Рейтинг
Порталус

Карпицкий Н.Н. Сакральное и профанное с позиции кризиса тоталитарной системы

Дата публикации: 26 июня 2013
Публикатор: Карпицкий
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1372196041


Сайт автора: http://karpitsky.livejournal.com/

Карпицкий Н.Н. Сакральное и профанное с позиции кризиса тоталитарной системы // Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов: Материалы Всерос. науч. конф. 20-21 октября 2009 г. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. С. 23-25.

Карпицкий Н.Н. Сакральное и профанное с позиции кризиса тоталитарной системы

Формирование, кризис и разрушение тоталитарной системы связано с изменением отношения между сферой сакрального и профанного в общественном сознании. Можно выделить ряд стадий изменения этого отношения, которые охватывают судьбу тоталитарной системы и соотносятся с определенными историческими стадиями нашей страны.
1. Предшествующая тоталитарному режиму стадия. Для нее характерно равновесие сферы сакрального и профанного: сакральное бытие – это сфера божественного, профанное – сфера обыденной жизни. Сакральное через освящаемую им традицию организует социальную и духовную жизнь народа, проникает в интимные уголки человеческой души. Профанное представляет собой другой полюс человеческой жизни – это сфера быта, повседневности. Человек нуждается в профанном бытии, чтобы не потерять себя тогда, когда проявляет обычные слабости, которым нет места в сфере сакрального. В истории нашей страны эта стадия соответствует монархическому государству. Абсолютная власть царя очерчивалась и определялась традициями, Российская империя, постепенно реформируясь, медленно эволюционировала к правозаконному государству. Православие определяло духовную жизнь и освящало государственную власть. Сакральное было четко отделено от профанного и проявлялось в сфере религиозного культа, храмовой жизни. Профанное – это сфера повседневной жизненной суеты ради поддержания быта, семьи, рода, в которой даже самый несовершенный человек, подверженный грехам и дурным наклонностям, может найти себе место. Применительно к сакральной и профанной сферам использовались даже разные языки: церковно-славянский и русский.
2. Стадия возникновения тоталитарной системы. Это фаза разрушения традиционных ценностей и вторжения профанного бытия в сферу сакрального. В истории нашей страны эта стадия начинается с захватом власти большевиками. Набирает силу массовый атеизм, по заказу новой партийной идеологии религиозные символы опошляются массами. Традиционные нравственные ценности подменяются классовыми, в силу чего разрушаются духовные основы старого общества. Начинается освобождение от принципов классического искусства, проводится экспериментирование в области поиска новых художественных приемов. Наступление авангардизма в искусстве было попыткой внести профанное содержание в то, что, будучи освящено традицией, принадлежало сакральной сфере. Это не значит, что художники-авангардисты были подвержены коммунистической идеологии, просто независимо от убеждений и мировоззрения отдельных людей, инерция начавшегося процесса захватила все общество и породила новые духовные пертурбации.
3. Стадия укрепления тоталитарной системы. Она соответствует периоду массовых репрессий, индустриализации и коллективизации. Отторгнув сферу сакрального, новая партийная идеология сакрализует саму действительность тоталитарного режима. Если раньше в мифологическом мышлении народа «добрый царь», как символ идеального мира, всегда противопоставлялся «злым боярам», то есть суровой действительности реального государства, то теперь вождь отождествляется и с партией, и с государством, и с народом. Сакральное проецируется на профанное, и профанная повседневная жизнь отождествляется с новой сакральной сферой политической идеологии. Повседневный труд требует коммунистических подвигов, личная жизнь может стать предметом обсуждения на ритуальных партийных собраниях. Все становится сакральным, для профанного больше нет места, также как нет места человеку с его слабостями и недостатками. Он обязан быть героическим строителем коммунизма. Вводится новый квазирелигиозный культ, призванный освятить всю сферу жизнедеятельности. Его символы: мавзолей, коммунистические святые, ритуалы демонстраций и субботников, собрания, соцсоревнования, линейки, политинформации, парады и т.п. Место же подлинно сакральной сферы занимает абстрактная идея построения бесклассового государства. В искусстве господствует соцреализм, превращая обыденную жизнь в сакральное выражение коммунистической идеологии. Язык засоряется массой неологизмов - в основном это по-новому скомпонованные обрубки старых слов. Формируется своеобразный коммунистический диалект, на котором действительность переобозначается, в соответствии с новыми навязанными отношениями и значениями.
4. Стадия одряхления тоталитарной системы. Наступает всеобщая усталость от навязчивой сакрализации повседневной жизни и возникает потребность в профанном. Сначала подсознательно, а потом и явно возникает тенденция опошлять сакральные коммунистические символы. Эта тенденция охватывает всех, вплоть до самого верха коммунистического истеблишмента. Идеологические символы сначала высмеиваются в безобидных, казалось бы, анекдотах. Постепенно коммунистический ритуал превращается в пустую формальность, смысла в которой никто не видит. Оппозиция режиму давно уже перемещена в лагеря, и именно там начинает формироваться новый язык, который профанирует всю сакрализованную коммунистической идеологией действительность. Этот язык, созданный на базе пяти исходных инвектив, становится общепринятым, т.к. потребность в профанировании сакрализованного идеологией быта испытывают все. Обесценивая с помощью этого языка значимость сакрализованных вещей, человек создает новое профанное пространство, в котором он может жить со своими обычными страстями, недостатками и грехами, не страдая от необходимости на протяжении всей своей жизни совершать один непрерывный подвиг.
5. Стадия разрушения тоталитарной системы. Тоталитарная идеология окончательно утрачивает сакральное значение и вместе с разрушением коммунистической системы происходит всеобщий, быстрый и легкий, отказ от нее. Старый порядок разрушен, однако, новый еще не возник. Продолжает действовать инерция распада старой системы. Положение усугубляется тем, что вся действительность воспринимается профанированной, отсутствуют какие-либо ценностные ориентиры. Эту фазу можно обозначить как инерционно-энтропийную. Человек дезориентирован, лишен инициативы. Остро чувствуется потребность в сакральном. Именно эта ностальгия по сакральному и вызывает отдельные рецидивы обращения к старой тоталитарной идеологии, которая более не способна удовлетворить духовные потребности человека. Наступает кризис всех социальных сфер, общество переживает депрессию и социальную напряженность. Возникает серьезный риск необратимости этой разрушительной инерции, если человек не самоопределится в отношении к сакральному таким образом, чтобы иметь возможность формировать новые ориентиры и новый позитивный стереотип поведения.
6. Стадия борьбы с инерцией, порожденной рухнувшей тоталитарной системой. Большинство людей смиряются с кризисом как с неизбежным злом. Утрата сакрального вызывает апатию и потерю надежды на появление новых идей и людей, которые выведут общество из депрессии. В силу потери ценностных ориентиров усиливается собственная эгоистическая установка. При этом личный эгоизм начинает проецироваться на национальное сообщество или государство, сублимируясь в националистические, имперские идеи и общественные течения. Однако у отдельных людей ностальгия по сакральному, усиленная ощущением заброшенности в профанированную и обесцененную действительность, порождает потребность обратиться внутрь себя в поиске самоценного. Этот поиск предполагает новое ценностное самоопределение в жизни, позволяющее найти опору внутри себя и более не подчиняться слепо внешним обстоятельствам. Поступать в соответствии с собой становится императивом внутреннего долга. В силу этого уже не внешние обстоятельства определяют ценность поступка, но, наоборот, поступок придает ценность и осмысленность внешним событиям и обстоятельствам. В результате поступок превращается в смысло- и ценностно-наделяющий акт. Движущий силой такого поступка становится внутренний долг, в основе которого лежит априорный принцип, возводящий к априорным ценностям и смыслам, составляющим вновь открывающуюся сакральную сферу. Поступок становится способом реализации сакрального вовне, наполняя эмпирическую действительность новыми смыслами и значимостями, тем самым по-новому ее организуя. В соответствии с априорным принципом внутреннего долга вырабатывается новый стереотип поведения, который позволяет концентрировать творческую инициативу человека, благодаря чему его активность начинает существенно выделяться на фоне апатичной массы эгоцентрически сориентированных и во всем разочарованных людей. В силу этого возникает острый конфликт между отдельными личностями, которые обрели собственные ориентиры внутри себя, и общей пассивной массой, которая не терпит, чтобы кто-то начинал из нее выделяться. Этот конфликт должен закончиться гибелью отдельных инициативных людей в том случае, если они не начнут сопротивляться, объединяясь на основе общей сопричастности новообретенной сакральной реальности. Кризис общества достигает точки бифуркации, выход из которой принципиально не определен.
7. Стадия выхода из точки бифуркации. Обращение к априорным ценностям заново открывает сферу сакрального, в соответствии с которой формируется общий для активных людей поведенческий стереотип, направляющий их силы на противодействие инерции деградации общества. На этой стадии должна окончательно возобладать либо активность людей, что приводит к новому культурному и духовному подъему общества, либо инерция деградации, которая приводит к резкому упрощению общества. В первом случае лежащий в основе нового стереотипа поведения внутренний долг постепенно перерастает в принцип, определяющий жизнь всего сообщества, порождая тем самым новую культурно-историческую традицию. Между сакральным и профанным вновь устанавливается равновесие. Во втором случае общество временно стабилизируется за счет резкого упрощения. Однако эта стабилизация рано или поздно сменяется новым кризисом, который, в свою очередь, заканчивается новой стабилизацией на еще более примитивном уровне. Профанное и сакральное могут легко подменять друг друга, неправомерно вторгаясь в чужую сферу. Постепенно процесс всеобщей деградации становится необратимым.

Опубликовано на Порталусе 26 июня 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама