Рейтинг
Порталус

ДЖОН ВУЛМАН И ЕГО ДНЕВНИК

Дата публикации: 29 мая 2021
Автор(ы): Т. А. Павлова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ФИЛОСОФИЯ
Номер публикации: №1622283882


Т. А. Павлова, (c)

За страницами "Дневника" Джона Вулмана перед нами предстает человек такой обескураживающей скромности, такой беззащитной честности, такой чистоты души, что чтение это доставит истинное удовольствие всякому, для кого нравственный идеал и духовные устремления - не пустые слова. Недаром западные авторы сравнивают Вулмана с основателем ордена францисканцев - нищенствующих монахов св. Франциском Ассизским и французско- немецким мыслителем, протестантским теологом и врачом Альбертом Швейцером. "Дневником" восхищались британский поэт С. Т. Кольридж и американский поэт-романтик, философ Р. У. Эмерсон; в XX в. он оказал немалое влияние на писателя Т. Драйзера. Исследователи-филологи ставят этот "Дневник" в один ряд с такими классическими произведениями духовной литературы, как "Автобиография" просветителя и ученого Б. Франклина и "Уолден, или жизнь в лесу" писателя и мыслителя Г. Д. Торо, а также с творениями поэта и публициста У. Уитмена 1 .

Последнее, наиболее научное и полное, издание "Дневника" (а публиковался он много раз) вышло под редакцией Ф. П. Моултона в американской серии "Библиотека протестантской мысли" 2 . Однако самого Вулмана вряд ли можно причислить к протестантам в полном смысле этого слова. Он был квакером, а квакерство существенно отличалось от классического протестантизма - лютеранства и кальвинизма.

Движение квакеров зародилось в Англии в ходе революции середины XVII века. Английские квакеры не были сектой, ибо ни оформления членства, ни взносов, ни списков, ни мест для богослужений поначалу у них не существовало. Из графства в графство переходили странствующие проповедники, собирая толпы слушателей и создавая общины новообращенных. Основателем движения считается сын ткача Джордж Фокс, который в 1647 г. пережил мистическое откровение: божественный голос поведал ему, что только сам Иисус Христос внутри него может ответить на его духовные искания 3 . С тех пор Фокс проповедовал новое учение в тавернах и на рыночных площадях. Одновременно с ним доктрину "внутреннего света" проповедовали Дж. Нейлор, Р. Хабберторн, Э. Бэрроу, А. Пеннингтон, Дж. Парнелл, многие другие квакеры.

Это учение находило горячих последователей в среде мелких лавочников, ремесленников, подмастерьев, батраков, наемных рабочих, малоземельных крестьян. В ряде случаев "Друзьями Истины", "Детьми Света", как они себя именовали, становились и выходцы из образованных слоев общества, включая дворян. Их привлекали нравственная чистота и мистическая глубина учения Друзей. Поскольку квакеры, в отличие от всех прочих направлений тогдашнего христианства, помещали Бога во внутренний мир верующего и полагали, что с каждым из них может говорить тот самый дух, который диктовал библейские речения пророкам и апостолам,


Павлова Татьяна Александровна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

стр. 131


это приводило их к отрицанию церковной организации, необходимости каких-либо посредников между верующими и Богом, а значит - и к отрицанию таинств, иерархии, клира, к отказу от уплаты налогов, собираемых на нужды церкви, в первую очередь церковной десятины, и к проповеди широчайшей религиозной терпимости.

Проповедь вселенской божественной любви, открытой всем без исключения людям - богатым и бедным, просвещенным и невежественным, язычникам и христианам, вплоть до мусульман, иудеев и американских индейцев, являлась по существу проповедью полного равенства всех людей перед Богом, проповедью всемирного братства и взаимопомощи. Доктрина "внутреннего света" не оставляла места разделению между людьми. Социальная и расовая принадлежность, вероисповедание, в котором человек воспитывался, его пол - все это теряло свое значение, коль скоро в душе открывался источник "истинного света".

Квакеры были хилиастами: они ожидали скорого второго пришествия Христа на Землю. Но ожидание их не было пассивным. Приготовление себя к этому великому событию носило у них социальную окраску: они не мыслили его себе без активной деятельности на благо ближнего. Главную цель своей жизни Фокс и его последователи видели в том, чтобы собственным примером убедить людей жить согласно духу Христа, духу любви и мира, дабы общество здесь, на Земле, могло уподобиться Царствию Небесному. Они постоянно подчеркивали значение добрых дел для спасения души и считали, что богослужением, то есть служением высшему идеалу и окружающим людям, должна стать вся жизнь человека 4 .

Особых форм культа у Друзей не существовало: они собирались на площадях, в гостиницах, иногда в домах друг у друга и вместе предавались молчаливым религиозным размышлениям, "ожидая Бога". Тот, на кого "нисходил дух", проповедовал. Это мог быть представитель любого слоя общества, как мужчина, так и женщина. Денежных сборов на содержание проповедников не производилось: каждый зарабатывал на жизнь собственным трудом.

И во времена Республики, и в период кромвелевского Протектората, и особенно после реставрации Карла II Стюарта в 1660 г. квакеры подвергались жестоким преследованиям. Их собрания разгонялись, их побивали камнями, бросали в тюрьмы. Спасаясь от гонений, многие переселялись в заокеанские владения Англии: Нью-Джерси, Пенсильванию, Массачусетс, Мэриленд, Вирджинию. В некоторых из этих колоний, особенно в Пенсильвании, пожалованной королем квакеру из знатной семьи Уильяму Пенну, образовались значительные поселения Друзей, которые пользовались там религиозной свободой 5 .

К XVIII в. Друзья, выжившие и закалившиеся в эпоху гонений, постепенно превратились в замкнутую секту со своими обычаями, традициями и запретами. Честность, бережливость и трудолюбие привели многих из них к материальному достатку; этому способствовала также традиция взаимопомощи и сплоченности, отличавшая квакеров с самого начала их существования. И в Англии, и в Америке ими были построены дома для молитвенных встреч, созданы школы и библиотеки. Квакеры предпочитали брать жен и выходить замуж внутри своей секты, отдавать детей на обучение только в квакерские школы.

Каждое воскресенье, которое они называли, как и остальные дни, просто порядковым номером - "Первый день недели" (дабы не употреблять языческих названий) 6 , Друзья собирались на богослужение в молитвенный дом. Служба проходила в молчании. Тот, кто чувствовал духовное побуждение, мог встать и сказать несколько слов в поучение или назидание. Обычно некоторые из членов конгрегации говорили чаще иных, чувствуя к тому способность и призвание, и тогда их называли "служителями". Такие служители обычно посещали и прочие собрания Друзей в округе или даже в заморской Англии и участвовали в их молитвенной жизни.

Вулман родился в 1720 г., в квакерской семье среднего достатка, неподалеку от Филадельфии (графство Берлингтон, Нью-Джерси). Отец его был землевладельцем, садоводом и нотариусом, знакомым со многими видными предпринимателями в Филадельфии и округе. В семье было 13 детей, а Джон был четвертым. В возрасте четырех лет он начал посещать сельскую школу, где проучился 10 лет. С детства мальчик любил читать. Семейная библиотека и собрания книг в домах у Друзей пополнили его образование. В доме царила благочестивая атмосфера: каждое воскресенье, после посещения молитвенного собрания, вслух читались Библия и другие религиозные книги.

Искушения не обошли Вулмана стороной: как он вспоминал, в юности он связался с дурной, фривольной компанией молодых людей, проводивших дни в праздных увеселениях. Это рождало серьезный внутренний конфликт: привитая дома тяга к благочестию и духовной дисциплине не соответствовала разнузданному и циничному окружению молодых повес ("Дневник", с. 25 - 27). В течение нескольких лет в душе юноши происходила нешуточная борьба. Наконец, чистая, духовная сторона его существа победила, и он отошел от прежних знакомств.

стр. 132


В возрасте 21 года Вулман оставил отчий дом и переселился в городок Маунт-Холли, находившийся на расстоянии пяти миль от родной деревни, чтобы начать работать по найму в магазине, где продавались хлебные изделия и бытовые мелочи. Торговля шла успешно, и через некоторое время Вулман открыл собственный магазин, который приносил ему все больший доход. Дело расширялось, хозяин богател. Но ни богатство, ни успех в деле не радовали его. Они требовали массу времени и усилий, отрывая его от драгоценного чтения, созерцаний и молитв, серьезно бередя его совесть: ведь сказано же в Евангелии, что трудно богатому войти в Царствие Небесное. А Небесное Царствие занимало ею гораздо больше, чем земные успехи. И Вулман сознательно сокращает свое дело и нарочно урезает доходы, чтобы они не мешали его духовному росту. "Расширение дела, - писал он, - стало для меня бременем, ибо, хотя мои естественные склонности привлекали меня к торговле, все же я верил, что Истина требует от меня жизни в большей свободе от этих затруднений" ("Дневник", с. 53). Он обучился ремеслу портного, начал шить одежду и, наконец, совсем оставил торговлю. Свой бюджет он пополнял время от времени, составляя завещания и другие официальные бумаги или обучая детей. Любимым досугом для него стал уход за фруктовым садом. Такие занятия позволяли ему жить без спешки, просто и скромно, следуя духовному призванию.

В его семье царила гармония. По достижении 29 лет, испросив предварительно совета у Бога, он женился на "благосклонной девице" Сэйре Эллис, с которой был знаком задолго до свадьбы. У них появилось двое детей, один из которых умер во младенчестве. Как писали в некрологе Друзья из его молитвенного собрания, он был "любящим мужем и нежным отцом" ("Дневник", с. 5). Об этом непосредственно свидетельствуют и страницы "Дневника".

Вулман с юных лет стал активным членом квакерского собрания. В 23 года он уже числился "служителем" и, испросив необходимую сопроводительную бумагу, отправился в свое первое путешествие. В течение жизни Вулман проделал около 30 таких странствий. Их описание занимает значительную часть "Дневника". Последнее путешествие он предпринял в Англию в 1772 г., во время этого путешествия заразился оспой и после тяжкого недуга умер в Йорке в возрасте 52 лет.

"Дневник" он начал писать, когда ему исполнилось 36. Первая часть, до 1756 г., представляет собой начало автобиографии. Впоследствии он до самой смерти своей вносил туда новые записи. "Дневник" - это прежде всего памятник духовной литературы, отражающий внутреннюю жизнь человека, нравственные искания и поиски Бога. Источниками для него явились Библия (как Ветхий, так и Новый Завет, о чем свидетельствуют частое цитирование или упоминание различных мест из священных текстов), дневники других странствующих квакерских проповедников и классические произведения квакерской литературы вроде эссе и трактатов Пенна, "Апологии" Роберта Баркли, "Истории возникновения, приумножения и развития христианского народа, называемого квакерами" Уильяма Сьюэла 7 . Вулман читал не только квакерскую духовную литературу: он знал произведения немецкого мистика XVII в. Якоба Бёме, весьма популярного среди квакеров; книги английских пуритан; знаменитый памятник средневековой католической литературы "Подражание Христу", приписываемый Фоме Кемпийскому. Уже одно это свидетельствует о широте взглядов Вулмана.

Как отмечают исследователи, главная черта, присущая "Дневнику", - глубокий спиритуализм, постоянное ощущение присутствия Бога в повседневной жизни, а по временам, наоборот, - острое чувство богооставленности, а также стремление общаться с божественными силами, испрашивать у них совета, просить помощи и поддержки. Временами Вулман видел особые, духоносные сны, влиявшие на его жизнь; подчас чувствовал водительство Божие, и сердце его "расширялось и пламенело", ощущая в себе "Внутренний Свет" - основу основ квакерского вероучения. Он твердо верил в Божий промысел, который творит благо для тех, кто вверяется ему, и признавался, что постоянно получает подтверждения того, "что, действуя вразрез с сиюминутной материальной выгодой из соображений Божественной любви и в соответствии с истиной и справедливостью и тем самым навлекая на себя негодование людей, мы открываем путь к сокровищам, которые лучше серебра, и к дружбе, превосходящей людскую дружбу" ("Дневник", с. 46).

Такие убеждения рождали в нем особое чувство защищенности, безопасности и покоя даже в самых непредвиденных и затруднительных обстоятельствах. "Женщина, - писал он, - может забыть о своем грудном младенце, но Он никогда не забудет о своих верных" ("Дневник", с. 7). Эстер Тьюк, ухаживавшая за ним во время его последней болезни, была поражена покоем, исходившим от этого смертельно больного человека. "Состояние его души в продолжение всех этих невыразимых мук неизменно оставалось спокойным; твердая вера в Господа, совершенное предание себя Его воле проявлялись во всем; терпение, которое

стр. 133


невозможно описать; надежда и вера были столь тверды у него, что никакое внешнее бедствие, казалось, не могло его расстроить или встревожить" ("Дневник", с. 7).

На этой духовной основе зиждилось обостренное нравственное чувство Вулмана, доныне поражающее читателей "Дневника". Истина и Добро для него нераздельны. Дурные обычаи, против которых он ополчался, являлись, как он полагал, таковыми именно потому, что не имели своим основанием чистую Истину христианского учения. Подобным же образом истинная мудрость и истинное добро для него - почти одно и то же. Несокрушимая вера в Божий промысел приводила его к убеждению, что миром правит нравственный закон как высшая справедливость и что зло, так или иначе, получит должное воздаяние. Во всех своих поступках он прежде всего руководствовался убеждением, что человек должен творить добро и поступать по справедливости, чего бы это ему ни стоило.

Этот нравственный императив порождал в нем глубокую озабоченность состоянием общества. Помимо "Дневника", от Вулмана сохранились еще письма, послания от ежегодных квакерских собраний и эссе, которые, как и "Дневник", ясно показывают, что более всего его волновали три проблемы: расовые взаимоотношения, нищета среди изобилия и роскоши, войны и насилия. Для квакеров понятие молитвы выходило далеко за пределы ежевоскресных молчаливых богослужений. Молитвой должна была являться вся жизнь, все действия и поступки человека. Созерцание Бога не отрывалось от повседневности, а органически входило в нее.

О том, насколько сильно был озабочен Вулман проблемой рабства негров, свидетельствует почти каждая страница его "Дневника". Помимо того, он написал в двух частях трактат "Некоторые соображения о содержании негров". Первая часть была создана в 1746 г., вскоре после того, как Вулман завершил путешествие в провинции Мэриленд, Вирджиния и Северная Каролина, где рабство и работорговля имели более жестокие формы, чем в том крае, где жил Вулман. В 1753 г. он по желанию отца, высказанному на смертном одре (тот умер тремя годами ранее), представил этот трактат на рассмотрение Комитета по публикациям при ежегодном собрании, и в следующем году "Некоторые соображения" увидели свет. Вторая часть трактата была закончена в 1761, а опубликована в 1762 году 8 .

Чувствительную натуру Вулмана глубоко ранило бесправное и нищенское положение черных рабов, страдавших физически и нравственно от тяжелой работы и униженного положения. Хотя он признавал, что в некоторых домах с рабами обращаются милосердно, это было скорее исключением, чем правилом. Не менее заботило Вулмана духовное благополучие самих угнетателей: он полагал, что жестокость по отношению к рабам, к которой люди привыкают с детства, является серьезной угрозой для нравственного состояния их души, делает их жестокими и черствыми, закрывает им путь к истине, любви и божественной благодати. Наконец, Вулмана заботило благополучие "Общества Друзей" как ветви христианской церкви, уже по этой причине обязанного проявлять милосердие и уважение к угнетенным и обиженным.

Постепенно Вулман пришел к мысли о необходимости отмены рабства вообще. А в качестве метода борьбы с этим злом он избрал - в соответствии с верой и практикой Друзей - путь индивидуальной работы с теми, кто имел рабов. Терпеливо и уважительно в течение всех 30 лет своей сознательной жизни он вел нелегкие разговоры с рабовладельцами, убеждая их отпустить рабов на свободу сразу же хотя бы по достижении ими возраста 30 лет. В Ньюпорте (Род-Айленд) он созвал на собрание самых видных квакеров-рабовладельцев и после молитвы обсуждал с ними пагубные последствия работорговли и обладания рабами.

Характерно и следующее. Путешествующие Друзья по традиции останавливались в домах собратьев по вере, ничего не платя им за ночлег и пищу. Вулман же, останавливаясь в домах рабовладельцев, настаивал на том, чтобы вносить плату за их гостеприимство, ибо богатство и благополучие тех домов, где он жил, основывалось на тяжком труде рабов. Если хозяин не хотел брать деньги, Вулман просил его разрешения раздать деньги неграм, обслуживавшим хозяйство ("Дневник", с. 60 - 61).

В 1754 г. Вулман составил послание от имени "Ежегодного собрания Филадельфии", направленное против рабства. Публикация его трактата "Некоторые соображения о содержании негров" имела серьезные последствия для отношения к этой проблеме "Общества друзей" в целом и в Американских колониях, и в самой Англии. Отчасти под влиянием этих документов "Лондонское Ежегодное собрание" отвергло в июне 1758 г. работорговлю. В сентябре того же года "Ежегодное собрание Филадельфии" в своем протоколе убеждало Друзей освободить их рабов и заявило, что любой член их "Общества", купивший или продавший раба, отстраняется от участия в делах конгрегации. Вторая часть "Некоторых соображений", вследствие широкого ее распространения среди квакерских общин по всему континенту, привела среди них к широкому движению против рабства, и в 1776 г., спустя четыре года после смерти Вулмана,

стр. 134


"Ежегодное собрание Филадельфии" издало запрет на рабовладение для членов их "Общества".

Говоря об антирасистских убеждениях Вулмана, упомянем и о его добром, уважительном и сочувственном отношении к индейцам, которое особенно проявилось во время его путешествия 1763 г. в район Вайалусинга, в глубинных областях Пенсильвании ("Дневник", с. 126 - 137).

Столь же волновала Вулмана проблема бедности. Острое осознание социальной несправедливости, разделявшей общество на богатых, которые жили "в избытке" и окружали себя предметами роскоши, и нуждающихся бедняков, зарабатывавших хлеб насущный тяжким трудом, типично для Друзей с самого начала их движения. И Фокс, и Нейлор, и Парнелл, и Бэрроу со страстью обличали богатство и пытались защитить бедных. Английский квакер Джон Беллерс в конце XVII в. разработал кооперативный проект "Производственного содружества", цель которого определил как "прибыль богатым, жизнь в достатке бедным и хорошее воспитание юношеству" 9 .

Экономические идеи Вулмана высказаны и в его "Дневнике", и в трактате "Ходатайство о бедных", составленном в 1763 - 1764 годах 10 . Вулман не был сторонником уравнения или обобществления собственности, однако считал, что каждый человек имеет неотчуждаемое право на пользование землей и необходимыми для жизни материальными благами. Позже эта идея будет с полной ясностью высказана известными реформаторами в экономике Томасом Пэйном и Генри Джорджем. Но, в отличие от них, Вулман обращался прежде всего к совести богатых людей, убеждая их оставить ненужные привычки к роскоши и жить скромнее, чтобы бедные могли получать за свой труд больше и не губить здоровье на непосильных работах. Как видно из "Дневника", он, часто на собственном примере, показывал, как можно добровольно уменьшить свои прибыли и материальные потребности и стремиться только к тому, что действительно необходимо для жизни ("Дневник", с. 53).

Одна из существенных черт мировоззрения Вулмана, которая тоже шла в русле квакерской традиции, - решительное отрицание войны и насилия. Вулман был уверен, что "семена войны" коренятся в несправедливом социальном устройстве и в неумеренных аппетитах богатых, стремящихся все более умножать прибыли. Он уверял, в частности, что стремление белых людей получать высокие прибыли от торговли с индейцами прямо ведет к враждебности, войнам и жестокостям. Во время Семилетней войны с Францией, а также с индейцами, когда британское правительство искало поддержки у жителей Американских колоний, Вулман в послании от имени "Ежегодного собрания Филадельфии" убеждал Друзей противостоять войне и не участвовать в ней, но всецело довериться "руке Всемогущего". Пусть даже некоторые из них будут наказаны за это и претерпят конфискацию имущества или тюремное заключение: ни страдания, ни смерть, писал он, не страшны тем, кто послушен воле Божией ("Дневник", с. 48 - 50).

Когда для нужд войны были назначены специальные налоги, Вулман отказался платить их, дабы не поддерживать насилие и кровопролитие. "Отказаться от активной уплаты налога, который наше "Общество" в целом уплачивало, было крайне неудобно; но делать то, что противоречило моей совести, казалось мне еще более ужасным", - писал он ("Дневник", с. 84).

Духовная высота и социальные взгляды Вулмана оказали немалое влияние на нравственное состояние "Общества Друзей" в его время. Кропотливая работа по убеждению сотен людей в несправедливости и вреде рабства; призывы к скромной, трудолюбивой жизни; забота о бедных; стремление относиться к индейцам как к людям, достойным уважения и человеческих прав; выступления против войны и отказ платить военные налоги произвели огромное впечатление на современников. Еще при жизни Вулмана были изданы и широко распространились среди квакеров некоторые из его трактатов, а также послания от "Ежегодного собрания Филадельфии" и другие. В 1773 и 1774 гг. были опубликованы краткие эссе, написанные им во время морского путешествия в Англию, под общим названием "Наблюдения на разные темы" и "Произведения Джона Вулмана". Туда вошли "Дневник" и главные эссе, за исключением "Ходатайства о бедных"; позднее увидели свет другие его произведения, включая "Ходатайство о бедных" (1793г.). В 1775 г. "Дневник" был издан также в Лондоне и с тех пор не раз переиздавался.

Примечания

1. CADY Е. Н. John Woolman (Great American Thinkers). N .Y. 1965, p. 171 - 172.

2. The Journal and Major Essays of John Woolman. N. Y. 1971.

3. BRAITHWAITE W. C . The Beginnings of Quakerism to 1660. York. 1981; BARBOUR H. The

стр. 135


Quakers in Puritan England. New Haven. 1985; FOX G. Journal of George Fox. Lnd. 1975, p. 17 - 18; INGLE H. L. First among Friends: George Fox and the Creation of Quakerism. N. Y. 1994, p. 49 - 50.

4. REAY B. The Quakers and the English Revolution. Lnd. 1985, p. 49 - 81.

5. BACON M. H. The Quiet Rebels: the Story of the Quakers in America. Philadelphia. 1985.

6. По-английски Monday (понедельник) означает "Лунный день", Saturday (суббота) - "день Сатурна", и т. д.

7. PENN W. No Cross, no Crown. Lnd. 1725; BARCLAY R. An Apology for the True Christian Divinity. Birmingham. 1765; SEWEL W. History of the Rise, Increase and Progress of the Christian People Called Quakers. Vol. I - II. Lnd. 1722.

8. WOOLMAN J. Some Considerations on the Keeping of Negroes. Pt. I - II. In: The Journal and Major Essays, p. 198 - 237.

9. Подробнее см.: Религии мира: история и современность. М. 1982; Вопросы истории, 1986, N 12, с. 100 - 110; История социалистических учений. М. 1990.

10. WOOLMAN J. A Plea for the Poor, or A Word of Remembrance and Caution to the Rich. In: The Journal and Major Essays, p. 238 - 272.

Опубликовано на Порталусе 29 мая 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама