Рейтинг
Порталус

Декаданс как форма бесовщины в русской художественной литераутре

Дата публикации: 18 июля 2012
Автор(ы): Прокопьева М.Ю.
Публикатор: Прокопьева
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1342593731


Прокопьева М.Ю., (c)

Конец XIX – начало ХХ вв. есть особый, переломный период в истории общественной и художественной жизни России. В обществе возникают чувства катастрофизма, упадка культуры, которые определяют пафос многих произведений художественной литературы, являющихся своеобразной моделью человеческого отношения к миру, с помощью которой человек изменяет свой духовный мир, свои представления о прошлом, настоящем и будущем посредством оценки, обобщения и фантазии. В результате в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершенности мира. Но в то же время этот период является и временем некоего духовного обновления, культурного подъема, важнейшей особенностью которой становится сближение философии и литературы в осмыслении духовной стороны жизни.
В это время в литературу проникают идеи и представления народничества (классовая борьба, социальная справедливость, сочувственное изображение жизни народа и т.д.), которые оказывают значительное влияние на развитие русской культуры в целом. «Народнический дух витал повсюду, проникая во все поры русской культуры, - утверждают Б.В.Емельянов и Ф.П.Фурман. - Именно поэтому всякое сопротивление ему вызывало упаднические настроения декаданса, неуверенность в себе, почти отчаяние от предчувствия неизбежности грядущей социальной катастрофы» (1, 134). Первоначально декаданс выразился в символизме, а позже в различных художественных направлениях модернизма.
В.М.Толмачев определяет декаданс как суммарное наименование явлений западной и русской культуры рубежа XIX-ХХ вв., которым свойственна мифологизация, переоценка ценностей (2, 205-209). В этом смысле декаданс является символом глубинного сдвига культуры, переходности, а не обозначением упадка и вырождения. Он либо тяготеет к прошлому, либо «ощущение бремени культуры и свойственного ему эстетизма, эффекта исчезновения реальности сменяется утверждением пробуждения, побега, прорыва, примитива, философии жизни, нигилистического или революционного активизма» (2, 205). Другое толкование данного феномена связывается с переживанием в творчестве конфликта между культурой и цивилизацией, между временем и пространством (2, 206).
Русские философы Серебряного века оценивали декаданс более критически. В.Розанов выводил декаденство из «ультрареализма, как антитезы ранее развившемуся ультраидеализму (романтизма и «возрожденного» классицизма). Именно этот элемент ultra, раз замешавшийся в литературу и никогда потом из нее не вытесненный, как результат ultra в самой жизни, в ее нравах, в ее идеях, ее влечениях, ее позывах, и сказался в конце концов таким уродливым явлением, как декаденство и символизм. Декаденство – это ultra без того, к чему оно относилось бы; это – утрировка без утрируемого; вычурность в форме при исчезнувшем содержании: без рифм, без размера, однако же и без смысла «поэзия» - вот decadence» (3, 438).
Русское декадентское мировоззрение представляет собой трансформацию и синтез крайнего индивидуализма, нигилизма, пессимизма, аморализма и мистицизма. Так, по словам Н.А.Бердяева, личность в декаденстве расплывается и теряет свои границы, утрачивает свой центр, образ мира и образ реального человека и подменяет их мистическими призраками, не различает «я» и «не-я», замыкается в кружковщину. «Декаденство принято считать, - утверждал он, - крайним индивидуализмом. …В декадентской психологии … всякая норма отрицается и потому личность расплывается, индивидуальность гибнет, распадается на разорванные и мимолетные переживания и миги. В этом смысле декадентство антииндивидуалистично, отражает на себе потерю личности и тщетность ее поисков. Гипертрофия индивидуальности, болезненное «ячество» ничем не отличается от гибели и распада индивидуальности» (4, 280). Основные черты русского декаданса проявляются в так называемом чувственном искусстве, цель которого – доставлять тонкое чувственное наслаждение. Декаданс создает культ из красоты, иногда вплоть до оправдания порока (5). Для достижения этой цели он ищет нечто новое, провозглашает свободу от религии, морали и основывается на разнообразии форм. Так, Ф.Сологуб говорит, что «эти господа (декаденты. – М.П.) занимаются нанизыванием слов в невероятных сочетаниях на причудливые формы и описанием таких сомнительных ощущений, которые не понятны никому из здоровых людей. Говоря о декадентах, вспоминают зеленую ревность, голубую грусть, мышей тоски и леопардов мщенья, еще что-то в этом роде, - вспоминают, преимущественно, отдельные слова» (6).
На формирование основных принципов декадентского мировоззрения в целом оказали влияние идеи А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и А.Бергсона, а на формирование русского декаданса повлияли философские идеи Ф.М.Достоевского. По мнению А.Н.Долгенко, «главным для интересующего нас феномена (декаданса. – М.П.) становится «казус Карамазова»: если Бога нет, то все позволено», который открывает дорогу индивидуализму и ставит человека на место Бога. Как следствие этого возникает «казус Раскольникова»: «примерка человеком одежд Бога – по сути, попытка стать сверхчеловеком» (7, 65). Мысль Достоевского о том, что человек подобен Богу не разумом и добротой, а своей внутренней красотой, таинственностью, непостижимостью, творческой силой, декаденты приняли односторонне и окончательно вытеснили Бога из мира художественных ценностей.
Культура пытается смягчить конфликт между человеком и миром, но декаденты декларируют идею бессмысленности жизни и богооставленности человека. Такое отношение к жизни и человеку определяется как декадентский нигилизм. Отсюда главные ценности русского декаданса выступают как альтернатива ценностям классической культуры (духовный смысл жизни, культ разума, истина, красота и т.д.). Мотивы пессимизма, отчаяния, суицида, «двойного бытия», индивидуализма и мистицизма свойственны декадансу, который ищет предельного, абсолютного, вечного наслаждения, не находит его в жизни и принимает идею смерти как путь к небывалому и окончательному наслаждению.
По словам А.Белого, «между прошлым русской литературы и ее будущим – мертвые отбросы когда-то живой тенденции и мертвые отбросы живого индивидуализма. Два творческих потока – от будущего к прошлому и от прошлого к будущему – еще не встретились, не соединились. Мертвая тенденциозность и мертвый аллегоризм искажают стремление живой проповеди соединиться с живой музыкой личности. Живая личность кажется каменным истуканом обществу; живое в обществе прячется под маской безличия. Черт еще «путает» нас» (8, 358). Серединой между этими двумя творческими потоками и явился декаданс, художественное воплощение которого не укладывалось в рамки ни символизма, ни натурализма, ни неоромантизма. Выразителями декадентского мировоззрения были так называемые старшие символисты: М.Арцыбашев, Л.Андреев, К.Бальмонт, «ранний» В.Брюсов, З.Гиппиус, А.М.Добролюбов, И.Коневской, Д.Мережковский, Ф.Сологуб и некоторые другие (7, 67).
Героем декадентского романа является дерзкий стихийный гений, порывающийся за «пределы предельного», воинствующий эгоцентрист, которому чужды интересы «общего». Его личность, «вместившая весь мир», оказывается изолированной от него, она погружена лишь в глубины своей души. Сосуществование действительного и мистического, реального мира и мира изломанной декадентской фантазии, - признавал В.Брюсов, - является особенностью художественного мировоззрения представителей декаданса, которое «отрывается от действительности, его создания лишаются плоти и крови, блекнут и умирают. Истинная дорога искусства лежит между мертвым воспроизведением действительности и столь же мертвой отрешенностью от жизни» (9, 265). Мир как предмет любви и интереса исчезает из этого мировоззрения, в нем доминируют чисто абстрактные видения, не связанные с реальным миром ничем кроме отдельных слов, названий предметов, обрывков сцен, которые чередуются в произвольном порядке.
Лирическим героем русского декаданса становится не человек, который появляется в творчестве даже тогда, когда автор приписывает, как бы навязывает, ему обычные человеческие эмоции и намеренную приземленность, а субъект, вылетевший из человеческой оболочки, нечто вроде демона, беса. Назовем его героем-бесом. Надмирное, потустороннее существование есть субстанция героя-беса. Декаданс усиливает демоническое в человеке (происходит отбрасывание бесом человека в человеке).
Русский декаданс явился одной из художественных форм бесовщины как социокультурного явления, охватывающего часть общества или культурного сообщества, оторвавшуюся от народных начал, подверженную моральному деградированию, которая вносит в мир зло в качестве активного начала, представленного в художественном творчестве деструктивными, нигилистическими идеями и пессимистическими переживаниями. «Повсюду маски и двойники, гримасы и клочья человека. Изолгание бытия… Все призрачно. Нигде нельзя нащупать твердого бытия, нигде нельзя увидеть ясного человеческого лика» (10, 81), - так, словами Н.А.Бердяева, можно определить состояние русского художественного декаданса, который открыл таких бесов, как «бес лжи, и подмены, бес равенства, бес бесчестья, бес отрицания, бес непротивления и многие, многие другие» (10, 77).
Сегодня декадентское мировоззрение вновь возрождается. Максима Достоевского «Если Бога нет, то все позволено» становится определяющей для многих представителей культуры. Так, пушкинские Моцарт и Сальери на сцене МХАТа выражаются нецензурной бранью; в Театре на Таганке лермонтовский Мцыри демонстрирует свои гениталии; в спектакле Курганского областного драматического театра по пьесе В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» зритель видит занятие любовью; головой Гоголя играют в футбол (повесть А.Королева «Голова Гоголя»); Чапаев, Петька, Анка, Котовский, вынырнув из популярных анекдотов, становятся суперинтеллектуалами и, пьянствуя и нюхая кокаин, спорят о тайнах мироздания (В.Пелевин «Чапаев и Пустота») (11, 300-333). Эти примеры не просто представляют явление китча (эрзац-культура) с ее дурным художественным вкусом, но и уничтожают границу между «системой ценностей, применяемой в искусстве, и системой ценностей, применяемой в других сферах жизни» (12, 382). В художественном поле литературы вместо реальности появляется абсурдная, нелепая квазиреальность, безобразная, оглупляющая и вытравляющая духовность, возбуждающая нездоровые страсти и извращенные капризы и ведущая к аморализму, преступным помыслам и асоциальным действиям и поступкам.
Сейчас проводятся фестивали декаданса (Санкт-Петербург, Москва). Эти эпатажные и шумные акции стали своеобразной манифестацией «независимого» искусства, берущего свое начало в андеграунде советских времен. Декаданс как современное мировоззрение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях. Одновременно со светским декадансом от готики и ретро отделился литературный декаданс, также определив свою аудиторию. Сегодня движение «куртуазного декаданса» приближается к популярности декаданса конца XVIII - начала XIX вв.
В заключение хочется привести слова И.А.Ильина, которые позволяют охарактеризовать современное искусство как искусство, которое «перестало быть служением, и притом священно-служением, оно стало забавою, созданной для возбуждения и раздражения, не то развратною потехою, не то беспринципным промыслом. Оно творится и расцветает в атмосфере художественной бессовестности и духовной безответственности: здесь все позволено, что тешит ненасытную страсть или извращенный каприз автора; здесь все допускается, что может ослепить, раздражить, развлечь пресыщенную публику… Здесь слабеет и угасает великое начало художественного вкуса» (13, 68).
Список литературы:
1. Емельянов Б.В., Фурман Ф.П. Народничество и русская культура // Емельянов Б.В., Жукоцкий В.Д., Фурман Ф.П. Народничество: русский путь. – Екатеринбург-Нижневартовск, 2004.
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. – М., 2003.
3. Розанов В.В. Декаденты // В.В.Розанов. Сочинения. – М., 1990.
4. Бердяев Н.А. Преодоление декаденства // Н.А.Бердяев. О русских классиках. – М., 1993.
5. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – СПб., 2000.
6. Сологуб Ф. Не постыдно ли быть декадентом? // http://www.decadence.ru
7. Долгенко А.Н. Русский декаданс как социокультурный и литературный феномен // Русский язык за рубежом. – 2007. - № 2.
8. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.
9. Цит. по: Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала ХХ века. – М., 2000.
10. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Н.А.Бердяев. О русских классиках. – М., 1993.
11. Николаева О. Православная свобода // О.Николаева: Сб.статей: В 2 ч. Ч. 2. – М., 2002.
12. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета (Буржуазное общество: культура и идеология). – М., 1974.
13. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // И.А.Ильин. Собр.соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. – М., 1996.

Опубликовано на Порталусе 18 июля 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): бесовщина, бес, декаданс, нигилизм, пессимизм, аморализм



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама