Рейтинг
Порталус

Социальные утопии и предпринимательские проекты в английской общественной мысли XVII в.

Дата публикации: 16 октября 2020
Автор(ы): И. М. Эрлихсон
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 2009, C. 158-168
Номер публикации: №1602796770


И. М. Эрлихсон, (c)

Одной из самых острых социальных проблем Англии XVII столетия была проблема пауперизма (обнищания) и безработицы. Подобное положение вещей являлось результатом начавшегося еще в середине XV в. процесса экспроприации крестьянства. На протяжении периода зарождения капиталистических отношений крестьяне и мелкие ремесленники, вырванные в результате огораживаний и капиталистической конкуренции из привычных условий жизни, не могли быстро приспособиться к новой дисциплине труда и нередко предпочитали бродяжничество. Пауперизм в Англии как негативное социальное явление был официально признан еще в XVI в. и в это же время на государственном уровне был принят ряд мер по его устранению. Характерно, что даже минимальная социальная направленность этих мер сочеталась с жесткой регламентацией и ярко выраженным репрессивным характером. Это наглядно демонстрировали статуты Генриха XVIII, принятые в 1531, 1536, 1547 гг. и определившие основополагающие принципы государственной политики по отношению к пауперизированным слоям населения. Постоянно совершенствовавшиеся и дополнявшиеся на протяжении последующих двух веков в соответствии с менявшейся экономической и политической конъюнктурой эти статуты в конечном итоге оформились в систему основных законодательных постулатов по отношению к пауперам.

 

Финансовым источником всех государственных мероприятий по борьбе с пауперизмом с начала XVII столетия было налогообложение работающего и состоятельного населения, что вызывало резко негативную реакцию в этих слоях общества. Так "Законом о бедных" 1601 г. был введен обязательный налог в пользу бедняков, представлявший собой подать, взимаемую преимущественно с состоятельных членов прихода на поддержание нищих прихожан. Закон также предусматривал, что лица, отказывающиеся работать, должны быть принудительно помещены в исправительные дома.

 

В 1662 г. правительство Карла II приняло "Закон о лучшем вспомоществовании беднякам королевства", который требовал оседлости пауперов - их достаточно жесткой привязки к своим приходам. В частности, по этому закону "... пришелец, заставлявший власти прихода опасаться, что он в будущем может нуждаться в материальной поддержке прихода, в течение 40 дней после его появления мог быть задержан и под стражей возвращен на прежнее место жительства"1. Поправки, внесенные в закон статутом 1696 г., сделали его более гибким. В соответствии с ним "нужда в рабочих руках в какой-либо местности могла удовлетворяться, благодаря притоку бедняков из других районов при том условии, что бедняк должен был получить от своего прихода право на передвижение и иметь в подтверждении этого особое разрешение на поселение в другом районе"2.

 

 

Эрлихсон Ирина Марковна - кандидат исторических наук, докторант Московского педагогического государственного университета.

 
стр. 158

 

Советские историки, обращаясь к спектру проблем, связанных с генезисом английского капитализма и промышленной революцией, характеризовали тюдоровское и стюартовское законодательство о бедных как исключительно "кровавое законодательство", главная цель которого заключалась в принуждении пауперов к труду на невыгодных для них условиях3. В англо-американской исторической литературе изучение причин возникновения и развития пауперизма, эффективности законодательных и негосударственных методов борьбы с этим экономико-социальным явлением началось с середины XVIII в.4 и затем на протяжении почти трех веков привлекало к себе пристальное внимание исследователей5. Однако, несмотря на идеологически различную мотивацию и зарубежные, и отечественные англоведы приходили к одинаковому выводу: усилия государственной власти в усовершенствовании законодательства не привели к существенному прогрессу в борьбе с обнищанием масс и безработицей.

 

Коренная причина невысокой эффективности государственной социальной политики вопреки устоявшемуся мнению о порочности пауперов и простом нежелании работать видится в том, что с середины XVII в. по мере развития капиталистических отношений в аграрном и промышленном производстве начинает действовать фактор уже существующего, пусть и в зачаточном состоянии, свободного рынка труда. В сознании пауперов формируется стоимостный барьер, ниже которого они не желают продавать свой труд, а низкая рентабельность существующих предприятий не дает возможность их хозяевам нанимать работников и платить им высокую заработную плату. В этих условиях увеличение пособий только усугубляет ситуацию, косвенным образом увеличивая потенциальную стоимость рабочей силы, и поэтому усилия государства оказываются результативными только в социальной сфере: в улучшении условий жизни недееспособных слоев населения (больных, инвалидов, престарелых и детей). Найти же действенные способы уменьшения уровня растущей в течение всего XVII в. безработицы, используя исключительно типичные для государственного подхода принудительные методы вовлечения пауперов в трудовую деятельность, не удается.

 

В экономической жизни страны формируется противоречие: с одной стороны, капиталистическое предпринимательство нуждается в рабочей силе и не может эту потребность реализовать, а с другой - налоговое бремя государственной программы борьбы с пауперизмом и безработицей становится все более обременительным экономически, поскольку снижает рентабельность бизнеса. Объективная необходимость разрешения этого противоречия объясняет появление огромного количества трактатов, авторы которых предлагают оптимальные с их точки зрения способы решения социальных проблем пауперизма и безработицы с использованием тех возможностей, которые предоставляет капиталистический способ товарного промышленного и аграрного производства. Социальный статус (в основном это были представители финансово-промышленной буржуазии) и экономическое мировоззрение авторов этих работ определяло две принципиальные особенности предлагавшихся ими проектов: сохранение незыблемым государственного устройства и опора на теоретические представления позднего меркантилизма о квалифицированной трудовой деятельности человека как важнейшем факторе формирования товарной и меновой стоимости продукции 6. С точки же зрения предлагаемых путей решения проблем безработицы и пауперизма все эти работы можно условно разделить на две большие группы: "предпринимательские проекты" и "экономико-социальные утопии".

 

В первую, более многочисленную, группу входят предпринимательские проекты, ориентированные на максимальное вовлечение (административно-силовыми или реже экономическими методами) безработных и пауперов в сферу трудовой деятельности. Авторы таких проектов, критикуя правительственную политику, сохраняли в неприкосновенности законодательные методы борьбы с нищетой и безработицей, а их предложения при широчайшем спектре вариаций сводились к поверхностной коммерциализации государственной системы социального обеспечения. В число таких работ входят трактаты Т. Фермина, М. Гэйла, Дж. Локка, Дж. Чайлда, Дж. Кэри, Р. Даннинга, Ч. Давенанта7. К ним же относится малоизученный проект Роджера Норта (1653 - 1734), отличающийся нестандартностью подхода к решению проблемы пауперизма, сочетающего в себе предпринимательский прагматизм и элементы утопического.

 

Проект "Рассуждение о бедных" Р. Норта был опубликован в 1753 г., но, по словам издателя, "был написан достопочтимым автором незадолго до Революции (имеются в виду события 1689 года. - Н. Э.) или несколькими годами позже"8. Предлагаемые Нортом меры борьбы с паупериз-

 
стр. 159

 

мом основываются на его изучении статутов о нищих, начиная с елизаветинской эпохи, и тенденций перераспределения земельной собственности во второй половине XVII века.

 

Первое предложение Норта, сводилось к тому, чтобы обеспечить бедняков земельной собственностью. "Если бы каждый бедняк был собственником или держателем нескольких акров земли, он всегда (независимо от конъюнктуры на рынке труда. - Н. Э.) был бы обеспечен работой и мог бы содержать себя и свою семью", - писал он9. Между тем, после указа 1677 г., разрешавшего превращать все долгосрочные аренды, по которым не мог быть представлен договор, в краткосрочные, лендлорды часто разрывали обычные отношения с мелкими крестьянами и заменяли их капиталистической арендой, тем самым умножая число нищих и безработных. В таких условиях предложение Норта становилось практически не реализуемым, т.к. оно предполагало новое перераспределение собственности, что в корне противоречило курсу государственной политики на максимальную стабилизацию сложившихся в результате революции имущественных отношений. Во-вторых, обеспечение бедняков земельными наделами, пусть даже на условиях аренды, препятствовало бы формированию рынка труда в том объеме, который на конфетном этапе был необходим для развития промышленного и аграрного секторов, а, следовательно, противоречило интересам и крупной буржуазии, и земельной аристократии. Вероятно тот факт, что Норт не прописал, за счет каких законодательных механизмов можно реализовать это мероприятие, объясняется тем, что он и сам осознавал утопичность своего плана.

 

Вторая, более рациональная и продуманная в плане практической реализации мера, предполагала постепенную отмену действующего законодательства о бедных. Мыслитель предлагал определить некую хронологическую точку отсчета, то есть, время, начиная с которого все законы должны будут действовать только в отношении ныне живущих лиц вплоть до их смерти. Те, кто получает пособие, писал Норт, будут получать его, на них же будут распространяться Акт об оседлости и прочие законы о бедных. Иначе говоря, автор "Рассуждения о бедных" предложил блестящий социологический ход, посредством которого через несколько поколений неэффективные и приносящие вред законы безболезненно отомрут сами собой, исчезнув как ненужный рудимент. С экономико-социальной точки зрения Норт единственный из авторов проектов, направленных на борьбу с безработицей и пауперизмом, выдвинул утопичную по реализации, но позитивную по существу идею: отменить обременительное для предпринимательства налоговое бремя статутов о бедных, а минимальную социальную защиту неимущих переложить на них самих, обеспечив их для этого земельной собственностью. Тем самым, он предложил свой вариант разрешения противоречия между растущими безработицей и налогами для пауперов, с одной стороны, и недостатком рабочей силы в сфере капиталистического производства, с другой.

 

Вторую немногочисленную группу проектов борьбы с безработицей и пауперизмом составляют утопические произведения, в отечественной исторической литературе именуюемые "промежуточным видом утопии" и "кооперативной утопией"10, а в зарубежной историографии классифицирующиеся как "утопии полной занятости"11. Сущность данных произведений, определявшая собственно их утопизм, заключалась в намерении их авторов за счет привлечения стороннего капитала создать внутри существующего государственно-политического устройства производственные содружества бедняков, в которых помимо предоставления работы для них создаются нормальные жилищные условия, организуется система образовательного и профессионального обучения, обеспечивается медицинское и социальное обслуживание. В число наиболее известных "кооперативных утопий" входят "Заступник бедных людей" П. Чемберлена (1649), "Предложенный способ как сделать бедных в нашем и других королевствах счастливыми" П. Плокхоя (1659), "Декларация парламенту" У. Ковелла (1659) и "Корпорация труда" Дж. Беллерса (1696). Опираясь на исследования отечественных англоведов, попытаемся определить характерные особенности этих проектов и вычленить природу их утопизма.

 

Суть проекта П. Чемберлена сводится к созданию общественного фонда, часть которого планировалось использовать для обеспечения работой, продовольствием и кровом трудоспособных бедняков Англии и для устройства в богадельнях нетрудоспособных детей, стариков и инвалидов. Общественный фонд складывается из королевских, епископских, деканских земель, имений делинквентов, общинных земель, пустошей и затопленных участков, неразработанных шахт, приходских сборов, нереализованных благотворительных взносов, доходов с церковных десятин. Как именно

 
стр. 160

 

представлялась Чемберлену организация труда на общественных землях, на каких принципах распределялся полученный доход, осталось неясным. М. А. Барг полагал, что "часть произведенного должна идти в фонд непосредственного потребления работников, а другая часть - в отдельный общественный фонд". Притязания рядовых членов предприятий Чемберлен ограничивал наличием "пищи и одежды и введением такого порядка, при котором их потомство будет обеспечено тем же путем трудолюбия" 12. Таким образом, у бедных появлялась возможность работать и обеспечивать себе минимальный уровень материального комфорта, с сознанием того, что прибыль от их труда пойдет на национальные нужды. При всей "критике эксплуатации бедняков, вопиющего разрыва между богатством и бедностью", приличествующей только "наиболее левым народным движениям" 13, Чемберлен остается абсолютно лояльным к институту частной собственности.

 

Суть проекта Питера Плокхоя состояла в объединении в изолированное общество или "маленькую республику" тех, кто не был испорчен властью и богатством, кто не опустился в нищете, сохранил профессиональные навыки и желание работать. Целью Плокхоя было создать сообщество не бедных тружеников, а квалифицированных ремесленников, торговцев, земледельцев и профессиональных рабочих. Планировалось, что талантливые и состоятельные люди соберут капитал и купят землю, на которой земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки и прочие желающие организуют свое сообщество. Обобществление собственности в нем не носит обязательного характера: "Те, кто приходят в наше общество, не должны принуждаться делать имущество общим, согласно десятой заповеди" 14. А вот сам труд и быт должны носить общественный характер и в обязательном порядке общими являются продукты и результаты труда. При выходе члену общества или в случае его смерти наследникам возвращался их вклад, если он был внесен, и часть прибыли, полученная сообществом за время работы уходящего члена. Каждые полгода или год должны были подводиться итоги, и прибыль, или, как ее именовал Плокхой, "излишки над необходимым", направлялась на расширение производства, распределялась между членами сообщества и частично шла на дивиденды отцам-основателям. Для ежедневного руководства обществом из числа его членов ежегодно выбирались управляющий и три его заместителя. Некоторые исследователи отмечали сходство быта обществ Плокхоя с образом жизни граждан "Утопии" Томаса Мора15, но Плокхой был значительно либеральнее своего предшественника - он не считал нужным жестко регламентировать жизненный уклад общинников и устанавливать имущественное равенство. "Наши правила и законы немногочисленны, поскольку создаются только из-за необходимости, а не для ограничения свобод, они всегда открыты для суда народа, помогая обнаружить и уличить корыстных и алчных людей" 16.

 

Во многих элементах схожий с "маленькими республиками" Корнелиуса проект предложил сектант У. Ковелл в своем трактате "Декларация парламенту" (1659). Из пожертвований богатых "отцов" формируется первоначальный капитал для организации коммуны бедняков. Внутри этого сообщества "царят равенство и демократия. Все члены одинаково трудятся для производства продуктов потребления.... Потребление в обществе - коллективное. Все производимое хранится на складах; все необходимое раздается членам общины даром; излишки продаются или обмениваются за пределами общины. Внутри купля-продажа отсутствуют, деньги и другие ценности не существуют" 17. Идеал общественных отношений у Ковелла достаточно примитивен. Следствием этого является сумбурность и декларативность в описании организационного построения и функционирования общины. Идейные посылы, способы организации, внутреннее устройство и функционирование коммун Ковелла в значительной мере ассоциируются с крестьянско-плебейскими утопическими мечтаниями. Действительным творческим наследником Питера Плокхоя, мыслителем, возродившим его идеи, стал видный деятель квакерского движения, предприниматель и филантроп Джон Беллерс.

 

Исследователь научного наследия Беллерса ТА. Павлова рисует портрет убежденного общественного реформатора консервативного толка, филантропа и успешного предпринимателя. Имущественное и социальное неравенство, существующее между богатыми и бедными, воспринималось им как объективная реальность, которая в силу своей богоданности не может быть изменена. Цель своей реформаторской деятельности Беллерс видел в обеспечении материального достатка, социальной защищенности и возможности получения общего и ремесленного образования для представителей малоимущих слоев общества. Для реализации этой утопической цели он предлагает

 
стр. 161

 

создать за счет привлечения частных капиталовложений экономически самостоятельное сообщество трудящихся, называемое им корпорацией. Введение к "Предложениям по организации Корпорации труда" (1696) читается как проспект акционерной компании, пытающейся заинтересовать потенциальных акционеров возможностью получения прибыли. Белперс заявлял о трех вещах, на достижение которых был нацелен его проект: "доход богатых (который обеспечит безбедную жизнь другим), достаток бедных и качественное образование молодежи"18.

 

Проект Беллерса более фундаментален, более детален и несравненно реалистичнее "маленькой республики" Плокхоя; его суть в предельно сжатом виде сводится к следующему: за счет продажи акций аккумулируется стартовый капитал в размере 18 тыс. фунтов, который используется для приобретения земли, постройки зданий, закупки орудий труда и исходных материалов. Разработка общих законов и выбор должностных лиц осуществляется советом, в который входят инвесторы с количеством акций на сумму не менее 50 фунтов, что дает право на один голос. 12 и более инвесторов выбираются "в комитет, как посещающие инспекторы, советники, дающие рекомендации управляющим и работникам"19. Совет инвесторов выбирает управляющих корпорации. Каждый год проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности и определение прибыли, частично распределяющейся между инвесторами, частично направляемой на развитие корпорации. Владельцы акций имеют право реинвестировать свою прибыль в акции корпорации. Фондовая спекуляция запрещена: инвесторы, желающие продать свои акции, предлагают их другим акционерам. Другими словами, корпорация функционирует по принципам закрытого акционерного общества.

 

В члены сообщества принимаются на основании отбора только квалифицированные ремесленники и крестьяне, готовые к регулярной трудовой деятельности и принимающие суровую дисциплину корпорации. В сообществе производятся все ремесленные и сельскохозяйственные товары первой необходимости, что гарантирует экономическую безопасность и независимость всем его членам в условиях рыночной нестабильности. Интересы членов корпорации, в представлении автора проекта, первичны: им предоставляется работа, обеспечиваются жилищные условия, медицинское обслуживание, возможность получить общее и ремесленное образование; доход корпорации в первую очередь идет на оплату труда членов сообщества, на финансирование производства и социальных программ, а лишь после этого акционерам выплачиваются дивиденды.

 

Автор был настолько уверен в преимуществах разработанного им проекта, что готов был предложить форму внутренней колонизации на основе корпораций, обеспечивающих возделывание больших площадей пустующих земель в особенности в северных районах. "Через 58 лет, при условии, что бедные будут трудоустроены, они смогут превратить все простаивающие земли (которые, по мнению многих, составляют четверть всех земель королевства) в плодородные поля, сады, огороды, свои убогие деревушки - в корпорации, смогут наполнить свои амбары зерном, наши магазины - товарами, которые будут способствовать увеличению численности населения, мощи и богатству нации"20.

 

В проекте Джона Беллерса впервые в истории утопической мысли предложен не филантропический, а государственно независимый экономический источник существования общества материального достатка, равенства и благополучия. Этот проект не декларативен как утопия Плокхоя, а по уровню проработки доведен до стадии практической реализации. Революционность "Предложений..." Беллерса доказывается и отсутствием аналогичных проектов вплоть до экспериментов Р. Оуэна 21.

 

В конце XVII - начале XVIII в. наряду с предпринимательскими и акционерными проектами появляются и работы, авторы которых предлагают решать проблему пауперизма и безработицы полуфеодальными методами, используя в качестве гарантов общественной стабильности мистических носителей высшего знания - адептов. К ним можно отнести два опубликованных в 1698 и 1700 гг. утопических очерка "Эссе об адептах" и "Annus Sophiae Jubilaeus", автор которых скрылся за псевдонимом "Филадепт". Английский историк, исследователь утопической мысли Г. Клейз высказал предположение, что под этим псевдонимом мог скрываться любой из известных алхимиков, практиковавших в то время в Лондоне - Э. Дикинсон или врач У. Салмон 22.

 

На первый взгляд, содержательная часть обоих трактатов сводилась к тому, чтобы обосновать понимание алхимии как прикладной науки, способной решать острые социальные проблемы. Автор, взывая к человеческому разуму, пытался доказать возможность создания волшебного эликсира

 
стр. 162

 

(философского камня) и перечислял его чудодейственные свойства. "Он (камень. - Н. Э.) существует и приносит, во-первых, богатство, во-вторых, добродетель и довольство, а, в-третьих, силу и здоровье. Представьте людей, не нуждающихся ни в чем, не подвластных лишениям и болезням, живущих так долг, как этого позволяет человеческая природа!"23.

 

Тем не менее, рассуждения о философском камне и адептах служили исключительно внешней атрибутикой, под которой скрывалась конфетная программа экономических и политических реформ, по мнению анонимного утописта вполне реализуемых в рамках существующего государственного устройства. Несмотря на то, что главной целью автор называет "преобразование всего мироздания", его практические предложения распространяются исключительно на Англию. Это, в частности, доказывается тем, что конституция обновленного мира в представлении "Филадепта", с незначительными различиями копирует реальное политическое устройство Англии конца XVII столетия. Во главе государства должны стоять король, сенат и адепты, которые присягают на верность закону. В состав сената входят дворяне, а также "часть самых знающих, самых здравомыслящих, самых добродетельных людей, избранных и признанных самим народом"24.

 

На первый взгляд не претерпели изменений экономический базис и социальная структура идеального общества: земля находится в частной собственности крупных ленд-лордов, частично сдающих ее крестьянам, которые обрабатывают свои наделы, владения арендодателя, а также платят ему 1/4 часть от полученного урожая. "Ленд-лорд - это король, а арендаторы - его верные подданные... он вместе с членами своей семьи будет жить в своем дворце, в его распоряжении будет столько слуг, сколько он пожелает назначить, и его права, а также права и привилегии его потомков будут увековечены действующим законодательством"25.

 

Однако основная цель утопического построения "Филадепта" - попытка доказать возможность решения проблемы безработицы посредством создания изолированных аграрно-промышленных корпораций материально и социально равноправных трудящихся без трансформации политического устройства и сложившегося в Англии конца XVII в. распределения собственности. И в этом ракурсе видения "Эссе об адептах" и "Annus Sophiae Jubilaeus", безусловно, могут анализироваться в одном ряду с экономико-социальными проектами обеспечения занятости Чемберлена, Ковелла, Плокхоя и Беллерса.

 

Не жалея красок, описывает "Филадепт" тяготы жизни бедняков: ".... Они работают с раннего утра до позднего вечера, пищей им служит черный как копоть сухой хлеб, тухлое мясо и грязная вода.... Они прикрывают изможденные тела жалкими лохмотьями, а их мозолистые ступни не знают иной обуви кроме грубых деревянных башмаков... У них нет ни сил, ни времени учить своих детей, и они вырастают такими же невежественными, как и их родители. Как же беспросветна их жизнь! Неудивительно, что этим бедным людям чужды понятия христианской веры, и они живут подобно диким зверям"26. Примечательно то, что (в отличие от Беллерса) автор ничего не пишет о пагубности пауперизма и безработицы для экономики Англии, делая акцент на последствиях морально-этического плана, таких как падение нравов, духовная деградация бедняков. "Попрошайки - позор республики, признак того, что в нем не хватает милосердия, христианства, благоразумия и порядка...", - восклицает он27.

 

Возможность искоренить безработицу и нищету "Филадепт" видит в создании экономически замкнутой ремесленно-крестьянской корпорации, построенной на принципах натурального хозяйства. "Представим четыре небольших по численности прихода, объединенных в корпорацию, а в каждой из них достаточное количество плотников, каменщиков, кузнецов, портных и представителей других важных профессий. Таким образом, мы получим крошечное государство, жители которого обеспечивают себя всем необходимым и пребывают в блаженном неведении относительно того, что происходит за пределами их маленького мира". Отсутствие экономических регуляторов функционирования корпораций обусловливает введение всесторонней регламентации. Строгая пропорциональность архитектурных решений - квадратные города, деревни, дома, прямые улицы; мелочная регламентация житейского уклада - скрупулезно описаны распорядок дня, процедура принятия пищи, форма одежды, правила общения и ограничение развлечений. Очевидно идейное влияние и наличие прямых заимствований из "Утопии" Т. Мора. Аноним отмечал, что "работа не будет тяжелым бременем, так как в новом обществе будут практиковаться только те ремесла, которые действительно необходимы для его нормального функционирования"28. Он фактически перефразиро-

 
стр. 163

 

вал слова великого утописта, писавшего, что "потому что они (утопийцы. - Н. Э.) занимаются полезными ремеслами, и для этого достаточно весьма малой затраты труда, выходит, что у них всего вполне вдоволь..."29.

 

Значительное место в "Эссе..." уделяется вопросам воспитания и образования. До семи лет дети растут в доме родителей, затем их помещают в другую семью или в другой приход, где они живут и работают до тех пор пока не обзаведутся собственной семьей и домом. Мальчики обучаются военному делу; к каждому приходу приписаны школьный учитель и священнослужитель, "под бдительным присмотром которых молодежь изучает тексты Священного Писания и прочие полезные книги". Главным итогом воспитательно-образовательного процесса, по мнению автора, должна стать выработка трудолюбия и умеренности. "Источник всех зол - продолжает автор, - это неумение ограничить свои потребности. Какими бы темпами не увеличивалось население, оно никогда не испытает недостаток в предметах первой необходимости при соблюдении золотого правила умеренности" 30.

 

Важным инструментом педагогического воздействия на членов корпорации, по мысли автора, является церковь. Каждый день должны проводиться четыре службы, посещение двух из которых обязательно для всех. Прихожане обучаются до 30 лет, пока не смогут самостоятельно интерпретировать веру, для чего должны быть созданы книги об основах христианского вероучения для различных возрастных групп. В церквях нет никаких картин, орнаментов, скульптур или надгробий, каждому человеку предоставляется сидячее место. К посту и благодарственным молебнам автор относится с неподдельной серьезностью. Он даже выражал пожелание, чтобы "языческие названия" дней недели и месяцев были заменены "на более приличествующие христианству"31.

 

Одной из главных задач, которую пытается решить автор "Эссе об адептах" и "Annus Sophiae Jubilaeus" заключается в установлении материального и социального равенства. Пытаясь понять, почему созданные по одному подобию люди не равны, он приходит к заключению о закономерности этого естественного, природного неравенства, являющегося своеобразным наказанием за первородный грех Адама и Евы. "Всегда будет разница между родителями и детьми, суверенами и подданными, стариками и юношами, добродетельными и испорченными людьми. Но, - продолжает автор, - это различие не должно состоять в том, что один купается в океане мирских благ, а другой доведен до голодной смерти". Причина такого положения в том, что люди привыкли рассуждать с позиции неравенства. "Торговец, дворянин, богатый кардинал думают, что излишек необходим для их благополучия, без которого жизнь бы была сплошным бедствием, а бедный честный ремесленник, который усердно работает на благо общества, по их мнению, всем обеспечен, раз он получает 6 пенсов в день на содержание себя, жены и детей"32.

 

Идеальное равенство "Филадепт" видел, в первую очередь, в ограничении потребления и частичном ограничении размеров собственности состоятельных людей. "Те, кто имеют слишком большие наделы, должны поделиться с кем-нибудь из своей семьи или родственников, либо продать часть адептам в целях общего блага". Также предполагалось, что власть гарантирует полную занятость за счет введения системы минимальных зарплат. Взрослый мужчина должен получать минимум 18 пенсов в день, женщина - шиллинг, а ребенок 7 - 15 лет 3 - 5 пенсов. "Такими средствами можно добиться равенства, при котором каждый жил бы в свое удовольствие". Достижение равенства, по мысли автора, обеспечили бы "такие законы, по которым те, кто зависят от собственного труда, будут жить спокойно и уютно, как и те, кто владеют землями и другой собственностью" 33.

 

Ограничение потребления в сочетании со всеобщей занятостью должны, по мнению автора утопий, привести к избыточному производству. Прибыль от нее передается в руки адептов, которые используют ее для строительства церквей, больниц, военных укреплений, для мощения дорог и строительства новых городов, культивирования простаивающих земель. Наряду с программой общественных работ, еще один способ ликвидации последствий перепроизводства, по абсолютно серьезному утверждению автора, заключался в знании адептами секрета магических сплавов, вбирающих денежные излишки.

 

По мысли автора, независимо от возраста и пола, все граждане должны быть обеспечены работой. Только тем, "кто владеет землей и другой собственностью", то есть, праздному "сословию" богачей не нашлось места в идеальном мире всеобщей занятости. В отличие от Плокхоя и Беллерса, "Филадепт" не видел в них потенциальных инвесторов и инициаторов экономической деятель-

 
стр. 164

 

ности и просто "утопил" щекотливый вопрос об их роли в деятельности корпорации в пространных рассуждениях о христианских добродетелях.

 

Плокхой предпринял попытку практической реализации своей программы в североамериканских колониях Нидерландов. Бургомистры разрешили колонистам (всего на борту "Святого Якова" в мае 1663 г. в Америку прибыл сорок один человек) установить такие правила и порядки, которые они посчитают наиболее подходящими, освободили их от уплаты налогов в течение двадцати лет. Была принята шестистраничная "конституция", в которой объяснялись цели учреждаемого общества и излагались основные принципы организации колонии. Декларировался принцип религиозной терпимости, детей кроме Священного Писания обучали "только естественным наукам и языкам", вдовы и сироты обеспечивались за счет общества, коллективные работы занижали не более шести часов в день. В то же время наблюдались и существенные различия. Каждый колонист имел в частной собственности земельный надел, который он обрабатывал в свободное время и мог в любой момент продать его в общественное пользование. К сожалению, эксперимент, начатый в июле 1663 г., был прерван в следующем году военной оккупацией провинции англичанами.

 

Более удачной была попытка на практике решить проблемы безработицы и нищеты, предпринятая в самом начале XVII в. Роландом Воаном. Его трактат "Проверенные и долговечные системы водоснабжения..." (1610) считается важным вкладом в науку об ирригационных системах 34. Воан описал созданное им производственное содружество, которое предвосхитило рассмотренные выше утопические проекты и социальные эксперименты Р. Оуэна.

 

Роланд Воан провел молодые годы при дворе Елизаветы I, под покровительством Бланш Парри, фрейлины и ближайшей подруги королевы. После прохождения военной службы в Ирландии он вернулся домой и женился на леди Элизабет Парри. "Любящая супруга", как называл ее Воан, увлекла новоиспеченного мужа административно-хозяйственной деятельностью. Одним из совместных владений супругов был запущенный земельный участок в Золотой Долине, расположенный на западном берегу реки Дор. Первым предприятием Воана стало сооружение ирригационной системы для орошения лугов Золотой Долины. На эксперименты ушло двадцать лет, но в результате он достиг таких успехов, что его ежегодный доход от этой земли увеличился в несколько раз.

 

После этого Воан занялся масштабными экономическими и социальными реформами в своем округе. В Золотой Долине простаивали огромные участки земли, будучи либо невозделанными, либо непродуктивно используемыми. В понимании Воана проблема заключалась в дезорганизации сельской жизни. По убеждению Бона, "ремесла и торговля не развиваются", а плодороднейшая Золотая Долина приобрела сомнительную славу "места, в котором нищих больше, чем в каком-либо другом уголке королевства"35. Как уверял Воан, бедняки, проживавшие в округе, проводят время в недопустимой праздности.

 

Порочный круг безработицы, нищенства и воровства Воан разорвал, создав в Золотой Долине в 1604 г. ремесленно-аграрное объединение, члены которого были обеспечены работой, снабжали себя всем необходимым и поставляли часть продукции на внешний рынок. После того как производственное сообщество успешно и прибыльно просуществовало шесть лет, Воан написал петицию графу Пембруку в надежде заинтересовать его и прочих титулованных особ перспективами выгодного капиталовложения.

 

Ремесленно-аграрное объединение Воана состояло из двух тысяч человек (хотя он допускал возможность создания более крупного сообщества), - по несколько представителей от каждой профессии, а также подмастерьев, женщин и детей. Претенденты проходили тщательный отбор: анализировались уровень профессиональной квалификации, физическое здоровье и, на что обращалось особое внимание - моральный облик. Для поддержания его на достойном уровне Воан предлагал построить на территории общины церковь и выделять по пятьдесят фунтов в год на содержание священника, а также тщательно следить, чтобы члены общины добросовестно посещали утренние и вечерние проповеди и не предавались пьянству, разврату и прочим грехам. Для предоставления медицинских и социальных услуг на территории общины были организованы больницы и богадельни, гарантировавшие медицинское обслуживание и выплату денежных пособий на случай старости и инвалидности.

 

Одной из особенностей проекта Воана, которая, по его мнению, и обеспечила успех его предприятия, была интеграция аграрной и ремесленной деятельности, хотя сам реформатор тяготел к сельскому хозяйству и занимался им лично. "Масло и сыр из молока моих трехсот коров я продаю

 
стр. 165

 

прядильщикам, ткачам, чесальщиками и всем остальным; пшеницу, рожь и солод, выращенные на моих десяти полях, я перемалываю на четырех мельницах и продаю указанным людям; мясо, шкуры и шерсть моих овец я продаю им же; я снабжаю их кирпичами и глиной.... А то, что не сможет обеспечить мое поместье, я приобрету у соседей"36.

 

Жизнь членов общины сводилась к постоянному, прерываемому разве что на время сна и принятия пищи, процессу производства материальных благ. По выражению самого Воана, "портные, чесальщики, ткачи, прядильщики и прочие не должны терять ни часа работы". Высокий уровень производительности достигался за счет того, что каждый человек занимался исключительно своей узкопрофессиональной деятельностью, а также за счет строжайшей дисциплины. Имущество общинников не было обобществлено, внутри общины существовало денежное обращение, но цены строго регулировались, для чего была введена должность клерка или регистратора. "Ремесленники не могут сами назначать цену за свою продукцию, это делает регистратор. Он говорит: ты, дубильщик, приобрел сотню шкур по такой-то цене, значит, ты можешь продавать дюжину выделанных кож по такой цене; ты, перчаточник, купил столько-то тысяч кож, заплатив такую-то сумму, значит, перчатки будут продаваться по соответствующей цене. И так каждый ремесленник будет ограничен к взаимной выгоде всех остальных. Что же касается покупателей со стороны, тот здесь мои ремесленники вольны назначать любую цену, какую им заблагорассудится"37.

 

Быт и даже внешний облик общинников был унифицирован: они просыпались и ложились спать в установленное время, по звуку трубы завтракали, обедали и ужинали в огромном зале, вместе молились, носили шляпы алого цвета. В трактате практически не упоминается о развлечениях: по всей видимости, их небогатый спектр сводился к "распеванию псалмов и гимнов в честь Ее Величества" 38.

 

Понимая ограниченность собственных финансовых возможностей и пытаясь развить свой экономико-социальный проект, Воан надеялся привлечь дополнительные капиталы, предполагая создать джентльменский клуб, представители которого стали бы инвесторами и получали бы дивиденды, не принимая никакого участия собственно в деятельности общины. Членам клуба - представителям джентри и аристократии, "великодушным жертвователям, людям несравненных достоинств" Воан стремился предоставить максимальные преференции помимо выплаты дивидендов. Они по-прежнему вели бы необременительную и приятную жизнь, а каждый их приезд в общину обставлялся бы с максимальной пышностью. Общинники должны были каждый день держать накрытые столы и выставлять часового, чтобы тот заблаговременно оповещал о визите важных гостей. Их селили бы в комфортабельных апартаментах, предлагали изысканные блюда, обеспечивали развлечениями, а рядовые члены общины должны были демонстрировать смирение и почтение по отношению к "благодетелям".

 

После смерти Воана владения реформатора перешли к родственникам, не заинтересованным в продолжении его социального эксперимента. Окончательно его содружество распалось в годы революции и гражданской войны. "Не вызывает сомнения то, что двум тысячам ремесленников едва ли позволили бы ткать и прясть, когда требовались сильные мужчины, чтобы сражаться, и, кто знает, может быть, члены содружества, пройдя школу дисциплины у Воана, стали отменными солдатами" 39. В Золотой Долине не осталось следов ни ирригационных систем Воана, ни того, что напоминало бы об уникальных социальных экспериментах. К идее же о возможности привлечения частных акционерных капиталов для создания сообществ, в которых безработные и пауперы будут заниматься промышленной и аграрной деятельностью и при этом будут обеспечены социально, английская общественная мысль возвращается лишь во второй половине XVII века.

 

Таким образом, в общественно-политической мысли XVII в. можно выделить самостоятельное направление, сориентированное на поиск путей обеспечения максимальной занятости населения и негосударственных финансовых источников решения социальных проблем. В обширной литературе, посвященной данной проблеме, отчетливо выделяются два подхода:

 

- предпринимательский, нацеленный на достижение максимальной рентабельности бизнеса и снижение социальной напряженности за счет вовлечения в трудовую деятельность возможно большего количества безработных и пауперов при минимальной оплате труда;

 

- утопический, ставящий не просто задачу обеспечения всеобщей занятости и минимального материального достатка, а сверхзадачу по социальному обустройству не только работников, но и членов их семей, то есть некоего сообщества.

 
стр. 166

 

Среди особенностей предпринимательских проектов "полной занятости" можно выделить стремление к максимально широкому вовлечению безработных и пауперов в трудовую деятельность как принудительными, так и рыночными способами; минимизацию затрат на оплату труда и социальную помощь; попытки организовать массовое профессиональное обучение и целевую подготовку квалифицированных работников особенно из среды детей и молодежи.

 

Основной отличительной особенностью "кооперативных утопий" или "утопий полной занятости" является появление в них экономического измерения: утопист не просто моделирует идеальный социум, а в терминах существующей экономической теории продумывает и прописывает его "бюджет": показывает, откуда берется начальный капитал, за счет чего формируются доходы и как они распределяются. Вторая черта рассматриваемых утопий - нацеленность на практическую реализацию и политический конформизм: в утопическом сознании их авторов окружающее политическое и общественное устройство достаточно пластично для реализации их проектов. И еще одна черта - сокращение масштабов утопического эксперимента: субъектом выступает уже не все общество, а лишь некая его часть, отобранная по тому или иному алгоритму (корпорация тружеников, "маленькая республика").

 

Вряд ли можно признать удачным определение трактатов П. Чемберлена, П. Плокхоя, У. Ковелла, Дж. Беллерса как "кооперативных утопий". В современном понимании производственная кооперация - это добровольное объединение лиц для осуществления предпринимательской деятельности на основе трудового или паевого участия; все доходы от такой деятельности распределяются между членами кооператива. У утопистов капитал общества формируется либо государством, либо частными инвесторами. Им достается прибыль от предпринимательской деятельности, а члены сообщества, объединенные не по собственной инициативе, а по отбору инвесторов, имеют право только на оплату труда и на равноправный доступ к социальным благам. Столь же неудачным представляется и принятая зарубежными историками дефиниция совокупности рассматриваемых нами утопических проектов по одной из их конечных целей - достижению полной занятости.

 

Все анализируемые утопические проекты объединяет использование авторами экономических средств (коммерческих образований аналогичных акционерным обществам) для достижения социальных целей - искоренения безработицы, обеспечения социальной защиты. Следовательно, логичным было бы определить проекты Р. Воана, П. Чемберлена, П. Плокхоя, У. Ковелла и Дж. Беллерса как экономико-социальные утопии.

 

Утопические мыслители идут дальше сиюминутного прагматизма меркантилистов, они пытаются решить более масштабные задачи - не только обеспечить работой и повысить уровень материального достатка. Их программа включала обеспечение нормальных жилищных условий, медицинское обслуживание, внедрение системы страхования, развитие науки и техники и использование их достижений для общественного благополучия, создание сети образовательных учреждений для обучения (в первую очередь, ремесленного) детей и молодежи.

 

Однако при всей своей масштабности проекты Чемберлена, Плокхоя и Беллерса являются типичными утопиями. И в наибольшей степени это проявляется в их экономической несостоятельности, обусловленной тем, что попытка использовать доходы предпринимательского сообщества для финансирования любых, не связанных с производственной деятельностью, программ безальтернативно приводит к уменьшению рентабельности, а, следовательно, снижению инвестиционной привлекательности таких акционерных обществ. Корректность нашей точки зрения доказывает, во-первых, то, что попытки практической реализации подобных проектов чрезвычайно редки, а, во-вторых, то, что положительные прецеденты в большей или меньшей степени связаны с благотворительной деятельностью и энергией энтузиастов и потому оказываются недолговечными, что демонстрируют социальные эксперименты Р. Воана в начале XVII века.

 

Примечания

 

1. RIBTON-TURNER CH. A history of vagrants and vagrancy and beggars and begging. L. 1887, Р. 164.

 

2. МЕЩЕРЯКОВА Н. М. Внеэкономическое принуждение в английских законах против рабочих и пауперов конца XVII - первой половины XVIII века - Вестник Московского университета. 1970, N 5, с. 72.

 

3. МЕЩЕРЯКОВА Н. М. К положению английского пролетариата в эпоху раннего капитализма. - Вопросы истории. 1972, N 9; ЕЕ ЖЕ. Работные дома в Англии первой половины XVIII века. Проблемы британской истории.

 
стр. 167

 

М. 1972; ШТОКМАР В. В. Кровавое законодательство Тюдоров против обезземеленных масс Англии. - Ученые записки Ленинградского университета. 1951, N 130; СЕМЕНОВ В. Ф. Пауперизм в Англии XVI века по вопросу о пауперах. - Средние века. 1953, N 4.

 

4. ALCOCKT. Observations of the effects of the poor law. L. 1752; EDEN F.M. The state of poor. L. 1797.

 

5. NICHOLS G. A history of the English poor law. L. 1854; WEBB S. and B. The English poor law History. L. 1963; MARSHALL D. The English poor in XVIII century. L. 1928: JORDAN W. Philanthropy in England. 1480 - 1660. L. 1959; SNELL K.D. Annals of the labouring poor: social change in agrarian England, 1660 - 1900. Cambridge. 1987; HINDLE S. On the parish? The micro-politics of poor relief in rural England 1550 - 1750. Oxford. 2008.

 

6. ПЛОТНИКОВ И. С. Меркантилизм. М. 1999; ХОЛОДИЛИН К. А. Становление экономической теории в трудах меркантилистов. М. 1992; Mercantilist Theory and Practice: The History of British Mercantilism. L. 2008; HECKSCHER E. Mercantilism. L. 1955; FURNISS E.S. A study in the labor theories of the later English mercantilists. New York. 1965; COWHERD R.H. Political economists and the English poor law. Ohio. 1977.

 

7. МЕЩЕРЯКОВА Н. М. Пролетариат Англии в процессе формирования (первая половина XVIII в.). М. 1979; ПАВЛОВА. ТА. Джон Беллерс и английская социально-экономическая мысль второй половины XVII века. М. 1979; CORNISH J. The life of Mr. Thomas Firmin. L. 2008; BLAUG M. The later mercantilists: Josiah Child and John Locke. L. 1991; BLAUG M. Pre-classical economists: Charles Davenant and William Petty. L1991.

 

8. NORTH R. A discourse of poor.... L. 1753, Р. VI.

 

9. Ibid., Р. 66.

 

10. БАРГ М. А. Социальная утопия в Англии середины XVII века. Европа в новое и новейшее время. М. 1966; ВОЛГИН В. П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XIX века. М. 1976; ПАВЛОВА. ТА. Ук.соч.; ЕЕ ЖЕ. Народная утопия в Англии XVII века. М. 1998.

 

11. FUZ J. K. Welfare economics in English Utopias. From Bacon to Adam Smith. Hague. 1952; J. MAX PATRICK. The quest of Utopia. New York. 1952; Armytage W.H. Heavens below. Utopian experiment in England. 1560 - 1960. L. 1961; DAVIS J. C. Utopia and the ideal society. A study of English Utopian writing 1516 - 1700. Cambridge. 1983.

 

12. Чемберлен П. заступник бедных людей или самаритянин Англии. Проблемы британской истории. М. 1984, с. 250,261.

 

13. ПАВЛОВА Т. А. Народная утопия в Англии.., с. 156.

 

14. PLOCKHOY PETER CORNELIUS. A way propounded to make the poor in these and other nations happy. L. 1659, Р. 5.

 

15. ОСИНОВСКИЙ И. Н. "Утопия" Томаса Мора в Англии XVII века. Актуальные вопросы историографии. М. 2007, с. 16.

 

16. PLOCKHOY PETER CORNELIUS. Op. cit" Р. 11.

 

17. ПАВЛОВА Т. А. Народная утопия в Англии.., с. 160 - 161.

 

18. BELLERS J. Proposals for raising a colledge of industry... Restoration and Augustan British Utopias. Syracuse. 2000, Р. 191.

 

19. Ibid., Р. 195.

 

20. BELLERS J. Essays about the poor, manufactures, trades, plantations and immortality. L. 1699, Р. 4 - 5.

 

21. Роберт Оуэн (1771 - 1858) - английский социалист, один из известнейших социальных реформаторов XIX века.

 

22. CLAEYS G. Introduction. Restoration and Augustan British Utopias. Syracuse. 2000, Р. XXXVI.

 

23. Ibid., Р. 212.

 

24. Annus Sophiae Jubiieus: The sophick constitution: or, the evil customs of the world reformed. Цит. по: DAVIS J. C. Utopia and the ideal society. A study of English Utopian writing 1516 - 1700. Cambridge. 1983, Р. 360.

 

25. Essay concerning adepts. Restoration and Augustan British Utopias. Syracuse. 2000, Р. 213 - 214.

 

26. Ibid., Р. 222.

 

27. Annus Sophiae Jubiieus..., Р. 363.

 

28. Essay concerning adepts, Р. 215.

 

29. МОР Т. Утопия. М. 1978, с 190.

 

30. Essay concerning adepts, Р. 216.

 

31. Annus Sophiae Jubiieus.., Р. 361.

 

32. Ibid., Р. 221,363.

 

33. Ibid., Р. 363.

 

34. THIRSK J. The agrarian history of England and Wales. 1500 - 1640. Cambridge. 1967.

 

35. VAUGHAN R. Most approved and long experienced water-workes.... L. 1897, Р. 30.

 

36. Ibid., Р. 78.

 

37. Ibid., Р. 37, 68.

 

38. Ibid., Р. 37.

 

39. WOOD E. B. Introduction; VAUGHAN R. Op. cit. L. 1897, Р. XXXI.

Опубликовано на Порталусе 16 октября 2020 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама