Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н., Тарнапольская Г.М. Авторитарные идеологии и спонтанность истории

Дата публикации: 03 сентября 2009
Автор(ы): Карпицкий Н.Н., Тарнапольская Г.М.
Публикатор: Uguns
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1251990937


Карпицкий Н.Н., Тарнапольская Г.М., (c)

Карпицкий Н.Н., Тарнапольская Г.М. Авторитарные идеологии и спонтанность истории // Толерантность в России: история и современность, всероссийская науч.-практ. конф. (2007; Волгоград). – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2008. – 228 с. – С. 112-113.

Отношение людей к авторитарным идеологиям во многом определяется устойчивыми предрассудками, которым соответствуют те или иные формы восприятия современной исторической ситуации. Выделим их.
1. Мифологическое восприятие, которое формируется на основе стремления человека примириться с внешним миром. Жизнь непредсказуема и полна неожиданностей, которые несут трагедию и страдания. Примириться с ними можно, если увидеть, что они не случайны, а осмыслены. Поэтому мифологическое мышление не терпит вопросов, проблем и вообще ничего непонятного. Этим оно отличается от рационального мышления, которое проблематизирует действительность, т.е. ставит новые вопросы. Для примирения с действительностью человеку нужно избавиться от вопросов, понять, что все происходящее осмыслено и объяснимо. Для этого он, как показал французский исследователь мифологического мышления М. Элиаде, соотносит все содержание своей жизни с мифологическим архетипом. То, что соответствует архетипу – осмыслено, все что не соответствует – случайно и не может считаться подлинно существующим. Мифологическое сознание предполагает пассивное подражание архетипу, не требующее от человека никаких психологических усилий. В соответствии с этим происходит идеализация действительности.
Не только архаичный, но и современный человек стремится к тому, чтобы все, что происходит в его жизни, имело положительное осмысление. Среди массы людей, как правило, преобладает определенный тип, который принципиально не может жить в разладе с миром, и поэтому обращается к такой политической идеологии, которая эксплуатирует архетип положительного осмысления современной исторической ситуации. Этим пользуются авторитарные идеологии, в соответствии с которыми образ власти становится мифологическим архетипом осмысления реальности: все положительное в жизни трактуется как дар власти, все остальное не имеет права на существование. Носители мифологического сознания не приемлют ни фашизма, ни коммунизма, пока эти политические течения остаются маргинальными. Но стоит подобным течениям превратиться в государственную идеологию, как данный тип людей становится их надежной социальной опорой.
2. Мифо-романтическое восприятие. Источник его формирования лежит в противоречии между мифологическим архетипом и автономной субъективной эмоциональной сферой человека. Это противоречие разрешается в ориентации на романтический идеал, который воплощается во всевозможных социальных утопиях.
С позиции мифологического мировосприятия воплощение архетипа в действительности представляется как единственно возможный способ осмысления, в котором невозможно разочароваться. Мифо-романтическое осмысление требует психологических усилий для того, чтобы соотнести внутреннюю психологическую сферу с романтическим идеалом. Когда это не удается, происходит разочарование в действительности. Если в мифологическом восприятии действительность идеализируется, то в мифо-романтическом восприятии эта идеализация воплощается в отдаленном утопическом идеале.
Мифо-романтическое разочарование в действительности эксплуатируют маргинальные тоталитарные идеологии – коммунизм и фашизм, предлагая социальные и национальные утопии. Однако когда данные идеологии превращаются в государственные, то носители мифо-романтического мышления быстро разочаровываются в них и находят альтернативные утопические идеалы.
3. Прагматико-рациональное восприятие, в соответствии с которым примирение с действительностью достигается не путем ее целостного переосмысления, а путем фрагментации ее восприятия. Пусть жизнь непредсказуема и непонятна, однако вполне можно приспособиться к какой-то отдельной ситуации. Носители такого восприятия равнодушны к любой идеологии, ориентированы на конформизм и воспринимают любые убеждения с известной долей скептицизма и цинизма. По сути, они не являются ничьим сторонниками, но в силу своего прагматизма сотрудничают только с наиболее сильной стороной. В авторитарных режимах они составляют костяк госаппарата. Их преобладание во властных структурах обусловлено тем, что с административной работой не могут справиться носители мифологического сознания. Хотя они и являются верными сторонниками репрессивных режимов, тем не менее, они не способны принимать ответственных решений, поскольку действительность представляется им в абстрактном идеализированном виде. Носители мифо-романтического сознания для аппаратной работы просто опасны в силу своей склонности разочаровываться в идеалах. Именно поэтому в госструктурах преобладают прагматичные и циничные конформисты.
4. Личностное восприятие, при котором значимость имеют только личностные отношения, а общество и весь окружающий мир осмысляются только через соотнесенность с ценностью личности. Носители личностного восприятия равнодушны к любым общественным ценностям, но непримиримы к идеологиям, отрицающим ценность личности. Поэтому они, по своей природе, ни в какой форме не приемлют коммунизм и фашизм. Защищая ценность личности, подобные люди склонны вставать на либеральную и правозащитную позиции. В современных условиях они образуют непримиримую либеральную оппозицию любому авторитарному режиму. Только с позиции личностного восприятия становится возможным понять спонтанность истории, которая не укладывается ни в какие идеологические модели.
Общество обретает устойчивость благодаря равновесию эгоистических интересов. Общественные науки изучают, по каким закономерностям устанавливается это равновесие. В историческом процессе эти закономерности описываются как «исторические закономерности». Они носят инерционный характер, и, как всякая инерция, могут затухать. Историческая инерция интегрирует инерционность человеческих воль (т.е. наклонность людей к эгоизму и конформизму). Поскольку эгоистические желания человека всегда противоречивы, его психическая активность сжигается в борьбе разнородных желаний. Это ведет к затуханию исторической инерции и расчищает место для спонтанных исторических процессов.
Историческая спонтанность возникает тогда, когда люди поступают не в соответствии со сложившимся равновесием интересов, а свободно, втягивая в свою деятельность других людей. Тогда в истории происходит нечто такое, что не может быть предсказано. Спонтанные процессы возникают лишь тогда, когда психическая энергия людей начинает аккумулироваться. Для этого необходимо наличие двух факторов: неэгоистический стереотип поведения и новое коммуникативное пространство.
Поскольку неэгоистический стереотип поведения снимает противоречия между желаниями, то взаимоотрицавшиеся психические импульсы в новой ценностной ориентации перенаправляются на творчество, усиливаясь через взаимосогласование. Чтобы новая ценностная ориентация затронула других людей, необходимо общее коммуникативное пространство. Если такого пространства не возникает, то творческие импульсы отдельных людей поглощаются исторической инерцией. Если же новая ценностная ориентация распространяется по общему коммуникативному пространству, то формируется новый неэгоистический стереотип поведения, который как линза фокусирует человеческую активность, переламывающую историческую инерцию.
Отсутствие организованного сопротивления авторитарным режимам, как правило, объясняется разрушением общих коммуникативных пространств. Это позволяет власти безболезненно подавлять отдельные группы населения.
Поражение либеральных партий от преемников старого режима в ряде стран после распада советской системы объясняется тем, что они были ориентированы не на формирование новых коммуникативных пространств, а на формирование бюрократических структур, в той или иной степени интегрированных в систему, которой они оппонировали. Однако зачистка социального поля авторитарными режимами расчищает место для новых спонтанных процессов, которые, правда, могут и не возникнуть. Тут все зависит от свободной воли конкретных людей.
Исторические сдвиги не возникают по плану, а творческая активность не может проснуться по заказу. Активному человеку, так или иначе, придется считаться с социальной инерцией. Но не все так плохо, ведь он может, предоставив деградирующую авторитарную власть ее судьбе, заниматься конкретными малыми делами, а именно – формированием новых областей общения на основе общих творческих интересов. Спонтанные исторические процессы подобны ураганам, ломающим авторитарные системы, однако зарождаются они в очень небольших пространствах творческого общения людей, как правило, далеких от политики.

Опубликовано на Порталусе 03 сентября 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): история, идеология, миф, авторитаризм, философия истории



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама