Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н. Выявление априорной структуры индийской картины мира на основе текста Махабхараты

Дата публикации: 03 сентября 2009
Автор(ы): Н.Н. Карпицкий
Публикатор: Uguns
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1251992295


Н.Н. Карпицкий , (c)

Карпицкий Н.Н. Выявление априорной структуры индийской картины мира на основе текста Махабхараты // Образ человека и мира в "Махабхарате" и "Бхагавад-Гите": Материалы II международной научно-теоретической конференции. – Владимир, 2007. – 192 с. – С. 81-84.

О различии априорных принципов сборки мироописания древнеиндийской и современной европейской картины мира можно судить на основе описанного в Махабхарате космогенеза. Ведийский космос подчиняется не физическим закономерностям, а психологическим. Тождество микро- и макрокосма в ведийской традиции выражается в том, что структура космогенеза и формирования индивидуального сознания одна и та же. Поэтому психологические уровни человеческого сознания могут трактоваться как этапы космогенеза и наоборот.
В тексте Мокшадхармы символика звука указывает на основополагающий принцип миропорядка. В частности, воплощенный в виде вепря Вишну потрясает своим ревом весь мир. Рев здесь имеет космическое значение, он заставляет замереть все подвижное и неподвижное и являет в себе вечную сущность Вишну. А когда мир приходит к своему концу и должен быть поглощен Брахмой, завершающим этапом взаимопоглощения элементов мира является комический гул, который наполняет все пространство мироздания.
Ближайшее психологическое соответствие этому гулу можно обнаружить в свидетельствах пациентов, переживших клиническую смерть, которые рассказывают о всепронизывающем гуле, шуме или звоне, который возникает в момент пересечения границы между жизнью и смертью. Однако на основании текста Махабхараты можно судить, что гул является переходом не между эмпирическим сознанием и сознанием промежуточного состояния после смерти, а между эмпирическим сознанием и ментальным.
В ведийской традиции различаются два этапа распада сознания в момент умирания, которые не различаются в современной европейской культуре. Различие связано с тем, что априорные принципы сборки европейского мироописания в виде эмпирически данного физического космоса иные, нежели принципы сборки индийского психокосмоса.
Чувственные впечатления должны восприниматься не хаотично, а упорядочено в виде вещей и явлений соответственно данной картине мира. Следовательно, должен быть априорный принцип, который объединяет разрозненные чувственные впечатления во взаимосвязанные вещи и явления. В соответствии с европейской традицией основой такого синтеза является смысловая структура. Метальное сознание служит основой для синтеза чувственного, поэтому они неразрывны, и в случае смерти распадаются одновременно. Поэтому сопутствующий распаду сознания гул воспринимается на границе перехода из земной жизни в загробную.
В индийской традиции периода создания ранних упанишад символом априорного принципа, синтезирующего чувственные впечатления, было дыхание. Наряду с пятью органами ощущений в упанишадах отдельно выделялось дыхание – как особый орган внутрителесных ощущений. Поскольку зрительные, слуховые, осязательные и прочие ощущения объединялись на основе внутрителесного чувства, то именно дыхание служило основой других органов ощущений.
В эпический период создания Махабхараты четко разграничивались два уровня сознания – ментальный и эмпирический. День и ночь Брахмы символизируют цикличное порождение и поглощение мира. Космогенез раскрывается как поэтапное нисхождение от ментального уровня сознания к эмпирическому. Первоначально из Брахмы пробуждается три уровня сознания: махан (махат) – первооснова разума, буддхи – пробуждающийся разум и аханкара – разум, достигший самосознания. На основе аханкары формируется содержание эмпирического сознания, символизируемое пятью первоэлементами. Они отличаются от физических первоэлементов и поэтому названы «тонкими», каждый из них характеризует тот или иной аспект содержания эмпирического сознания. Первоначально выделяется акаша (пространство или эфир), выражая собой звук, затем воздух, огонь, вода и земля, свойствами которых являются соответственно тактильное ощущение, зрительные образы, вкус и запах. Когда мир поглощается Брахмой, взаимопоглощение элементов происходит в обратном порядке; в соответствии с этим звук поглощает все содержание эмпирического сознания, а махан – ментального:
«1. Я расскажу о поглощении, (происходящем) по завершении дня, в начале ночи.
О том, как эту Вселенную в свой внутренний тончайший мир превращает Ишвара.
2. Солнце и семиязычное пламя полыхают на небе;
И Вселенная наполняется жаром - мир пламенеет.
3. Подвижные и неподвижные существа, населяющие землю,
Войдут в состояние землистости, предварительно распавшись.
4. И когда всё подвижное и неподвижное распадётся,
Явится тогда земля без травы, без деревьев, как - спина черепахи.
5. Когда же вода примет свойство земли - запах,
Тогда, лишенная запаха, земля готова к растворенью.
6. Тогда возникнут бурлящие, всюду проникающие воды,
Они пребывают в движенье, вселенную эту наполнив.
7. Когда же свойство воды (вкус) свет в себя впитает,
Тогда, лишась (своего) качества, вода успокаивается в свете.
8. Когда же языки пламени скроют солнце, стоящее посредине неба,
Тогда небо, преисполнясь этим огнем, запылает.
9. А когда свойство света, образ, впитает ветер,
Тогда подымется великий ветер огонь же утихнет.
10. Когда ветер воспримет звук, из которого он возникнул,
Тогда со всех десяти сторон света вверх, вниз, поперек он задует.
11. Когда же свойство ветра – касанье - проглотит пространство,
Умиротворится тогда ветер, озвученное же пространство останется,
12. Безликое, лишенное запаха, вкуса, касанья,
Весь мир наполняя гулом, звучное пребывает пространство.
13. Слово, свойство акаши, (поглощает) манас, проявляющийся в своей сути;
Когда же проявленный манас поглощается непроявленным, тогда (мир) вступает в Брахмо»[1].
Согласно такому пониманию более высокий уровень может служить объединяющим принципом для более низкого. Для содержания эмпирического сознания таким объединяющим принципом в эпический период начинает выступать уже не дыхание, а звук.
Другие места Мокшадхармы свидетельствуют, что техника созерцания высшего начала предполагает в процессе сосредоточения поглощение каждого уровня сознания последующим именно в том порядке, в каком происходит взаимопоглощение элементов мира в Брахме. Иными словами, априорная структура человеческого сознания и космоса одна и та же не только в статическом, но и в динамическом аспекте. Космогенез воспроизводит этапы рождения и умирания человеческого сознания. Эту мысль подтверждает также буддийское учение о смерти. Хотя буддизм отказался от представления субстанциальности сознания, тем не менее, он сохранил выявленную в ведийской традиции его априорную структуру. Описанный в Мокшадхарме порядок взаимопоглощения элементов при возвращении космоса в Брахмо соответствует описанным в «Тибетской книге великого освобождения» этапам распада сознания в момент умирания. Эти этапы более подробно осветил Далай-лама XIV в одной из своих лекций, на которую я могу сослаться при их характеристике[2].
На первом этапе умирания происходит растворение элемента земли в элементе воды. Элемент земли является основой эмпирического сознания в качестве запаха. Его растворение делает более явным элемент воды, являющимся основой сознания в качестве вкуса. При этом кажется, будто конечности становятся тоньше и более хрупкими, тело как бы погружается под землю а взгляд затуманивается. На втором этапе элемент воды поглощается элементом огня, являющимся основой сознания в качестве зрительных образов. Кажется, будто жар иссушает тело, высыхающие глаза затмевает дым. На третьем этапе элемент огня поглощается воздухом. Пропадает ощущение жара, тускнет память, перед глазами начинают мелькать искры. На четвертом этапе растворяется воздух, поглощаясь пространством, и дыхание окончательно прекращается. Искры в глазах сливаются в красноватое свечение. За распадом эмпирического сознания соответственно следует распад трех уровней ментального сознания, пока не достигается истинная основа – ясный свет. В посмертном бытии, т.е. промежуточном состоянии между смертью и следующим рождением, происходит сборка сознания в обратном порядке от ментального к эмпирическому.
В «Тибетской книге великого освобождения» говорится, что в момент окончательного распада сознания умирающего, из сияния ясным светом прояснившейся истинной природы, приходит могучий грохот, который сопровождает последовательное раскрытие уровней сознания уже в посмертном состоянии. Подобный звук описывают также и европейские пациенты, пережившие клиническую смерть. Опираясь на тексты Махабхараты можно предположить, что этот звук возникает не в момент перехода в посмертное состояние, а в момент, когда в посмертном состоянии сознания начинает формироваться эмпирический уровень.
В соответствии с общекультурными представлениями современной европейской традиции мир представляется материальным, подчиненным природным законам. Эти законы соответствуют законам разума человека. Эмпирические данные слагаются в целостную картину благодаря синтезу на основе разума. В соответствии с традицией рационализма законы разума служат априорными условиями познания мира, а в соответствии с традицией эмпиризма само чувственное восприятие уже содержит в себе структурность, позволяющую получать на ее основе идеи и законы. В обоих случаях ментальный и эмпирический уровень понимаются нераздельно, спор ведется лишь о том, что из них являться основой для другого. Распад сознания означает распад обоих уровней сразу, и поэтому в момент умирания переход с эмпирического уровня сознания на ментальный не фиксируется.
В индийской традиции, напротив, и ментальный, и эмпирический уровень сознания обладают собственной априорной структурой, позволяющей самостоятельно существовать и в качестве этапа становления человеческой психики, и в качестве этапа космогенеза. Это позволило в индийской традиции дифференцировать также и опыт умирания, который представляется европейцу в виде одного сплошного и неразличимого ощущения, описываемого как «движение по туннелю». Значение гула в момент смерти становится ключевым символом, указывающим на различие уровней априорной структуры, лежащей в основе индийской картины мира.

Литература
1. Мокшадхарма. Ашхабад: Ылым, 1983. С. 233-234.
2. Далай Лама XIV. Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность. М.: Международная ассоциация «Мир через Культуру», 1993. С. 208-213.

Опубликовано на Порталусе 03 сентября 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Мокшадхарма, махабхарата, космогенез, априорная структура



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама