Рейтинг
Порталус

ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ

Дата публикации: 10 сентября 2015
Автор(ы): Г. П. ЮРКЕВИЧ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Номер публикации: №1441868072


Г. П. ЮРКЕВИЧ, (c)

Все работающие в области философии называют себя философами, но еще не решили, что такое философия. Одни называют ее наукой, Другие мировоззрением [ 1 ], одновременно мировоззрением и теорией мировоззрения [2], теоретическим ядром мировоззрения [3]. То, что в современном понимании называют философией, охватывает две области деятельности и состоит из трех частей. Первая часть - это творческое мышление, искусство размышления, вторая - реализация творческого размышления: философская система, ее разделы, направления и т.п., и третья часть - это наука о философии, философоведение. Первая и вторая часть составляют собственно философию.

Философия не наука

То, что философия не наука, убедительно рассмотрено в работе [2], которую можно лишь несколько дополнить. В каждой науке есть теоретический фундамент, на базе которого она развивается. В философии этого нет. Обязательной характеристикой всех наук является развитие, расширение в глубину их познаний, путём новых открытий, добывания новой и более подробного изучения уже известной информации. В науке новое направление создается только на базе предыдущих знаний путём расширения, углубления известных сведений. Некоторые сведения опровергаются, но только с помощью экспериментальных или математических доказательств, а не голословных утверждений, которые встречаются в философии. Все, что вновь создается в философии, не требует обязательных знаний существующей философии, может быть независимым от прежних знаний, дополнением к чему-то созданному или словесным опровержением чего-то из прошлого. В разных частях Земного шара возникали и развивались разные, независимые, иногда противоречивые философии. Наука - это познание и процесс познания в определённой области жизнедеятельности человека на базе единых для данной науки и всех ее направлений критериев. Даже в одном философском направлении каждый философ может выбирать свои критерии, иметь собственное пони-

стр. 87


мание действительности. В отличие от философии наука оперирует всей суммой знаний, накопленных человечеством к этому времени, и обеспечивает высокий уровень профессионализма в данной области науки. Истинность научных знаний проверяется жизненной практикой или экспериментом. В философии это отсутствует. Если философия - наука, то, например, какая: идеалистическая или материалистическая? Если обе, то разве может существовать одна наука, в которой одна половина отвергает другую, а в каждой из этих половин имеются разные направления, каждое из которых настаивает только на своей правоте? Противоречия в философии практически никогда не исчезают, поскольку опираются на разные критерии, принятые для разных направлений или разных ветвей одного направления. В каждой науке есть не одно направление, но они, в отличие от философии, дополняют, а не опровергают друг друга. Противоречия в науке естественны. Они возникают от недостатка знаний, но не разных критериев. По мере накопления знаний некоторые противоречия исчезают, возникают другие, критерии уточняются, заменяются, но остаются едиными для данной науки.

Философия не мировоззрение

Доказательство того, что философия не мировоззрение, можно найти в работе [2], где философия характеризуется как собрание философских систем, которые являются систематизированными мировоззрениями философов, и что "дать классификацию философских систем с некоторой более высокой и общей точки зрения, не связывая себя с определенной философской системой", невозможно. Поэтому "можно попробовать классифицировать варианты (направления) решения философских проблем". Философская система разрабатывается философом целенаправленно и рассматривает определенную проблему, а мировоззрение формируется не только целенаправленно, активным путем на уровне сознания, но и пассивным путем на уровне подсознания и чувств, независимо от желания, сознания человека, и охватывает все проблемы окружающего мира. Подсознание есть способность пассивного, независимого от воли и желания человека мышления, а также получения и хранения информации через сознание и органы чувств. Подсознание является источником интуиции и творческого мышления, результат

стр. 88


которого подсознание выдает через сознание. То, что можно назвать философским мировоззрением, является отражением части активного мировоззрения философа.

"Итак, мировоззрение включает в себя наиболее глубокие и общие воззрения человека на мир и на себя в этом мире", а "также определенное отношение субъекта к миру и обществу, их оценку: мир может представляться мне открытым, светлым, дружелюбным или, напротив, мрачным, пугающим, агрессивным" - это восприятие мира через чувства. "Искусство в основном обращается к чувству, философия - только к разуму" [2. С. 15]. Таким образом, автор подводит нас к пониманию, а в главе "Философия - теория мировоззрения" объяснению разницы между философией и мировоззрением. Теория является одним из признаков науки. Определение философии как теории и теоретического ядра мировоззрения носит декларативный характер при отсутствии научного доказательства.

Философия это искусство

Часто под искусством понимают вид деятельности, в которой главную роль имеет художественное, а не творческое начало. Художественное начало сужает, а творческое начало способствует более глубокому пониманию термина "искусство". "Искусность", "мастерство", "артистизм", "виртуозность" могут быть результатом упорного труда, а не творчества. Говорят: "С каким искусством сделано..." или "С каким мастерством сделано...". Хотя в быту эти выражения выглядят и применяются как синонимы, разница между этими выражениями существенна. Если "искусство", то значит творчески, ново, необычно. Когда называем "мастерски", то это высококвалифицированно, точно, филигранно, аккуратно и т.п., но по существу не ново. "Искусность", "мастерство", "артистизм", "виртуозность" тогда становятся искусством, когда первоосновой их является творчество.

Творческое мышление - свойство подсознания (надсознания), его способность искать и находить новое и улучшать, совершенствовать существующие решения, пути, задачи, постановки задач и т.д. Творческое размышление - непрерывная работа сознания и подсознания в поиске нового и улучшении, совершенствовании существующих решений, путей, задач, постановки задач и т.д.Произведение творчества - результат реализации

стр. 89


творческого размышления. Творчество - творческое размышление и реализация его результата.

Первым и главным, без чего не может состояться философия, является творческое мышление. Философское мышление следует отнести к высшему уровню творческого мышления. Степень творческого, философского мышления, как и любой талант, у творчески одаренных людей разная. Не всякий человек, обладающий философским мышлением, может стать философом, слагающий рифмы - поэтом, а мелодии - композитором. Уровень таланта, гениальности определяется не только уровнем творческого мышления, но также умением понять главное в своем творении и точно, кратко, просто для восприятия и понимания это главное выразить. Ярким примером этому служат произведения Б. Спинозы [5], М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и В. А. Моцарта. "В простом не видя совершенства, он не привык прекрасное ценить" (М. Ю. Лермонтов). Философия есть искусство размышления, в результате которого рождается произведение: новое философское учение или направление известного философского учения. Создание философской системы - это попытка постичь окружающий мир с использованием совокупности информации, полученной через науку, другие виды искусства, воображение, созерцание, попытка ответить на вопросы, на которые каждый из этих путей в отдельности ответа не даёт. В искусстве внешняя видимая и слышимая часть материальна. Но главная часть искусства - это внутреннее духовное, нравственное содержание. Философия, как и любое искусство, является одной из сфер духовного освоения мира, действительности. Вся информация, которую обрабатывает разум, сознание и подсознание, поступает через органы чувств. Постижение окружающего мира через искусство, воображение и созерцание, размышление о душе, духе, духовности происходят под влиянием чувств. Понятия добра, зла, справедливости, любви проявляются сначала через чувства, а затем оформляются разумом. Только так могло происходить формирование разделов философии: этики (проблема морали, нравственности, добра и зла) и эстетики (от греч. Aisthetikos - чувственный). У каждого человека свои критерии этики и эстетики, как и в других видах искусства. Главную роль в творческом мышлении играет подсознание. Тайна творческого мышления заключена в тайне подсознания, в которую нельзя проникнуть также, как в бесконечность. (Не является ли подсознание про-

стр. 90


явлением бесконечности микромира?) По мере приближения к реализаций результата мышления вклад разума в процесс размышления увеличивается. Во время работы над произведением философии преобладают разум и мастерство. Так же, как при создании серьезного произведения любого вида искусства. Даже в технике, технических науках рождение нового часто начинается с чувства неудовлетворенности. Чувство переходит в понимание причины неудовлетворенности, затем в поиск (через сознание и подсознание) путей устранения этой причины и т.д. Это тоже творчество.

"В самой потаенной глубине философской системы лежат наиболее личные, наиболее интимные убеждения, желания и оценки философа". "Таким образом, философская система представляет собой некоторый индивидуальный смысловой контекст, в глубинном центре которого лежат сокровенные личные убеждения и представления философа. Именно эти личные убеждения и вкусы пронизывают все мировоззрение философа, включаются в качестве субъективных оценок: и характеристик во все понятия и принципы его системы, влияют на ту онтологию, которую он создает, и в конечном итоге придают философской системе тот личный, неповторимый оттенок, который отличает ее от всякой другой системы" [2]. Замените слова "философская система" на "произведение", а "философ" на "автора", и получите определение любого вида искусства. Философия - это особый вид искусства, который, кроме наличия особого творческого дара мышления, требует широкого и глубокого объёма знаний, жизненного опыта, мудрости, способности к обобщению и систематизации полученных знаний. Заниматься, изучать философские системы может любой человек, а создать философскую систему, новое направление или новый вариант способен только одарённый для этого Природой и для своего времени достаточно познавший и обладающий мудростью. Философия - искусство размышления, включающее в себя обобщение и систематизацию полученной информации. Напомним, что искусство не существует без творческого мышления. Обобщенное понимание и систематизация полученной информации является одним из основных отличий философии от других видов искусства.

Философская система - обобщенное, систематизированное понимание личностью происходящих в окружающем мире процессов, событий, истоков и причин возникновения и протека-

стр. 91


ния этих процессов, событий в прошлом, настоящем и будущем. Произведение философии отличается от произведений других видов искусств систематизацией, обобщенного осмысленияполученных знаний. Философ это тот, кто, кроме наличия творческого мышления, обладает способностью, талантом обобщения и систематизации полученной информации. Чем выше такая способность, такой талант, тем талантливее философ, тем большее влияние на общество могут оказать его произведения. Эта способность дается человеку от Природы так же, как способность к поэзии, живописи, музыке и т.д., к любому виду искусства. Научиться обобщению и систематизации можно так же, как научиться рисовать, писать стихи, мелодии, но это будет мастерство, а не творчество. Творческое качество таких произведений будет значительно ниже, чем соответственно у произведений поэтов, художников, композиторов, обладающих этими способностями, талантом от Природы.

В философии возникновение новых направлений не мешают существованию одновременных всех прежних. С появлением новых направлений в философии их количество просто увеличивается. Особенностью философии является количественное увеличение мелких направлений, вызванных фантазиями их авторов. Также, как в искусстве. Интересно мнение А. И. Ильина. "Вопрос о том, есть ли философия - наука, не стоит разрешать ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Если она есть наука, - а она может быть наукой, - то это наука, требующая от человека особого духовно-религиозного опыта и особого описательного художества" [4]. Откуда следует, что без религии философия не является наукой и требует "особого описательного художества" (а это уже характеристика искусства)? Искусство вызвано способностью к творческому мышлению, а произведение искусства есть результат потребности в ее реализации. Каждый творчески одарённый человек обладает определенным философским мышлением, которое находит своё выражение в области его деятельности: философии, музыке, науке, поэзии, технике, изобразительном искусстве и т.д. "Следовательно, поэзия есть та же философия, то же мышление, потому что имеет то же содержание - абсолютную истину, но только не в форме диалектического развития идеи из самой себя, а в форме непосредственного явления идеи в образе" [6]. Творчество, в котором присутствует в некоторой мере обобщение и систематизация информации, может быть проявлением, следствием

стр. 92


философского мышления. Физик Энштейн, не обладая философским мышлением, не создал бы теорию относительности. "Евгений Онегин", "Герой нашего времени" - доказательства философского мышления авторов этих произведений. Философия также, как искусство, есть творческий процесс и результат творческого процесса.

Философоведение

Наличие двух определений - философия является одновременно мировоззрением и теорией мировоззрения [2] - объясняется тем, что невозможно дать одно определение двум разным областям деятельности: искусству и науке. И там же: "...философия существует в двух видах - в виде конкретных мировоззренческих систем и в виде абстрактной теории таких систем". Второй вид относится не к философии, а к науке о философии. Далее: "...абстрактные философские категории обеспечивают единство философии и являются основой коммуникации между представителями разных школ и направлений" [2. С. 117]. Вместо слов "единство философии", так как оно принципиально невозможно, можно сказать: "создание науки о философии, философоведения", которая и будет единой не для всей философии, не для "разных школ и направлений", а философоведов всех стран. Практически утверждают реальность создания науки о философии следующие слова автора: "Конечно, конкретная философская система - не наука ... однако теория таких систем, устанавливающая общие соотношения между абстрактными категориями -...уже гораздо ближе к науке". Поиски взаимной связи философии, мировоззрения, теории мировоззрения и науки невольно подводят автора к необходимости создания науки о философии: "Именно эта работа на абстрактном, надсистемном уровне и создает "тело" философии - ее категориальный аппарат и формулировки проблем". А есть "... "тело" науки о философии"? "И она может считаться научной, ибо ее результаты носят интернациональный характер". Фактически автор предлагает то, что должно быть заложено в основу науки о философии, разрозненные материалы которой давно уже нарабатываются сотнями ученых, философоведов.

Философ - человек, наделенный Природой особым творческим даром - искусством размышления, философским мышлением, создающий философское учение, систему, которая яв-

стр. 93


ляется в определенной степени систематизированным изложением части его мировоззрения. Философское мышление отличается от других видов творческого мышления способностью обобщения и систематизацией полученной информации. С тех времен, когда не было наук в современном понимании среди людей занимающихся философией, которая имела тогда право называть себя наукой Всех наук, далеко не все обладали философским мышлением. Они способны были философствовать или изучать, исследовать философскую систему, быть философоведами. Но такого понятия не было, все называли себя философами. Философоведение формировалось постепенно и не отделялось от самой философии. Структура системы, состоящей из философии и философоведения, автоматически определяет задачи каждой из ее составляющих. Как есть науки о различных видах искусства, так должна быть наука о философии, философских системах. Каждая наука оперирует своими, едиными для конкретной науки установленными критериями и правилами, без которых она не может существовать. Философия свободна от них, поэтому в ней существуют десятки, сотни различных видов и направлений, все они применяют разные критерии, в том числе исключающие друг друга. Наука о философских системах обязана иметь единые критерии, термины, иначе она не будет наукой. Существуют науки: музыковедение, литературоведение. Почему же науку о философии, философских системах называют не философоведением, а философией, учёного в области философии не философоведом, а философом?

Люди во всех видах своей деятельности обладают различными уровнями и направленностью творческих способностей. Есть генераторы творчества - философы, композиторы, изобретатели и т. п. Есть ученые, творческие исследователи и исполнители работ генераторов: философоведы, музыковеды, дирижёры, музыканты, научные и технические работники. Есть исполнители того, что сделали интерпретаторы или генераторы, но без творческих усилий. Такое деление человечества условное, уровень творческих способностей от человека к человеку почти плавно изменяется. Чем выше уровень творческих способностей, тем меньше таких людей. Наиболее заметно это явление в искусстве, в том числе в философии. Наверное, потребность в искусстве, духовности у человечества меньше, чем в материальном.

Основоположником философоведения следует считать Г. В Лейбница., который провел классификацию философии на иде-

стр. 94


алистическую и остальную. А. И. Ильин считал, что характеристику своей философии философ не должен давать сам: Пусть он только не заботится о том, что из этого выйдет: "монизм", "дуализм" или "плюрализм", "реализм" или идеализм, "рационализм" или "интуитивизм" [4]. Это служит подтверждением необходимости философоведения. Некоторые философы, как Г. В. Лейбниц, одновременно были философоведами. Н. О. Лосский в своей работе [6] классифицирует философские взгляды русских философов XIX-XX в., а свою теорию познания назвал интуитивизмом. Академик И. Т. Фролов говорил, что он не философ, а доктор философских наук, что за всю историю человечества философов не больше, чем пальцев у человека. Фактически И. Т. Фролов называл себя философоведом. Выделение философоведения из существующего понимания философии послужит пониманию необходимости формирования науки о философии.

Теоретическое и прикладное философоведение

Наука, философия и другие виды искусства активно взаимодействуют между собой. Философия как творческий процесс размышления дала начало почти всем основным направлениям наук. Философия как искусство размышления является, как и математика, одним из атрибутов науки. По своему призванию философия должна идти впереди, а уже отстала от уровня развития общества. Причина этого не в желании или нежелании философов, она объективная. Скорость увеличения потока информации, научных знаний с каждым годом увеличивается. Обобщить, систематизировать всю информацию с каждым годом становилось труднее, а в XXI в., практически становится невозможным. Выход из создавшегося положения может быть найден в создании для каждой отдельной области деятельности общества своих направлений философии, которые, видимо, являются прикладной философией. Соответственно направлениям прикладной философии могут создаваться разделы философоведения.

Теоретическое философоведение изучает саму философию. Результаты работ такого направления интересны и понятны только тем, кто этим занимается. Другое значение имеет прикладное философоведение, изучение и применение которого используется в других видах и направлениях человеческой дея-

стр. 95


тельности, особенно там, где необходим элемент творчества, например в науке. Чем ниже уровень развития науки, тем значительнее влияние философии, философоведения на развитие этого научного направления. Наука о развитии Природы и тем более об органической составляющей находится на самой начальной своей стадии: преднауки [1]. Все познания в медицине, сельском хозяйстве, астрономии формировались на основе жизненного практического опыта, его осмысления и передачи этих знаний из поколения в поколение. Было время, когда уровень знаний ещё не достиг того, чтобы алхимия перешла из стадии фантазий и экспериментов, производимых методом "тыка", в науку химию с формулированием научных теорий, подтверждённых экспериментально. В таком или близком к такому состоянию были и другие науки. В современном понимании существующая медицина, биология, являющаяся основой медицины, находятся в самой начальной своей стадии научного развития, что называется "в зародыше", на стадии преднауки, а, возможно, еще в приемной преднауки. На этапе преднауки наиболее часто возникают ложные направления, которые не только не способствуют, но порою тормозят её развитие, приносят практический вред человечеству. Примером может служить "лысенковщина". Большой вклад в победу над нею внесло прикладное философоведение. Прикладное философоведение требует знания не только философии, но и той отрасли знаний, в которой необходима помощь философии, особенно в борьбе идей. Именно, так действовал доктор философских наук академик И. Т. Фролов. Глубокое знание биологии, генетики, изучение трудов Ч. Дарвина, И. И. Шмальгаузена, Г. Менделя, А. Вейсмана, Т. Г. Моргана, М. Гартмана, Л. Берталанфи и др. и собственная принципиальность привели его в лагерь активных критиков Т. Д. Лысенко и его сторонников. Работы И. Т. Фролова помогали целому поколению биологов, генетиков, выросших на лжеучении Т. Д. Лысенко, быстрее и основательнее понять его порочность и отказаться от него.

В науках, базирующихся на физических законах, ошибка выбранного направления корректируется практическим применением этих законов, законов Природы. В таких науках как биология, где знание подобных законов практически отсутствует, помощь философии, философоведения необходима. По мере развития науки, её законов необходимость в помощи философии будет уменьшаться, но никогда не исчезнет. Философия

стр. 96


как искусство размышления всегда останется необходимым инструментом, способствующим развитию науки. Однако надо помнить, что в отличие от объективных законов Природы философия субъективна. Поэтому её применение в науке при отсутствии знания и возможности использования законов Природы может привести к ошибкам. Примером может служить гипотеза Ч. Дарвина о происхождении видов животных.

---------------

1. Популярный энциклопедический словарь. М., 2001.

2. Никифоров А. Л. Природа философии. М., 2001.

3. Новая философская энциклопедия. М, 2001.

4. Ильин А. И. Путь к очевидности. М., 1993.

5. Спиноза Б. Этика, С. -Пб., 2001.

6. Белинский В. Г. Статьи и рецензии. Т. 1. М., 1948.

7. Лосский. Н. О. История русской философии. М., .1991.

Опубликовано на Порталусе 10 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама