Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н., Тарнапольская Г.М. Интерактивность как эстетический принцип виртуальной реальности

Дата публикации: 03 сентября 2009
Автор(ы): Н.Н. Карпицкий, Г.М.Тарнапольская
Публикатор: Uguns
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1251994452


Н.Н. Карпицкий, Г.М.Тарнапольская, (c)

Карпицкий Н.Н., Тарнапольская Г.М. Интерактивность как эстетический принцип виртуальной реальности // Генезис категории виртуальная реальность: Материалы международной научной конференции – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008. – 328 с. – С. 272-275.

Ценности – это особые смыслы, которые наделяют значимостью переживания, события, явления, поступки и цели. Эстетические ценности определяют значимость эмоционально-чувственной выразительности явления.
Сущность эстетики заключатся в выражении. При этом любая форма эстетического выражения должна носить личностный характер. Эстетическое переживание проявляется в двух принципиально разных формах. Первая форма - это выражение для познающего личностного бытия Другого, бесконечного по своей глубине. Вторая форма - это схватывание таких внешних конечных форм, которое ведет к изменению личностного содержания познающего. Первый тип эстетического переживания заключается в эстетике бесконечного, а второй тип - в эстетике конченых форм.
В эстетическом впечатлении эти два момента могут соприсутствовать. Так, например, живописная картина может восхищать как своей бесконечной глубиной, так и силой воздействия своих конечных форм на созерцающего. С одной стороны, картина - символ, в котором выражается личностный мир художника. Поскольку этот жизненный мир бесконечен, бесконечно и символическое содержание картины. Бесконечность этого содержания в том, что ни одна форма эстетического схватывания живописного произведения не может быть исчерпывающей, но предполагает обнаружение за собой следующего символического слоя, по-новому открывающего жизненный мир художника.
Помимо того, что живописное произведение имеет эстетическое значение в качестве бесконечного символа, его собственные образы, имеющие конкретную чувственную выраженность, зафиксированные конкретными художественными приемами, имеют самостоятельное эстетическое значение, независимо от того, насколько это произведение способно выражать личность художника. Мы восхищаемся не только шедеврами, созданными высокодуховными личностями, но и теми, которые были созданы людьми с низменными стремлениями; при этом мы равнодушны к личности автора. Произведение может не выражать личность автора, однако оно все равно перестраивает личность зрителя. Это изменение личности созерцающего также может носить бесконечный характер, несмотря на конечность выразительных эстетических форм. В этом и заключается эстетика конечных форм.
Способность произведения искусства воздействовать на личность воспринимающего обусловлена наличием в эстетическом опыте еще одного момента – интерактивности. Так как личность может становиться только в личностном общении, то интерактивность необходимо присутствует в эстетическом опыте, поскольку он способен воздействовать на личность созерцающего. В первой форме эстетического опыта зритель встречается с личностью автора, во второй форме – с надличностным содержанием культуры, в котором присутствует бесконечное число личностей-носителей этой культуры.
Живописное произведение существует двояко, как выражение и как воздействие. С одной стороны, оно выражает для созерцающего бесконечность, с другой стороны, своими художественными приемами воздействует на личность созерцающего. Живопись как воздействие также может носить двоякий характер: созерцающий испытывает эстетическое впечатление как от бесконечной символической стороны произведения, так и от его внешних форм - и то и другое упорядочивает и перестраивает его собственное внутреннее содержание. Если эстетика выражения открывает человеку бесконечность личности автора, то эстетика конечных форм изменяет самого созерцающего, обнаруживая бесконечность в способности к личностному изменению и самопознанию через приобщение к общекультурным содержаниям.
Хотя оба этих аспекта неразрывно связаны в эстетическом восприятии, в некоторых формах эстетического опыта может элиминироваться либо тот, либо другой аспект.
Для эстетического переживания, связанного с мистическим экстазом характерно забвение себя при постижении высшей реальности. Созерцающий произведение искусства открывает себя в становлении, претерпевая воздействие как бесконечного, так и конченых форм. Однако в мистическом переживании, предполагающем слияние созерцающего с иной реальностью, элиминируется момент становления и изменения его личности, и вместе с ним элиминируется эстетика конечных форм. Эстетика бесконечного не воздействует, а только выражает бесконечную глубину бытия, растворяющую в себе мистика.
Напротив, в декоративных, прикладных искусствах, дизайне, рекламе и т.п. элиминируется бесконечное личностное содержание. В этом случае перед художественными образами не ставится задача выражать личностный мир автора, ведь они нацелены только на выражение надличностного содержания культурного бытия человека. Здесь мы видим стремление изменить содержание жизненного мира человека путем его приобщения к надличностным содержаниям культуры без каких-либо попыток выразить для него личностный мир автора. С развитием коммерческой рекламы можно наблюдать все большее отчуждение личностного содержания в художественных формах, когда эстетика бесконечного полностью элиминируется.
При анализе эстетики виртуальной реальности мы обнаруживаем элиминирование как эстетики бесконечного, так и эстетики конечных форм. Обыденное сознание, воспитанное в условиях развития новых информационных технологий, понимает виртуальную реальность как не являющуюся по сущности автономной, но создающую имитацию реальности. Для философско-эстетического анализа такого понимания недостаточно. Необходимо выделить сущностные характеристики виртуальной реальности:
1. Условия систематизации опыта и процесса познания не имманентны самой реальности, но обусловлены другой реальностью, называемой константной.
2. В силу этого виртуальная реальность не имеет внутренних условий для создания принципиально нового, не обусловленного константной реальностью. (Эти две характеристики обыденное сознание интерпретирует как иллюзорность виртуальной реальности).
3. Хотя константная реальность и дает условия систематизации содержания виртуальной реальности, это содержание замкнуто на себя и отрешено от содержания константной реальности. (Эта характеристика позволяет выявить виртуальный характер того или иного явления).
4. Виртуальная реальность носит интерактивный характер. (Этот принцип интерактивности служит основанием считать виртуальную реальность именно реальностью, а не просто иллюзией или имитацией реальности).
5. Личность в качестве виртуального субъекта отрешается от характеристик, свойственных ей в константной реальности, и полностью подчиняется принципам виртуальной реальности, которые носят ограничивающий характер. Виртуальный субъект не может раскрыть ничего творчески нового, не заданного принципами виртуальной реальности.
В эстетическом содержании виртуальной реальности в соответствии со вторым пунктом должен элиминироваться символический момент, выражаемый в эстетике бесконечного, а в соответствии с пятым пунктом - внутриличностный момент, выражаемый в эстетике конечных форм.
В виртуальной реальности нет места символическому выражению бесконечной глубины личности автора. Хотя образы виртуальной реальности могут передавать неповторимый авторский стиль ее программиста, сам принцип отрешения от содержания константной реальности заставляет рассматривать эти образы в отрыве от личности их творца. Также и субъект виртуальной реальности может самовыражаться только в пределах, обусловленных принципами этой виртуальной реальности, исключающими его личностное содержание. И поскольку виртуальный субъект абстрагируется от своего личностного содержания, отождествляясь с образом, созданным по принципам виртуальной реальности, элиминируется и эстетический момент, связанный с раскрытием его внутриличностного содержания. Элиминирование в виртуальном эстетическом опыте обоих этих форм приводит к преобладанию в эстетическом восприятии момента интерактивности.
Интерактивность является способом конституирования личности в качестве виртуального субъекта и единственным способом самовыражения в виртуальной реальности. Границы и возможности этого самовыражения четко определены принципами виртуальной реальности, однако за субъектом остается право создать свой неповторимый стиль выражения.
Виртуальный субъект не способен изменить принципы виртуальной реальности, как он не способен привнести в нее нечто новое, однако в заданных пределах он реализует свой личностный характер в интерактивном стиле самовыражения. Например, в коллективной виртуальной игре каждый участник жестко детерминирован правилами виртуальности, но в пределах этих правил он ведет себя по-особому, неповторимо выражая свой характер, поэтому становится узнаваем.
Несмотря на то, что виртуальность определяет образ виртуального субъекта, его возможности и способности, она не может полностью его обезличить, так как субъект как личность продолжает быть узнаваемым по своему стилю. В силу этого можно говорить об эстетике самовыражения виртуального субъекта как эстетике узнавания, которая раскрывается в интерактивном характере виртуальной реальности. Так как эстетика интерактивности обнаруживается внутри любого эстетического опыта, то специфика виртуальной эстетики заключается в абсолютизации интерактивного эстетического момента.

Опубликовано на Порталусе 03 сентября 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама