые психические закономерности. Например, психические явления, обусловленные уникальным чувством внутреннего долга, совести и т.д. Это позволяет также говорить не только об общезначимых ценностях, но и о неповторимом ценностном самоопределении, в котором личность отличается от других личностей.
Ценность – это особый смысл, наделяющий значимостью явления, события, поступки, цели и т.д. Если для акта мысли необходимо актуальное наличие смысла в умозрении, то для волевого поступка совершенно не обязательно умозрительно представлять ценность, она и так имманентна волевому намерению. В этом заключается специфичность ценности по отношению к другим смыслам. Из этого следует, что ценности не предзаданы в качестве смысловых определенностей, но формируются в самоопределении свободной воли. Однако свободу нельзя обосновать эмпирическими методами, так как свободное самоопределение первично эмпирическому бытию и не детерминировано им. Поскольку ценностное самоопределение определяет прочие феномены психической жизни, оно носит трансцендентальный характер. Чтобы обосновать возможность свободного самоопределения необходимо провести различие между хронологической и трансцендентальной обусловленностью.
Естественнонаучное понимание причинности фиксирует хронологическую обусловленность, в соответствии с которой каждое событие имеет предшествующую причину. Эмпирический подход на основе метода наблюдения и эксперимента побуждает перенести принцип хронологической обусловленности на область психической жизни, что не всегда оправдано. В этом случае все поступки человека истолковываются как обусловленные только его восприятием эмпирической ситуации, психологическим складом, предшествующим опытом и знаниями. Однако у человека всегда остается возможность поступить вопреки этой обусловленности. Он способен сам формировать мотивацию своих поступков независимо от внешних мотиваций. Независимая от эмпирических и психологических обстоятельств мотивация задается человеком сообразно с данной во внутреннем самоопределении ценностью. Хотя этот процесс самоопределения осознается во времени, тем не менее это не отменяет его первичности по отношению к любому другому данному во времени содержанию. Следовательно, процесс ценностного самоопределения носит трансцендентальный характер и не может быть описан в соответствии с эмпирическими методами психологии.
Априорное первично по отношению ко всему тому, что протекает во времени. В этом смысле априорное вневременно. Однако вневременность не следует сводить только к предзаданной неизменной определенности. Вневременное также может обладать своей динамичностью и внутренним становлением. Например, самость человека первична по отношению к любому эмпирическому содержанию, протекающему во времени. Это проявляется в том, что человек в акте самосознания соизмеряет любое свое эмпирическое проявление с внутренним чувством себя – самостью. Вневременность самости заключается не в том, что она якобы «находится» где-то за пределами времени, а в том, что в каждом конкретном моменте времени она обнаруживается как первичная по отношению к любому темпоральному содержанию. Содержание самости раскрывается в своем внутреннем генезисе за пределами эмпирической обусловленности. Иначе говоря, самость содержательно определяется в акте самоопределения свободной воли, которая первична по отношению к психической и эмпирической сфере.
Если личность рассматривать только с эмпирической позиции, то тогда невозможно обосновать свободу воли: каждый психический акт предполагает свою обусловленность предшествующим психическим актом. Эту последовательность взаимообусловленности, которая не оставляет места для проявления свободы воли обозначим как «хронологическая обусловленность». Однако самоопределение воли не детерминировано предшествующими психологическими актами и может быть описано как процесс в моменте настоящего – «теперь». Опыт самообнаружения существования всегда раскрывается в модусе настоящего времени. Прошлое также проживается в настоящем (память, ретенция), при этом «прошлое само по себе» – всего лишь абстракция. Поэтому и обусловленность настоящего прошлым существует лишь в абстрактном представлении.
В соответствии с хронологическим пониманием обусловленности свободный акт самосознания должен совершаться по отношению к знанию, которое ранее было помещено в человека извне: акты мышления и самосознания обуславливают акт свободной воли, который в свою очередь обуславливает новую ситуацию, связанную с новыми актами мышления и самосознания. При таком понимании приходится признать иллюзорность свободы воли.
В соответствии с трансцендентальным пониманием свободы воли, акты мышления и самосознания сами как таковые являются процессом самоопределения свободной воли. Свободный акт воли самообнаруживается в имманентных себе актах мышления и самосознания, и поэтому он не детерминирован предшествующими актами.
Полемика по поводу свободы воли между трансценденталистами и эмпириками очень напоминает спор между рационалистами и эмпириками. Эмпирики обосновывают свою позицию ссылкой на поэтапное развитие человека, которому, прежде чем выносить суждения, нужно иметь какие-либо эмпирические знания. В качестве неявной предпосылки здесь присутствует хронологическое понимание обусловленности. Рационалисты указывают, что любой акт восприятия уже предполагает наличие какой-либо смысловой структуры, которая делает его возможным. Причем наличие подобных структур обнаруживается в любом проживаемом в модусе настоящего моменте «теперь» безотносительно к последовательности течения времени. В данном случае подразумевается трансцендентальное понимание обусловленности.
Трансценденталистский и психологический подходы вполне могут быть согласованы в психологических исследованиях только при условии их четкого разграничения. Психологическими методами можно описать не саму свободу воли, а психологическую ситуацию, в которой совершается свободное действие. Однако само свободное действие создает новую ситуацию, в которой также можно выделить вновь образовавшиеся закономерности. Обоснование возможности действовать требует применения трансценденталистских методов, а описание психологических условий действия и их последствий – психологических.
Трансценденталистский подход позволяет выявить базовые структуры психики, которые задают форму проявления психологических явлений. Казалось бы вполне достаточно обобщить наблюдаемые психологические явления чтобы выявить лежащие в их основе базовые априорные структуры. Однако такое обобщение допускает произвольный синтез эмпирического материала, позволяя обосновать практически любые концепции. Произвольность синтеза позволяет подогнать под теорию любые факты, в силу чего она становится нефальсифицируемой, а значит и ненаучной.
Примером тому может служить теория сексуальности З. Фрейда, который ошибочно полагал, что базовые структуры бессознательного можно определить чисто психологическими методами наблюдения и анализа. Однако эмпирическое обобщение фактов у Фрейда производится таким образом, что любой новый факт можно подогнать под заданную теорию. С такого рода допущениями можно выстроить какую угодно альтернативную концепцию, которую также будут подтверждать любые эмпирические факты. Проблема в том, что при переходе от обобщения эмпирической информации к априорным структурам мы не обладаем критериями, позволяющими определить обоснованность именно этого способа обобщения. Лишь трансценденталистский подход раскрывает смысловую необходимость априорной структуры психики, при этом психологические методы хотя и не позволяют обосновать эту структуру, однако позволяют изучать конкретные психологические ситуации в соответствии с выделенной априорной структурой. Например, мы вполне можем пользоваться психологическими методами, применяя на практике теорию сексуальности З. Фрейда, однако этих методов недостаточно, чтобы доказать необходимость и обоснованность данной теории.
Иначе говоря, трансценденталистский подход позволяет обосновать априорную возможность психологических ситуаций, а психологический подход позволяет описывать закономерности, которым подчинены определенные этими априорными предпосылками психологические ситуации. Трансцендентальное не выводится из психологической ситуации, тем не менее задаваемая трансцендентальными принципами ситуация описывается психологическими методами. В зависимости от характера трансценденталистской позиции возможны различные варианты согласования философского знания и психологического исследования.
Понимание трансцендентального как формы познания и психической жизни позволяет выявить необходимый характер связи между наблюдаемыми психическими явлениями.
Понимание трансцендентального не только в формальном, но и в содержательно-смысловом аспекте как эйдетической основы сознания позволяет открывать в психической жизни целостные явления, несводимые к своим психическим составляющим, как это можно наблюдать на примере гештальт-психологии.
Понимание трансцендентального как сферы свободного самоопределения позволяет понять осмысленность жизни, ценностные и жизненные ориентиры, которые задают принципиально новую психологическую ситуацию. Невозможно описать в соответствии с психологическими закономерностями смысл жизни человека, его духовные ориентиры, однако вполне можно психологически описать человеческую ситуацию в связи с тем или иным ценностным самоопределением, как это можно видеть на примере экзистенциальной психологии. Выделение априорной структуры человеческой экзистенции относится к задачам экзистенциальной философии, однако рассмотрение психологической ситуации человека, определенной его экзистенциальным выбором, предполагает применение психологических методов.
Сейчас уже очевидно, что ни одна культура не может претендовать на исключительную истинность своих исходных предпосылок по отношению к другой культуре. Но если это так, то мы утрачиваем опору на казавшиеся незыблемыми априорные истины. В силу этого возникает новая философская задача проблематизации априорной смысловой структуры, результатом чего должно стать понимание трансцендентальной сферы в ее внутреннем становлении.
Априорная структура мироописания отфильтровывает все, что не укладывается в космос данной культуры, выявляя лишь один из возможных срезов реального мира. В силу этого различные априорные структуры мироописания обуславливают различные, но равноправные космосы культур. Чтобы понимать другую культуру, необходимо проблематизировать любые определенные формы сознания.
Эта проблематизация требует радикализации феноменологического метода. Э. Гуссерль ставит под сомнение все эмпирическое и случайно-психологическое, открывая за этим пласт смысловой определенности, понимаемый им как самоочевидности сознания. Однако всякая определенность, в том числе и смысловая - не первичный опыт, а результат работы сознания, и поэтому также должна быть проблематизирована.
В соответствии с трансценденталистским подходом я выделяю критически-феноменологический метод, проблематизирующий априорные данности сознания, благодаря чему в их основании выявляется первичный опыт, который понимается процессуально, т.е. в движении от первичной неопределенности к определенной данности. Благодаря этому можно описать сам процесс формирования априорной структуры смыслового и эмоционального бытия, выявляя возможность альтернативных априорных структур, определяющих различные космосы культур, что позволяет также понять психологические традиции иных культур.
При подготовке психологов особый интерес представляет психологическая традиция вед и буддизма, в которой религия, философия и психология совпадали. Индийский космос подчинен не физическим законам, а психологическим – это психокосмос. Космогенез переводим на язык психологии, а путь освобождения предполагает разработку всевозможных психосоматических практик. Освоение психологических традиций восточных культур позволяет существенно расширить методы психологии и обогатить их тщательно разработанным категориальным аппаратом.
Поэтому изучение трансценденталистского подхода должно стать неотъемлемым элементом подготовки специалистов психологов.

Опубликовано на Порталусе 03 сентября 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама