Рейтинг
Порталус

ВЫСТУПЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ПРОФЕССОРА-МЕДИЕВИСТА

Дата публикации: 05 января 2016
Автор(ы): С. Б.
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1954, C. 180-180
Номер публикации: №1451989251


С. Б., (c)

Профессор Э. Н. Джонсон, выступая на объединенном заседании Американской ассоциации историков и Американской средневековой академии1 , признал, что вот уже десятки лет статьи в органе американских медиевистов "Speculum" лишены всякой связи с современностью. Даже из специалистов редко кто читает журнал, широкая же публика вообще не подозревает о его существовании. Интерес американцев к истории далекого прошлого, к классической древности и средневековью быстро падает. По мнению Джонсона, его коллеги работают впустую и не оказывают никакого влияния на общественную жизнь страны. Американские ученые оказались не в состоянии привить массам свои идеалы. В результате, сетует Джонсон, в США растут невежество и даже "одичание".

 

Какой же выход предлагает Джонсон из создавшегося положения? Американским медиевистам, по его мнению, необходимо покончить с "исследованиями для посвященных", выйти из состояния "культурной изоляции" и "посвятить себя написанию заново истории средних веков, дабы помочь решению важнейших задач современности".

 

Джонсон намечает исследования на темы: "Войны и попытки установления мира в средние века", "Международные организации средневековья", "История столкновений Запада и Востока в средние века". Эти исследования должны, по мнению Джонсона, доказать крушение миротворческих попыток, которые профессор фальшиво именует "средневековьем движением в защиту мира". Тем самым читатель, введенный в заблуждение навязанными ему бессмысленными аналогиями, должен будет покориться мысли о неотвратимости все новых и новых войн. Исследования о международных организациях средневековья предназначены для раскрытия благой, спасительной рол" папской теократии и католического мировоззрения в средневековой Европе.

 

Говоря о столкновениях Запада и Востока, Джонсон изображает эти столкновения как неизбежные не только в прошлом, но и в будущем, как некий вечный закон. Джонсон приводит избитые сближения между сословными учреждениями феодальной эпохи и учреждениями современной буржуазной демократии - прием, уже критиковавшийся в нашей научной печати. Правда, Джонсон призывает и к изучению пережитков средневековья, существующих в наше время, против которых якобы борется "западный мир". Но кто не знает и не видит, что американские империалисты, напротив, увековечивают отсталость и нищету закабаленных ими народов, используя именно эти пережитки?!

 

Джонсон мрачно смотрит на будущее буржуазной науки и культуры. Для себя и своих коллег он не видит иного пути, кроме подражания последним представителям античной образованности в эпоху "варварских" завоеваний. Безысходным пессимизмом проникнуты его слова: "Если мы действительно вступаем в новые темные века (Dark Ages - так в англо-американской литературе именуется раннее средневековье), то, чтобы избежать их, нам следует идти по стопам Григория Великого, Григория Турского, Исидора Севильского, Боэциуса и Беды".

 

Знаменательно, однако, что тот же Джонсон, предлагая рецепт приспособления проблематики средневековья к нуждам американского империализма, считает все же своим долгом отмежеваться от еще более откровенных фальсификаторов истории. Он иронизирует, например, над недавно умершим белоэмигрантом проф. Ростовцевым (нашедшим приют в США), который, как известно, объяснял упадок античной цивилизации... проникновением культуры в народные массы.

 

При всей реакционности своих воззрений Джонсон не может, однако, скрыть своей тревоги и даже возмущения разгулом фашистских тенденций в США. По словам Джонсона, его охватило "глубокое отчаяние при известии о том, что Американский легион на основании одного лишь телефонного доноса возбудил преследование против его близкого друга только за то, что тот осмелился в своих занятиях со студентами использовать книгу, одна из глав которой написана супругами Леттимор". Глухо намекая на сходство между сенатской комиссией по расследованию антиамериканской деятельности и средневековыми судилищами, Джонсон вполне серьезно рекомендует устройство радио- и телевизионных передач на темы о "святейшей" средневековой инквизиции!

 

 

1 E.N. Johnson. American Mediaevalists and Today. "Speculum". October 1953, p. 844 - 854.

Опубликовано на Порталусе 05 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама