Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н. Этногенез и тоталитаризм

Дата публикации: 26 июня 2013
Публикатор: Карпицкий
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1372193925


Сайт автора: http://karpitsky.livejournal.com/

Карпицкий Н.Н. Этногенез и тоталитаризм // Тоталитаризм и тоталитарное сознание. Томск: Изд-е ТОАК,1996. - С. 9-12.

Карпицкий Н.Н. Этногенез и тоталитаризм


Роль Л.Н.Гумилева в этнологии в какой-то мере сходна с ролью З. Фрейда в психологии. Гумилев вывел этнологию на принципиально иной уровень, включив в эту науку психологический фактор. Но вместе с тем, как и у Фрейда, его концепция страдает таким же биологизаторством и схематизмом, также осуществляется подгоняя конкретных явлений под общую схему. Для того, чтобы оценить всю значимость концепции Гумилева, мы должны освободить ее всех этих наслоений.
Свою позицию я продемонстрирую на анализе современной этнической ситуации в посттоталитарный период в нашей стране.
Идеологию коммунизма можно обозначить в соответствии с терминологией Гумилева как антисистему, т.е. мировоззренческую концепцию, имеющую жизнеотрицающую направленность, поскольку ее родственность с жизнеотрицающими еретическими движениями сомнения не вызывает. Как и они, коммунистическая идеология использует в качестве универсального объяснительного принципа наличия всякого зла его извечную присущесть миру, выражая это на социально-экономическом языке в виде классовой борьбы, как движущей силы истории. При этом она в своей устремленности к коммунизму требует снятия истории, но вместе с тем по своей природе не способна осуществить собственную мечту, ибо не может без наличия врага существовать.
Используя эту идеологию, большевики развязали наиболее низменные инстинкты толпы под лозунгом “Отобрать и поделить!”, на волне которых и пришли к власти. После этого потребовалось создание тоталитарно-репрессивной машины, чтобы обуздать высвободившиеся инстинкты, для чего и был использован идеологический принцип поиска врага.
Установление тоталитаризма привело к резкому упрощению общества и высвобождению излишней энергии – многие творческие люди, которые могли бы быть выдающимися литераторами, предпринимателями, оказались лишними. Их активность могла разорвать примитивную общественную систему, поэтому и потребовался новый этап репрессий, чтобы погасить высвобождающуюся энергию, что приводило к еще большему упрощению системы.
В течение трех поколений у этноса иссякают практически все творческие силы, и система самораспадается уже из-за недостатка энергии для ее поддержания.
В этом промежуточном периоде мы и находимся сейчас, когда старая система рухнула, а новая не может сложиться из-за недостатка все той же активности. В этот период неизбежно начинается борьба между обывателями, чья активность направлена на поддержание своей семьи, своего рода, и люмпенами, у которых не хватает активности для контроля над собственными вожделениями. Сейчас можно наблюдать временную победу люмпена, что проявилось в фашизации общественного сознания. В Европе же в результате Второй Мировой войны победу над люмпеном одержал обыватель, благодаря чему западное общество заслужило себе стабильное существование.
В случае окончательной победы люмпена в нашей стране, мы переживем краткий период тоталитаризма, затем – феодальную раздробленность и полное исчезновение этноса.
Если исходить из биологизаторской концепции Л. Гумилева, нам остается лишь уповать на солнечную активность, которая может спровоцировать спасительный для нашей страны этнотолчок, а может и не спровоцировать.
Однако чтобы найти выход из этой ситуации, необходимо выявить подлинные причины этнотолчка.
Степень пассионарности не зависит от биологической природы и примерно одинакова у разных людей, но у одних пассионарная энергия направлена внутрь и самосжигается, у других высвобождается в виде творческой деятельности. Погашение пассионарной энергии вызывается человеческим эгоцентризмом, при котором значимость всех событий и явлений определяется по отношению к центру собственной важности. Это и создает тот узкий горизонт обывателя, дальше которого для него ничего не представляет интереса. Если такой человек выходит из состояния психического равновесия, то его творческая энергия начинает сжигаться в бесплодных переживаниях, обидах, разочарованиях, тревогах. Поскольку такой человек сам не знает, чего хочет, то его противоречивые устремления взаимопогашают друг друга до состояния апатии, а сознание, привыкшее освещать лишь то, на что направлены желания, затуманивается.
В случае отказа от эгоцентричной установки, человек перестает соотносить значимость явлений с собственным эго, и, следовательно, перестает сжигать свою энергию в бесплодных переживаниях. Высвобождающаяся психическая активность требует своей творческой реализации, что ведет к перерождению личности. Вместе с тем его сознание проясняется вследствие исчезновения хаоса импульсов в виде смутных и неосознанных желаний. Такой человек обретает психическую силу и четкое понимание способа и направления ее приложения. Именно такого человека и называл Гумилев пассионарным. Однако подлинная причина же пассионарности не биологическая, а мировоззренческая.
В качестве благоприятных условий для этнотолчка Л. Гумилев выделял изменение среды обитания и смешение разных этносов. Эти условия действительно провоцируют нарушение внутреннего психического равновесия человека, приспособившегося к привычному образу жизни. В результате чего наступают психические мутации человека – подверженность душевным расстройствам, депрессиям, растрачиванию психических сил. Если в этот момент формируется стереотип поведения, предполагающий отказ от эгоцентрической установки, то он становится соблазнительным для таких людей, поскольку позволяет снять душевное напряжение. В результате такой стереотип поведения, подобно линзе, фокусирует высвобождающуюся человеческую энергию, которая увлекает все новых и новых людей, что и является первичным этническим толчком. Если же такой стереотип поведения не возникает, то энергия рассеивается, и этнотолчка не происходит.
Если мы обратимся к нынешней ситуации, то обнаружим тот же самый социальный дискомфорт, который вызывает психические мутации. В этот критический период от нас зависит, произойдет ли новый этнотолчок, который начнет новый виток истории, или не произойдет, и тогда в скором времени российский этнос исчезнет.
Однако в рамках нашей христианской культуры уже потенциально содержится тот стереотип поведения, который может сфокусировать энергию для этнотолчка, необходимо лишь сделать его более явным. Этот стереотип поведения должен подразумевать три принципа:
1. Отказ от центра собственной важности. Мы обладаем огромным богатством опыта покаянной культуры, борьбы с гордыней и смирения, накопленного в святоотеческой традиции.
2. Внутренняя свобода. Каждая религия стремится реализовать идеал внутренней свободы через возведение ее к высшему принципу, первичному по отношению к миру, и потому независящему от мира. Общехристианский опыт открывает, что мы можем обрести свободу от мира, если обретем внутреннее единство с его Творцом.
3. Незаинтересованное деяние. Внутренняя свобода предполагает не уход от мира, но активную жизнь в нем, при этом внешние обстоятельства понимаются не как причины поступков человека, но как поводы самореализации его свободной воли. Свобода воли не есть произвол, и определяется в соответствии с внутренним принципом, который возводится к принципу высшему. Для индусов – это долг в соответствии с карма-йогой, для стоиков – это честность в соответствии с разумной природой, причастной мировому разуму, для христианина – это любовь к ближнему, основывающаяся на любви к Богу.
Этот внутренний принцип, связующий человека с высшим, с первичным по отношению ко всему внешнему, и составляет сущность человека, в соответствии с которой и определяется свобода, как способность поступать в соответствии со своей внутренней природой – в соответствии с собой. В христианском сознании принцип незаинтересованного деяния осознается как долг перед Богом, который делает каждый поступок человека свободным от внешних обстоятельств.
Если нам удастся донести эти принципы до каждого, кто нуждается в них для того, чтобы преодолеть свою внутреннюю психологическую раздробленность, то благодаря этому нам удастся сфокусирует нашу общую энергию для начала нового витка нашей истории.

Опубликовано на Порталусе 26 июня 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама